Итоговое занятие в подготовительной группе
Составила: Дмитриева Н.А. - воспитатель
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Тема занятия: «На поиски Незнайки»
Возрастная группа: подготовительная (6 – 7 лет)
Цель: обобщение знаний и умений посредством игры-путешествия
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать временные представления (времена года, месяцы, дни недели);
- закрепить умение составлять предложения из 5- ти слов;
- продолжить обучение графической записи предложения;
- закрепить знания о звуках и буквах
Развивающие:
-развивать умение самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
- развивать интерес к школе и желание учиться.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Методические приёмы:
- игровой (использование сюрпризных моментов);
- наглядный (использование картинок);
- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- поощрение, анализ занятия.
Материалы и оборудование: компьютер, видео запись от Незнайки, магнитная доска, Незнайка - игрушка, письмо, карточки с цифрами и заданиями; схема для составления задачи; карточки с буквами: ш, к, о, л, а; пособие «окошечки»; карточки: знаки ?!., сундучок, сюрприз – отметка 5 на каждого ребенка.
Предварительная работа:
- организация и проведение непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте и формированию элементарных математических представлений в течение учебного года с группой детей;
- индивидуальная работа с детьми по повторению, обобщению, систематизации и закреплению пройденного материала;
- использование дидактических игр и пособий по данным направлениям работы в свободной и самостоятельной деятельности детей.
Образовательная деятельность организуется в соответствии с САНПИНом. Учтены возрастные и психологические особенности детей данного возраста, групповая комната подготовлена к проведению образовательной деятельности (освещение, проветривание, присутствует смена видов деятельности и зональность)
Ход занятия:
- 1. Организационно- мотивационный этап
Задачи этапа: настроить детей на предстоящую деятельность
Проведение коммуникативной игры:
«В круг широкий вижу я,
Собрались мои друзья.
С права друг и слева друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!»
- Ребята, я очень рада вас видеть! Возьмитесь за руки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им свою улыбку.
Давайте поздороваемся с ними.
- 2. Основной этап
2.1 Этап постановки проблемы
Задачи этапа: способствовать развитию желания помочь Незнайке
Заходит Лиса – Алиса (из сказки Буратино). Протягивает письмо и уходит.
- Вот так гость у нас! А что это у неё за письмо? Давайте посмотрим, что же там написано?!
«Письмо от Сверчка»
Здравствуйте, ребята подготовительной группы.
Пишет вам старый сверчок, который живет у папы Карло.
Я познакомился с вашей другой Незнайкой.
Незнайка узнал, что Мальвина учит Буратино и решил ему помочь. Но Мальвина и Незнайке придумала задания. Вернуться в детский сад он сможет, если выполнит задания Мальвины.
Мальвина приготовила пять разных заданий, за каждое выполненное задание можно открывать по одному окошечку в домике букв. Открыв все окошечки, можно прочитать слово. И только тогда Незнайка сможет вернуться!
Незнайка не может справиться с заданиями Мальвины! Пять заданий – это так для него много!
До свидания, Сверчок.
- В какую сказку попал Незнайка? Кто написал эту сказку?
(Буратино попал в сказку «Приключения Буратино. Написал сказку Алексей Толстой)
Воспитатель:
- И почему именно пять заданий?
- Ребята, может быть, Вы подскажите, почему Мальвине нравится цифра пять?
(предполагаемый ответ детей: пять – самая лучшая оценка в школе)
- Чтобы выполнять задания Мальвины вам понадобятся все знания и умения, которыми вы обладаете. Вы не испугаетесь? Не побоитесь испытаний?
Д: Нет, не испугаемся!
2.2 Этап практического решения проблемы
Задачи этапа:
- совершенствовать временные представления (времена года, месяцы, дни недели);
-развивать умение самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
- закрепить умение составлять предложения из 5- ти слов;
- продолжить обучение графической записи предложения;
- закрепить знания о звуках и буквах;
- развивать интерес к школе и желание учиться.
На доску один ребенок вывешивает задания по порядку.
Рядом пособие «окошечки». Все «окошечки» пустые.
на каждой полоске
написана буква,
продвигая полоску вверх,
в окошке появляется буква
Задание 1«Не зевайте, на вопросы отвечайте»
- Какой сегодня день недели?
- Если сегодня вторник, то вчера, какой был день недели?
- Сколько дней в неделе?
- Как называется следующий за средой день недели? Какой он по счету?
- Как называется день недели между четвергом и субботой, между субботой и понедельником?
- Напомните какое сейчас время года? Назовите все времена года.
- Какое время года было перед весной?
- Какое время года наступит после весны?
- Сколько месяцев в году? Какой сейчас месяц?
- Перечислите названия месяцев, называя их порядковые номера
(первый –январь…….)
- С какого месяца начинается год?
(год начинается с января)
- Каким месяцем заканчивается год?
(год заканчивается декабрем)
- Сколько всего месяцев включает каждое время года?
(каждое время года включает три месяца)
- Назовите среди названных месяцев – зимний: май, декабрь, апрель.
- Назовите среди названных месяцев – летний: сентябрь, август, февраль.
- Какое сегодня число?
