Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7248 Статья на тему: «Игра, как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.»

Опубликовано 07.06.2022

Пакулина А.М

Студентка группы ДО-1-19

Научный руководитель:

 

«Игра, как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.»

     Аннотация: Данная статья изучает проблему актуальности экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста, ведется через игровую деятельность, а именно при помощи сюжетно-ролевых игр и дидактических.

    Ключевые слова: ребенок, экономическое воспитание, игра, дошкольник, педагог, обучение.

    Abstract: This article studies the problem of the relevance of the economic education of children of senior preschool age. The economic education of preschool children is conducted through gaming activities, namely with the help of role-playing games and didactic ones.

   Key words: Сhild, economic education, game, preschooler, teacher, education.

     На данный момент дошкольное образование ставит перед собой задачу, приобщать ребенка дошкольного возраста к реальной жизни, данная задача подкреплена тем, что произошло большое количество перемен в социуме, возникла большая потребность в подготовке дошкольников к жизни в обществе. По этой причине одна из важных задач современной дошкольной педагогики, это обучение младшего поколения основам экономики.

   В наше время молодые поколения, входят в жизнь в условиях рыночных отношений. В обществе стала востребованной та личность у, которой высокий уровень экономической культуры, сформировано экономическое сознание и мировоззрение.

  Иными словами, современным поколениям детей необходимо жить в новых условиях, учиться новым профессиям, они должны обладать усовершенствованными знаниями, умениями и личностными качествами.      

     Поэтому современные условия экономики, требуют воспитывать самостоятельных, деятельных, трудолюбивых, гуманных, экономически грамотных людей начиная с дошкольного возраста, так как это будет являться для них базой дальнейшей жизнедеятельности.

    По этой причине в последнее время сильно возрос научный интерес к проблеме экономического воспитания. Проанализировав психологическую и педагогическую литературу, можно заметить большую заинтересованность ученых данной проблемой. Такие исследователи, как А.А. Смоленцева, А.Д. Шатова, сделали акцент на том, что на данной момент условия общественной жизни, вызывают необходимость начинать экономическое воспитание в дошкольном возрасте, так как именно в данный период дети получают свой первый опыт в простейших понятиях экономики.

     Экономическое воспитание, которое мы даем детям в дошкольном возрасте оказывает огромное влияние на формирующиеся в данный период отношения к материальным и духовным ценностям. Во многом эффективность экономического воспитания детей дошкольного возраста, определяется заложенной нравственной основой в личности ребенка. При экономическом в обучении, усваиваются главные экономические категории, так же формируются одни из важнейших качеств личности дошкольников, такие как бережливость, трудолюбие, ответственность, а эти качества находят свое выражение в поступках и поведении детей.

    Экономическое образование, ставит перед собой цель воспитать социально адоптированного человека, который ценит результаты труда старших у которого есть материальные и духовные ценности, и соответствующие поведение.   

   В силу характера экономического образования, для него подбираются определенные методы из всего арсенала педагогических методов, приёмов и средств.

   Методы, приемы и средства выбираются педагогом исходя из поставленной цели и содержания предстоящего обучения. Так же на выбор методов и приемов влияет оснащенность педагогического процесса педагога.

   Главная цель педагога при экономическом воспитании – это преподнести ребенку мир экономики на доступном и понятном языке для него. По этой причине выбор педагога должен предпочтительно отдаваться таким методам, приемам и средствам, которые заинтересуют детей, будут действенны и значимы. Игра является наиболее действенной в этом случая, так как является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.

   Игровые методы и приемы можно охарактеризовать как методы, которые переносят учебные действия в определенный план, который образует систему правил. Педагог в этом случае не применяет прямое воздействие на детей, а дошкольники должны быть полностью задействованы в игровой ситуации.

   Игра – это естественный процесс для ребенка дошкольного возраста. А. П. Усова отмечала: «Правильно организовать жизнь и деятельность детей – значит правильно их воспитывать. Эффективный процесс воспитания может быть осуществлен в формах игры и игровых взаимоотношений именно потому, что ребёнок здесь не учится жить, а живёт своей жизнью».

   Важную роль игровых методов отмечали педагоги С. А. Козлова и Т. А. Куликова: «Достоинство игровых методов и приёмов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями».

    Наиболее рационально и эффективно использовать в экономическом обучении, такие виды игр: развивающие, сюжетно-дидактические, сюжетно-ролевые.

   Дидактическая игра – это игра в которой заложена обучающая задача, основным элементом которой являются правила, а их выполнение обуславливает решение игровой задачи.

   Большое значение имеют сюжетно-дидактические игры с экономической направленностью, данные игры хорошо развивают навыки поведения в соответствии с правилами, совершенствуют умение детей планировать свою работу и брать на себя определенную роль, умение оценить ситуацию, быть настойчивыми, находчивыми, терпеливыми. Данные игры могут помочь детям осознать смысл и значимость трудовых действий взрослых.  В них обыгрываются реальные жизненные ситуации: покупки, продажи, счет денег, производство товара и т.д.

     В таких дидактических играх, как «Семейный бюджет», «Обмен» в полной мере закрепляются и уточняются, такие знания детей как, простейшие экономические термины, представления о мире экономики, так же приобретаются новые экономические умения и навыки.

   Развивающие игры «Кому что нужно для работы», «Пятый лишний», «Подбери витрины магазинов», «Собираясь в путь, взять с собою не забудь» способствуют развитию таких навыков, как сообразительность и экономическое мышление.

   Сюжетно-ролевые игры – это вид деятельности дошкольников, в которой они берут на себя определенные роли взрослых и проецируют их действия и взаимоотношения на игровую ситуацию. Сюжетно-ролевая игра развивает воображение, внимание, произвольное поведение детей, дает возможность наглядно показать дошкольникам образец правильного поведения, решает проблему формирования представлений о нравственно-экономических нормах поведения. Наиболее популярными сюжетно-ролевыми играми являются игры, «Магазин», «Аптека», «Ателье», «Семья», «Кинотеатр».

    Проанализировав все выше сказанное можно подвести итог, что игра одно из наиболее эффективных средств экономического воспитания дошкольников, она включается в большинство программ, пособий для детей и имеет большую популярность среди педагогов. Игра, это основное средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Именно при помощи ее ребенок осваивает и познает окружающий его мир. Обучение, которое осуществляется при помощи игры естественно для дошкольника, поэтому знания усваиваются быстро. По этой причине педагоги используют различные виды игр, а именно дидактические, развивающие и сюжетно-ролевые.

 

Список используемых источников:

  1. Смоленцева, A.A. Введение в мир экономики или Как мы играем в экономику: Учеб. -метод. пособие / A.A. Смоленцева. СПб.: «Детство- Пресс», 2001. – 176 с.
  2. Дошкольная педагогика. В 2 ч. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1998. – 270 с.
  3. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под. ред. Е.А. Курака. – М.: ТЦ СФЕРА, 2012. – 80 с.
  4. Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика доя малышей, или Как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика – Пресс, 2011 г. – 118.: ил
  5. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 10-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 416 с.\
  6. Шатова, А. Д. Обсуждая проблему «Экономика и дети» / А. Д. Шатова. – М. : Педагогическое сообщество России, 2004.\
  7. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников / Е. А. Курак. М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80с.