Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7260 «Мир удивительный ждет впереди»

Опубликовано 15.06.2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа №201 города Белогорск»

 

 

Конспект ОД ПО ФЦКМ

«Мир удивительный ждет впереди»

Старшая группа

 

 

                                                                  Проведено: 12.05.2016г.

                                                                     Воспитатель: Геворкян А.Р.

                                                                                                        

 Приложение

Образовательная область: «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира»

Тема: «Мир удивительный ждет впереди". (Экскурсия по экологической тропе)

Цель: воспитывать чувство любви к природе, бережное отношение к окружающему природному миру

Программное содержание.

Обучающее: учить детей различать и называть хвойные и лиственные деревья; учить находить общие признаки: у всех деревьев есть крона, ветви, ствол, корни; уточнить знания детей о состоянии растений весной: на деревьях набухают почки, , так как начинается сокодвижение; дать понятие об экосистеме “лес”.

Развивающее: развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи: состояние неживой природы – растительный мир – животный мир; развивать речь детей, умение подбирать определение к слову.

Воспитательное: понимать и видеть красоту родной природы с помощью народного фольклора, воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережном отношении к своему здоровью; развивать любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром; практическими делами охранять и беречь лес.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – личностное развитие, художественно – эстетическое развитие

Материалы: разноцветные ленты, рабочие перчатки, целлофановые пакеты.

 Движения: ходьба с высоким подниманием колен, след в след, приставным шагом, широким шагом, змейкой, прыжки с поворотом, боком, через препятствия.

Предварительная работа: разучивание пословиц и примет о березке, чтение произведений о весне. Разучивание на музыкальных занятиях русской народной песни «Березонька» и пляски вокруг березки.

Ход экскурсии

В: Ребята, мы отправляемся на прогулку. А чтобы узнать куда, нам подскажет ответ на загадку:

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом

Чудеса увидишь в нем!         (Лес)

          В: Ребята, как вы думаете, куда ведет эта тропинка?

Д: В лес.

В: Вы хотите прогуляться по этой тропинке? Узнать много интересного. На каждой лесной тропинке нам будет встречаться все новое и новое чудо.

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой:

Одно “почему” меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей,

Другое - пчелою забралось в цветок.

А третье – лягушкою, скок в ручеек.

     В: Но прежде чем отправиться в путь, скажите мне, ребята, что такое лес?   

    Д: Лес – это место, где растет много деревьев и кустарников.

    В: А какие деревья вы знаете?

    Д: Тополь, ель, сосна, дуб, осина и т д.

    В: Много разных деревьев вы назвали. А как их отличить? Какой лес бывает?

    Если в лесу растут только ели и сосны – это (хвойный лес)

    А если растут деревья с листьями, то такой лес называется (лиственным)

    А если в лесу растут и те и другие деревья, то такой лес будет называться – смешанным.

Мы отправляемся в лес по тропинке.

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.

 Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

В: Итак, мы оказались в лесу. Давайте поздороваемся с лесом, каждый по-своему!

В: Какое сейчас время года?

Д: Весна.

В: Правильно, весна. Оглянитесь вокруг, давайте полюбуемся красотой весеннего леса, когда оживает и просыпается природа. Ребята, что вы почувствовали, услышали, когда вошли в лес? (Свежесть, запах хвои, пение птиц, шум ветра…).

Лесные жители наблюдают за нами, они притаились и ждут, как же мы будем вести себя в лесу? Уважаемый лес, мы пришли к тебе как друзья! Ведь, правда, ребята? А как ведут себя в лесу настоящие друзья леса?

Д: Не кричат, не пугают животных, насекомых, ходят только по тропинке, чтобы не обидеть растения …

         Объект №1. Березка. (объект зарисовать, отметить на карте).

В: А вот и наша красавица. Как называется это дерево?

Д: Березка.

В: Березка - это дерево или может быть кустарник?

Д: Дерево.

        В: Почему вы так думаете? Как расположены ветви по отношению к стволу? Какого цвета кора у березы? Зачем дереву нужна кора?

Д: Рассматривают березу и отвечают на вопросы.

В: Дотроньтесь до коры березы, какой у нее ствол?

Д: Холодный.

В: Береза -  единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце и спасает дерево от ожогов.

В: Ребята посмотрите внимательно на веточки березы, что вы на них видите?

Д: Шишечки…

В: Так просыпается березка от долгого сна. Эти шишечки как правильно называются? Почки. В них долгую зиму спали листочки, а с наступлением весны они постепенно проснутся и березка станет еще красивее, не только с листочками, но и с сережками.

В: Ребята, как вы думаете, почему у лиственных деревьев только весной набухают почки?

Д: Потому, что становится теплее, снег тает…

В: Начинается сокодвижение, и деревья просыпаются. Как можно назвать березку? (Стройная, белоствольная, кудрявая, русская, легкая…). Издавна люди знали и о целебных свойствах березки. Чтобы волосы у девушек хорошо росли, были густыми и красивыми, их полоскали отваром листьев березы. А березовый сок дает человеку больше сил.

У березки есть даже свой праздник «Троицын день» – в начале июня. В этот день чествовали березку, надевшую зеленый наряд, водили хороводы, плели венки, пели песни, украшали ветки лоскутками, лентами.

