Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7241 Конспект НОД: «Ориентировка в пространстве и на плоскости, времени»

Опубликовано 03.06.2022
Зудова Яга Леонидовна; Назарова Нина Владимировна
МКОУ «Начальная школа - детский сад 33»
воспитатели

 

Конспект итогового занятия

ОО «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

старшая группа

 

Форма: Игровая площадка.

Тема: «Ориентировка в пространстве и на плоскости, времени»

Цель: Закрепление полученных  знаний в ориентировке во времени (сутки, дни недели, времена года и временных отношений: вчера, сегодня, завтра); ориентировке в пространстве и на плоскости.

Задачи:

Ориентировка в пространстве.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;

двигаться в заданном направлении, в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.);

определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов.

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Ориентировка во времени.

Закрепить  представление детей о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.

Закрепить умение устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

 

Методы и приемы:

ü  Словесные игры. Составление рассказов по сюжетной картинке. Вопросы

ü  Подвижные игры

ü  Игры на развитие логического мышления

ü  Художественное слово

ü  Музыкальное сопровождение

ü  Задания поискового характера

ü  ЗСТ:упражнение для глаз, упражнение для пальчиков

ü  Рефлексия

ü  Коллективная и индивидуальная работа, дифференцированный подход.

ü  Работа с индивидуальными каточками.

 

Интеграция образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 

Ресурсное обеспечение:

Технические средства:

Телевизор, магнитофон, USB-флэш-накопитель.

Музыкальные произведения:

«Утро начинается», «Барбарики», «Весна», видео ролик «Сутки».

Дополнительное оборудование:

Магнитная доска, магниты 4 штуки. Магнитные чемоданчики (3 штуки). К чемоданчикам фоны и мелкие фигурки, для составления сюжетной картинки: зима, весна, лето, осень. Микрофон.

Цветовые разметки, для ориентира:

В группе, на ковре: разноцветные дорожки, ряд прямоугольников, треугольники в кругу, ряд из карточек с кружочками для игры «Живая неделька». На стульчиках ромбы. На столах: круг, овал, квадрат.

Карточки:

Части суток (разрезные картинки - один комплект). Цифры (один комплект до 7). Дни недели (разрезные на одного ребенка). Времена года, месяца (разрезные на двоих детей)

 

 

v Вводная часть

  • Звучит песня «Утро начинается», дети заходят в группу и встают в круг. Воспитатель читает стихотворение

«Утро»

Доброе утро, птицы запели.

Добрые люди встали с постели.

Прячется вся темнота по углам.

Солнце встает и идет по следам.

- О чем это стихотворение?

- Какое оно по характеру?

- Ребята, я хочу вам открыть секрет, чтобы целый день у вас было хорошее настроение, надо каждое утро начинать с улыбки.

- Давайте улыбнемся друг другу и будем играть в интересные игры, вспомним, части суток, дни недели, времена года и даже месяца.

 

v «Сутки» «Ориентировка в пространстве»

v Игра малой подвижности с карточками «Собери сутки»

- Скажите, на какие 4 части можно разделить сутки? - Утро, день, вечер, ночь.

- Посмотрите, кто-то разбросал все части суток, давайте их соберем.

- Два человека подойдите к магнитной доске на ножках, а остальные встаньте на прямоугольники, напротив разноцветных дорожек.

- Вы (обратиться к детям – на прямоугольниках), пойдете по цветным дорожкам, будете объяснять в каком направлении идете, дойдете до конца, возьмете карточку с частью суток, назовете эту часть и передадите карточку ребятам, которые у доски. (по дорожкам возвращаться не надо).

- Вы (обратиться к детям у стола), будите  собирать из этих карточек «Сутки».

- Молодцы! Правильно выполнили задание! Что вы делаете утром? (днем, ночью,  вечером).

- Я вас приглашаю послушать одно стихотворение, займите места с ромбами.

  • Перед телевизором  размещены стульчики с ромбами, дети садятся на них.

 

  • Просмотр видео «Стихотворение сутки»

- О чем это стихотворение? – О сутках.

- Как одним слово можно назвать: ночь, утро, день и вечер? – Сутки.                             

- Давайте сделаем упражнение, для глазок, чтобы они отдохнули.

 

  • Упражнение для глаз
  • Дети  снимают очки и выполняют движения глазами, не поворачивая головы, в соответствии с текстом.

В понедельник, как проснутся

Глазки солнцу улыбнутся.

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Во вторник часики глаза.

Отводят взгляд туда – сюда.

Ходят влево, ходят вправо,

Не устанут никогда.

В среду в жмурки мы играем

Плотно глазки закрываем

Раз, два, три, четыре, пять

Время глазки открывать.

v «Дни недели» «Вчера, сегодня, завтра»

- Давайте вспомним дни недели.