- Что можно сказать о числе……(двузначное, состоит из десятков и …единц)
Воспитатель сообщает ребятам, что они справились с задание и за то могут открыть первое окошечко в домике букв
Задание 2 Игровое упражнение «Составим задачу про школьные принадлежности».
Воспитатель уточняет:
-Сколько частей в задаче?
- Как называется каждая часть в задаче?
- С помощью каких арифметических действий мы умеем решать задачи?
Воспитатель показывает карточки с цифрами 5 и 5 и модель для определения арифметического действия,
- Рассмотрите модель к задаче и определите, сколько групп предметов в задаче? (две группы предметов) - Что показывает большой круг (объединяет две группы предметов в одну) |
- С помощью какого арифметического действия надо решать задачу?
- Составим условие задачи.
- Поставим вопрос к задаче.
Выслушивает составленные задачи, вместе с детьми выбирает, какую из них они будут решать.
У детей модель для определения арифметического действия:
Рис. 1
(Дети решают задачу: рисуют в кругах точки в соответствии с числовыми данными задачи).
- Запишите с помощью цифр и арифметических знаков решение (один ребенок работает у доски)
- Сколько ….было?
- Сколько купили, взяли…. потом?
- Больше или меньше стало …..?
_Что вы сделали, чтобы ответить на вопрос задачи? (к 5 прибавили 5)
-Сколько всего стало….?
Воспитатель сообщает ребятам, что они справились с задание и за то могут открыть второе окошечко в домике букв.
Физкультминутка
Если мы чуть – чуть устали,
Мы на две минутки встали.
Глазки видят всё вокруг,
Обведем глазами круг.
Мы потянемся сначала,
Повернемся влево – вправо,
Мы наклонимся разок
И достанем свой носок.
Раз и два присели вниз,
Три, четыре – поднялись.
А теперь шагаем вместе
На одном и том же месте.
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно.
Задание 3«Узнай слово».
Необходимо по заданным звукам из слов составить новое слово.
Ребенок, который назвал звук, выходит к доске, характеризует звук, обозначает его буквой.
Последний звук слова МАЛЫШ
Первый звук слова КРЫША
Последний звук слова ЭСКИМО
Второй звук слова КЛАД
Третий звук слова СКАЗКА
Какое слово у вас получилось (школа)
Сколько слогов в слове школа? (два слога, - шко- ла -)
Воспитатель сообщает ребятам, что они справились с задание и за то могут открыть третье окошечко в домике букв.
Задание 4 «Починим сломанное предложение»
Школу, дети, утром, в, идут.
- Составьте предложение из слов: школу, дети, утром, в, идут.
(Утром дети идут в школу).
- Назовите первое слово?
- Назовите второе слово?
- Сколько всего слов в предложении? (ответы детей)
- Обозначим графической записью предложение.
- Сколько нужно изобразить черточек для схемы предложения, состоящего из 5 -ти слов?
(Для предложения, состоящего из 5 -ти слов, нужно нарисовать пять черточек. Первую черточку нарисую с уголочком – это заглавная буква. Черточки лежат на расстоянии, потому что слова в предложении пишутся отдельно).
- Какой знак поставим в конце предложения? (Точку).
- Скажите предложение используя знаки ? ! .
На доске чертится схема предложения. Меняются знаки в конце предложения, вызванный ребенок произносит предложение (интонационно), соответственно знаку ? !.
Воспитатель сообщает ребятам, что они справились с задание и за то могут открыть четвертое окошечко в домике букв.
Задание 5 «Продолжи пословицу»
Воспитатель берет карточку с пятым заданием.
- Интересно, что же Мальвина там ещё придумала?
- А какие пословицы про школу и учебу вы знаете? Я начну пословицу, а вы продолжите.
1. Ученье – свет, а не ученье - тьма.
2. Век живи, век учись.
3. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
4. Грамоте учиться – вперед пригодиться.
5. С книгой поведешься, ума наберешься.
6. Повторенье - мать ученья.
7. Без терпенья нет ученья.
8. Золото добывают из земли, а знания — из книги.
- Молодцы. Справились с заданием.
Воспитатель сообщает ребятам, что они справились с задание и за то могут открыть пятое окошечко в домике букв.
Дети читают слово ЧУЛАН.
- Так вот, где закрыла Мальвина Незнайку.
Сигнал видео звонка. Видео «Обращение Незнайки» (видео записано заранее, в костюм незнайки одет ребенок: «Ребята! Спасибо вам, что нашли меня и помогли выйти из чулана. Ждите меня в группе!».
Пока дети смотрят видео, «незаметно» появляется Незнайка- игрушка с чемоданчиком.
Раздает сюрприз – картинка с цифрой 5.
- Заключительный этап
Задачи этапа: подвести итог совместной деятельности, учить высказывать свои мысли понятно для окружающих и делать простейшие выводы, совершенствовать речь как средство общения.
Педагог организует беседу с детьми:
-Ребята, что мы сегодня делали на занятии?
(выручали Незнайку из беды)
- Какие задания вам понравилось выполнять?
- Какое задание было самым сложным?
_Какое задание было самым легким?
- Молодцы! Вы помогли Незнайке. Вы уже почти первоклассники, выполняете все самые трудные задания, и я надеюсь, что в школе вы будите получать только хорошие отметки.