Конспект итогового занятия
ОО «Познавательное развитие»
Формирование элементарных математических представлений
старшая группа
Форма: Игровая площадка.
Тема: «Ориентировка в пространстве и на плоскости, времени»
Цель: Закрепление полученных знаний в ориентировке во времени (сутки, дни недели, времена года и временных отношений: вчера, сегодня, завтра); ориентировке в пространстве и на плоскости.
Задачи:
Ориентировка в пространстве.
Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;
двигаться в заданном направлении, в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.);
определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов.
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Ориентировка во времени.
Закрепить представление детей о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.
Закрепить умение устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Методы и приемы:
ü Словесные игры. Составление рассказов по сюжетной картинке. Вопросы
ü Подвижные игры
ü Игры на развитие логического мышления
ü Художественное слово
ü Музыкальное сопровождение
ü Задания поискового характера
ü ЗСТ:упражнение для глаз, упражнение для пальчиков
ü Рефлексия
ü Коллективная и индивидуальная работа, дифференцированный подход.
ü Работа с индивидуальными каточками.
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ресурсное обеспечение:
Технические средства:
Телевизор, магнитофон, USB-флэш-накопитель.
Музыкальные произведения:
«Утро начинается», «Барбарики», «Весна», видео ролик «Сутки».
Дополнительное оборудование:
Магнитная доска, магниты 4 штуки. Магнитные чемоданчики (3 штуки). К чемоданчикам фоны и мелкие фигурки, для составления сюжетной картинки: зима, весна, лето, осень. Микрофон.
Цветовые разметки, для ориентира:
В группе, на ковре: разноцветные дорожки, ряд прямоугольников, треугольники в кругу, ряд из карточек с кружочками для игры «Живая неделька». На стульчиках ромбы. На столах: круг, овал, квадрат.
Карточки:
Части суток (разрезные картинки - один комплект). Цифры (один комплект до 7). Дни недели (разрезные на одного ребенка). Времена года, месяца (разрезные на двоих детей)
v Вводная часть
- Звучит песня «Утро начинается», дети заходят в группу и встают в круг. Воспитатель читает стихотворение
«Утро»
Доброе утро, птицы запели.
Добрые люди встали с постели.
Прячется вся темнота по углам.
Солнце встает и идет по следам.
- О чем это стихотворение?
- Какое оно по характеру?
- Ребята, я хочу вам открыть секрет, чтобы целый день у вас было хорошее настроение, надо каждое утро начинать с улыбки.
- Давайте улыбнемся друг другу и будем играть в интересные игры, вспомним, части суток, дни недели, времена года и даже месяца.
v «Сутки» «Ориентировка в пространстве»
v Игра малой подвижности с карточками «Собери сутки»
- Скажите, на какие 4 части можно разделить сутки? - Утро, день, вечер, ночь.
- Посмотрите, кто-то разбросал все части суток, давайте их соберем.
- Два человека подойдите к магнитной доске на ножках, а остальные встаньте на прямоугольники, напротив разноцветных дорожек.
- Вы (обратиться к детям – на прямоугольниках), пойдете по цветным дорожкам, будете объяснять в каком направлении идете, дойдете до конца, возьмете карточку с частью суток, назовете эту часть и передадите карточку ребятам, которые у доски. (по дорожкам возвращаться не надо).
- Вы (обратиться к детям у стола), будите собирать из этих карточек «Сутки».
- Молодцы! Правильно выполнили задание! Что вы делаете утром? (днем, ночью, вечером).
- Я вас приглашаю послушать одно стихотворение, займите места с ромбами.
- Перед телевизором размещены стульчики с ромбами, дети садятся на них.
- Просмотр видео «Стихотворение сутки»
- О чем это стихотворение? – О сутках.
- Как одним слово можно назвать: ночь, утро, день и вечер? – Сутки.
- Давайте сделаем упражнение, для глазок, чтобы они отдохнули.
- Упражнение для глаз
- Дети снимают очки и выполняют движения глазами, не поворачивая головы, в соответствии с текстом.
В понедельник, как проснутся
Глазки солнцу улыбнутся.
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Во вторник часики глаза.
Отводят взгляд туда – сюда.
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.
В среду в жмурки мы играем
Плотно глазки закрываем
Раз, два, три, четыре, пять
Время глазки открывать.
v «Дни недели» «Вчера, сегодня, завтра»
- Давайте вспомним дни недели.
- Диана, подойди к маленькому столику и собери дни недели по порядку.