- Диана, подойди к маленькому столику и собери дни недели по порядку.

- Пока ты собираешь, мы с ребятами поиграем в веселый микрофон.

 

 

  • Блиц – опрос «Веселый микрофон».

- Ребята, какой день недели сегодня?

- Какой был вчера?

- Какой будет завтра?

- Сколько всего дней недели?

- Сколько дней вы ходите в детский сад?

- Сколько дней вы отдыхаете?

- Какой день неделю начинает?

- Какой день неделю заканчивает?

- А теперь посмотрим, правильно ли Диана справилась с заданием?

- Называйте дни недели.

- Молодец, Диана, все сделала правильно и быстро.

 

  • Подвижная игра с карточками, под музыку «Живая неделька»

- Сейчас проверим, как вы запомнили последовательность дней недели. Разбирайте карточки с цифрами, найдите на ковре треугольники и встаньте на них.

- Слушайте правила! Пока будет играть музыка, вы подскоками бегайте по кругу, как музыка замолкает, вы должны найти карточки с кружочками и встать на них, но чтобы количество кружочков соответствовало вашей цифре.

  • Звучит веселая музыка, дети бегают по кругу подскоками, по окончании музыки следуют правилам игры.

- Расскажите, почему вы так встали?

- Сейчас дни недели правильно стоят? – Нет.

-Тогда играем еще раз, но как музыка закончится, вы должны построиться на прямоугольниках, так как друг за другом идут дни недели.

  • Дети заняли свои места в ряду.

 

  • Перекличка «Дни недели».

- Давайте сделаем перекличку и проверим, правильно ли вы построились.

- Какого дня не хватает?

- Между какими днями его надо поставить?

 

  • Словесная игра «Между какими днями находится…?» и «Соседи».

- Между какими днями находится среда, …?

- Назовите соседей  пятницы, …?

- Молодцы, ребята, какие вы внимательные!

- Сутки, вспомнили, дни недели вспомнили, осталось вспомнить времена года и месяца.

- У вас на груди приклеена маленькая геометрическая фигурка. Назовите, у кого какая? (Дети называют свои фигурки). Найдите такую  же, но только большую на столе и сядьте за тот стол.

 

v «Времена года и месяца» «Ориентировка на плоскости»

- Кто знает загадки о временах года? Загадайте их друзьям.

 

 

  • Загадки «Времена года»

 

Хоть сама и снег, и лёд,

А уходит — слёзы льёт.

(Зима)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт —

В лесу подснежник расцветёт.

                                               (Весна)

Солнце припекает,

Цветы расцветают,

Бабочки порхают,

Когда это бывает?

(Летом)

Пришла волшебница прекрасная

Листву без краски перекрасила.

 (Осень)

 

 

 

 

- Давайте подготовим наши пальчики к работе с карточками и мелкими деталями.

 

  • Упражнение для пальчиков

Осень листья разбросала

Да и травы все прибрала.

Поочередно сжимать и разжимать пальчики обеих рук

 

Зима снегом завалила.

 

Поочередно помахивать каждой кистью рук.

А весна все напоила.

 

Сжать кисти рук в кулачки.

 

Летом  выросло все снова

 

Медленно выворачивать пальчики из кулачков «бутон».

Осень все встречать готово

 

Запястья прижать друг к другу, каждый пальчик «целуется» и все пальчики обнимаются (замочек)

 

  • Работа по индивидуальным карточкам.

- Диана и Рома, вам нужно собрать ГОД используя карточки которые у вас на столе.

-  А остальные ребята составьте сюжетную картинку по временам года, и расскажите, какую фигурку, куда вы положили.

  • Дети с расходящимся косоглазием выполняют работу на подставках.
  • Звучит легкая музыка.

- Какие красивые у вас картинки получились сюжеты!

- Расскажите, как называется ваша картина и что вы сделали, чтоб она такой получилась? – Моя картина называется Зима. В правом верхнем углу я положил дерево, а в правом нижнем……

  • Блиц – опрос «Год»

- Диана с Ромой уже справились с заданием.

- Скажите, сколько месяцев в году?

- Диана назови все.

- Ребята, а сколько месяцев в каждом времени года?

- Дима, назови осенние месяца.

- Аня – зимние.

- Лиза – весенние.

- Ева – летние.

- Какой месяц год заканчивает?

- Какой месяц год начинает?

 

v Рефлексия

- Спасибо, ребята, что вы со мной поиграли, вы меня так порадовали.

- Мне понравилось как … (отметить успехи каждого ребенка).

- А что вам особенно сегодня понравилось?  

- Что вы сегодня вспомнили, пока играли?

 

Звучит песня с клипом «Зима не обижайся»

  • Дети убирают рабочие места.