       В: Ребята, давайте сейчас возьмемся за руки, поводим хоровод вокруг нашей красавицы березки и хором исполним для нее песню (хоровод «Ай, да березка» ст. Ж. Агаджановой, муз. Т. Попатенко).

Водим с детьми хоровод с исполнением песни:

Березонька.

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая!

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая,

Близ тебя, березонька,

Красные девушки

Венки вьют, плетут.

В: И березку прославляя

Танец ей покажем

Танец с ленами вокруг березки под русскую народную песню «Во поле береза стояла»

Игра «Завяжи ленточку на березке» (при этом нужно назвать пословицу или примету). Дети по одному подходят к березке, повязывают ленточку.

Пословицы:

- Сломать березку – секунда, вырастить – года.

- Кто с березы кору снимает, тот ее убивает.

- Березоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

- Не бывать ветке толще ствола.

- Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.

- Береза – не угроза, где стоит – там и шумит.

В: А какие приметы вы знаете, которые связаны с русской красавицей?

- Иней на березах – к морозу.

- Из березы течет много сока – к дождливому лету.

- Лопаются сережки – пора сеять хлеб.

- Береза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.

- Если листья на березе появятся раньше, чем у клена, лето будет сухое.

          В: Ребята, сейчас я для вас и для нашей березки прочитаю стихотворение П. Воронько «Березка».

 У красы – березки платье серебриться.

У красы – березки зелены косицы.

Со двора к березке выскочили козы.

Стали грызть березку, а березка - в слезы.

Защищать березку стали мы гурьбою,

Чтоб краса – березка выросла большою.

         Давайте попрощаемся с русской красавицей и пойдем дальше. До второй остановки мы будем выполнять следующие движения: ходьба широким шагом, след в след, змейкой. (Дети выполняют движения по команде воспитателя).

Объект №2. Насекомые

 В: Я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь отгадать:

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

В: - Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

  • Сок цветов душистых пьет,

 Дарит нам и воск, и мед.

 Людям всем она мила

 А зовут ее... (пчела).

В:- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

  • Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. ( муравей).

В: - Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

  • Она ярка, красива,

 Изящна, легкокрыла.

 Сама похожа на цветок

  И любит пить цветочный сок. (бабочка).

В: - Какие слова  вам подсказали, что это бабочка?

  • Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. ( Божья коровка).

В: - А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

- Как можно назвать одним словом тех, кто здесь обитает?

-  Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

-  А паук – это насекомое?

-  Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

- Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)

- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

- Назовите вредных насекомых. (Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

-  Молодцы все загадки отгадали

В: Ребята, вы не устали, может вернемся обратно?

Д: Нет, давайте пойдем дальше.

В: Хорошо, продолжаем нашу прогулку. Впереди у нас новая остановка, а значит и новые движения: прыжки с поворотом, боком, через препятствия.

Объект №3. “Сохраним лес”. (отметить на карте).

В: Ребята, сейчас нам предстоит самая ответственная работа. Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?

Д: Пакетов, бумаги, бутылок…

В: Одним словом - мусора. Скажите, вам нравится такой лес?

Д: Нет, можно даже пораниться.

В: Правильно. Посмотрите, разбитая банка. Об эту банку можно не только пораниться, но и в солнечную, ясную погоду может произойти пожар. Что же делать, как помочь лесу?

Д: Давайте закапаем банку в песок.

В: А если там корешки растений, мы можем повредить их. Лучше, наверное, аккуратно положить банку в корзину, а на обратном пути выбросить в мусорный контейнер. Тогда уже точно она не принесет никому вреда. Ребята, у меня есть предложение. Давайте уберем весь мусор на полянке, и тогда наш лес и все его жители будут очень рады. Соберите мусор в свои пакеты, которые мы с вами специально взяли. (Дети очищают лес от мусора).

В: Посмотрите, как стало чисто и красиво! Молодцы, вы настоящие друзья леса. В таком лесу не только приятно путешествовать, но и приятно поиграть.

  1. “Прятки”.

Дети прячутся за деревья. Водящий, досчитав до десяти, поворачивается и, не сходя с места, ищет глазами детей, стоящих за деревьями. Кто плохо спрятался и первым обнаружен, тот водит.

В: Ребята, как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение?

Д: Хорошее, давайте еще поиграем.

В: Сегодня мы начали свое путешествие по экологической тропе, вам понравилось в лесу?

Д: Да

В: Тренинг. Лес красив в любое время года. А сегодня такой солнечный день! Закройте глаза и попробуйте почувствовать, смотрит ли на нас солнышко, греет ли оно вас? Когда солнышко греет, кажется, что оно гладит лицо своими лучиками, как будто мама…

В: У нас впереди еще много экскурсий и много нового нам предстоит узнать.

Но, путешествуя по тропе, нужно помнить, что мы пришли в гости и не забывать о лесных правилах, даже во время игр. Прежде чем покинуть лес, давайте почитаем стихи о весне и попрощаемся с лесом.

Лес дремучий, до свидания!

Мы дружить с тобою рады,

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!

Короткая дорога обратно.

Последующая работа:

Рассказы детей об увиденном, рисование на тему: “Мое любимое дерево”. Выставка в группе – вернисаж рисунков.