- Пока ты собираешь, мы с ребятами поиграем в веселый микрофон.
- Блиц – опрос «Веселый микрофон».
- Ребята, какой день недели сегодня?
- Какой был вчера?
- Какой будет завтра?
- Сколько всего дней недели?
- Сколько дней вы ходите в детский сад?
- Сколько дней вы отдыхаете?
- Какой день неделю начинает?
- Какой день неделю заканчивает?
- А теперь посмотрим, правильно ли Диана справилась с заданием?
- Называйте дни недели.
- Молодец, Диана, все сделала правильно и быстро.
- Подвижная игра с карточками, под музыку «Живая неделька»
- Сейчас проверим, как вы запомнили последовательность дней недели. Разбирайте карточки с цифрами, найдите на ковре треугольники и встаньте на них.
- Слушайте правила! Пока будет играть музыка, вы подскоками бегайте по кругу, как музыка замолкает, вы должны найти карточки с кружочками и встать на них, но чтобы количество кружочков соответствовало вашей цифре.
- Звучит веселая музыка, дети бегают по кругу подскоками, по окончании музыки следуют правилам игры.
- Расскажите, почему вы так встали?
- Сейчас дни недели правильно стоят? – Нет.
-Тогда играем еще раз, но как музыка закончится, вы должны построиться на прямоугольниках, так как друг за другом идут дни недели.
- Дети заняли свои места в ряду.
- Перекличка «Дни недели».
- Давайте сделаем перекличку и проверим, правильно ли вы построились.
- Какого дня не хватает?
- Между какими днями его надо поставить?
- Словесная игра «Между какими днями находится…?» и «Соседи».
- Между какими днями находится среда, …?
- Назовите соседей пятницы, …?
- Молодцы, ребята, какие вы внимательные!
- Сутки, вспомнили, дни недели вспомнили, осталось вспомнить времена года и месяца.
- У вас на груди приклеена маленькая геометрическая фигурка. Назовите, у кого какая? (Дети называют свои фигурки). Найдите такую же, но только большую на столе и сядьте за тот стол.
v «Времена года и месяца» «Ориентировка на плоскости»
- Кто знает загадки о временах года? Загадайте их друзьям.
- Загадки «Времена года»
Хоть сама и снег, и лёд,
А уходит — слёзы льёт.
(Зима)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт —
В лесу подснежник расцветёт.
(Весна)
Солнце припекает,
Цветы расцветают,
Бабочки порхают,
Когда это бывает?
(Летом)
Пришла волшебница прекрасная
Листву без краски перекрасила.
(Осень)
- Давайте подготовим наши пальчики к работе с карточками и мелкими деталями.
- Упражнение для пальчиков
Осень листья разбросала Да и травы все прибрала. |
Поочередно сжимать и разжимать пальчики обеих рук
|
Зима снегом завалила.
|
Поочередно помахивать каждой кистью рук. |
А весна все напоила.
|
Сжать кисти рук в кулачки.
|
Летом выросло все снова
|
Медленно выворачивать пальчики из кулачков «бутон». |
Осень все встречать готово
|
Запястья прижать друг к другу, каждый пальчик «целуется» и все пальчики обнимаются (замочек) |
- Работа по индивидуальным карточкам.
- Диана и Рома, вам нужно собрать ГОД используя карточки которые у вас на столе.
- А остальные ребята составьте сюжетную картинку по временам года, и расскажите, какую фигурку, куда вы положили.
- Дети с расходящимся косоглазием выполняют работу на подставках.
- Звучит легкая музыка.
- Какие красивые у вас картинки получились сюжеты!
- Расскажите, как называется ваша картина и что вы сделали, чтоб она такой получилась? – Моя картина называется Зима. В правом верхнем углу я положил дерево, а в правом нижнем……
- Блиц – опрос «Год»
- Диана с Ромой уже справились с заданием.
- Скажите, сколько месяцев в году?
- Диана назови все.
- Ребята, а сколько месяцев в каждом времени года?
- Дима, назови осенние месяца.
- Аня – зимние.
- Лиза – весенние.
- Ева – летние.
- Какой месяц год заканчивает?
- Какой месяц год начинает?
v Рефлексия
- Спасибо, ребята, что вы со мной поиграли, вы меня так порадовали.
- Мне понравилось как … (отметить успехи каждого ребенка).
- А что вам особенно сегодня понравилось?
- Что вы сегодня вспомнили, пока играли?
Звучит песня с клипом «Зима не обижайся»
- Дети убирают рабочие места.