«В поисках Матрёшек»
Игровое занятие для детей средней группы.
Цель: Создание игровых ситуаций, активизирующих творческие проявления детей.
Задачи:
ü Развивать музыкальное восприятие, отзывчивость на музыку разного характера.
ü Учить детей петь лёгким звуком, в умеренном и подвижном темпе, передавая разный характер песен.
ü Продолжать развивать умение детей петь сольно и небольшими группами, без сопровождения.
ü Способствовать развитию звуковысотного слуха детей, умению точно передавать простой ритмический рисунок хлопками.
ü Учить исполнять танцы в характере музыки, владеть предметами (перчаточные куклы – матрёшки), выполнять движения по тексту. Плавно водить хоровод, передавать игровыми движениями образы животных (заяц, белка, медведь, ёж).
ü Учить детей различать тембр музыкальных инструментов, ритмично играть на них поочерёдно подгруппами и в ансамбле.
ü Совершенствовать творческие проявления детей.
Материал и оборудование: Проектор, экран, видеоряд (слайды), домик для Матрёшки, сундучок, шапочки – ежа, зайца, белки, медведя, перчаточные куклы - матрешки, музыкальные инструменты, дидактическое пособие «Музыкальные линейки», ширма, плоскостные матрёшки на подносе.
Музыкальный репертуар:
- Слушание: «Ёжик» » Д. Б. Кабалевского
- Пение: Упражнение на развитие слуха и голоса: «Листопад» Песни «Маленький ёжик», «Осень в золотой косынке»
- Музыкально – дидактическая игра «Узнай инструмент»
- Игра на музыкальных инструментах: «Наш оркестр»
- Музыкально-ритмические движения: «Весёлые каблучки»
- Танец: «Лесной хоровод»
- Коммуникативные игры: «В нашей группе все друзья», «До свидания!»
- Детское творчество: «Куколки-матрешки»
Ход занятия:
Дети под музыку заходят в зал, образовывают круг.
Слайд №1
М.Р. Ребята! Давайте поздороваемся и подарим друг другу хорошее настроение.
Коммуникативная игра: «В нашей группе все друзья»
М.Р. Молодцы! ( Берёт осенний листочек) Какой красивый кленовый листок! Да он не простой, здесь загадка для вас! Слушайте внимательно,
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все сидят они в друг дружке,
А всего одна подружка …(матрёшка)
М.Р: Здесь еще что-то написано:
К вам прийти не успеваю
К себе в гости приглашаю
За листочком все пойдёте,
Дорогу быстро вы найдёте!
Хотите отправиться в гости к Матрёшке?
Дружно наши ножки
Зашагают по дорожке.
(Дети шагают под музыку).
М.Р. Ребята! А вот и домик Матрёшки (стучится)
Выходит грустная Матрёшка.
Матрёшка: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Матрёшка!
М.Р.А почему ты такая грустная?
Матрёшка: Я потеряла своих сестричек-подружек. Разбежались кто куда. Где мне теперь их искать?
М Р. Не грусти, Матрёшка, мы с ребятами поможем их найти.
Путь не близкий будет, что же не беда
С музыкой нам весело, хорошо всегда!
(Под весёлую музыку дети шагают по кругу).
М.Р. Посмотрите, сундучок! Интересно, чей он?
Матрёшка: Я знаю, это же сундучок Гнома.
М.Р. Матрёшка, может быть в нём, спрятались твои сестрички? Давайте подойдём и заглянем в него (пытается открыть).
Ничего не получается,
Сундучок не открывается!
Слайд №2
Гном: Здравствуйте, мои, друзья!
Я – Гном – весельчак.
Чтобы сундучок открыть,
Танцевальные движения вам нужно повторить!
М.Р. Ребята! Вставайте в круг, покажем Гному танцевальные движения.
Упражнение: «Весёлые каблучки».
М Р. Сундучок мы открываем,
Кто же там? Сейчас узнаем (достаёт две перчаточные куклы - матрешки)
Матрёшка: Да это же мои сестрички Маришка и Иришка. Как я рада, что мы нашли их! (ставит матрёшек на подставки).
М.Р. А мы отправляемся дальше, нам нужно найти других сестричек.
(Дети шагают под музыку).
Слайд №3
А вот и остановка – деревня Сосновка
Присядем у дорожки,
Пусть отдыхают ножки (дети садятся на стульчики)
М.Р. Что за музыка слышна?
И кого ведёт она?
Послушайте внимательно. Звучит пьеса Д.Б. Кабалевского «Ёжик»
М.Р. Ребята, кто пришёл к нам в гости?
Дети: Ёжик»
Слайд №4
М.Р. Молодцы! Музыка остренькая, отрывистая, тихая. Композитор Д. Б. Кабалевский очень похоже передал движения маленького ёжика – пугливые шажки и остановки. Три последние нотки звучат громко, смело, как будто ёжик говорит: «У-ко-лю!». Давайте постучим пальчик о пальчик и изобразим боязливые маленькие ножки ёжика, его колючки.
Слушание «Ёжик».
М.Р. Мы знаем замечательную песню про Ёжика. Давайте вспомним её, а ёжиком у нас сегодня будет Настя (надевает шапочку ежа).
Песня «Маленький Ёжик»
М.Р. Матрёшка, интересно, где же спрятались другие твои сестрички?
Матрёшка: Давайте спросим у Гнома.
Гном, гном, помоги.
Где сестрички, подскажи?
Слайд №5
Гном: Помогу вам, друзья.
Если петь научите меня.
М.Р. Научить Гнома петь, нам помогут волшебные листочки (выставляется дидактическое пособие «Музыкальные линейки)
Распевка: «Листопад».
Затем дети прохлопывают ритмический рисунок по выложенным листочкам в ладоши, по коленкам (на обратной стороне пособия в листочке - кармане м.р.находит ещё две перчаточные куклы -матрёшки).
М.Р. А вот и ещё твои сестрички нашлись!
Матрёшка: Спасибо вам, ребята! Это мои сестрички – Галинка и Полинка!
М.Р Нам нужно спешить, найти остальных матрёшек.
А чтоб было веселей,
Осеннюю песню споём мы дружней!
Слайд №6
Хоровод «Осень в золотой косынке»
(За ширмой слышен шум и грохот)
Перчаточная кукла-матрёшка Катюшка: Ой – ой – ой!
М.Р. Кто это кричит?
Катюшка: Это я – Катюшка!
М.Р. Да где же ты?
Катюшка: Здесь я, здесь! Никак не могу вылезти! На меня инструменты упали!
М.Р. Какая неприятность, а какие инструменты?
Катюшка: Музыкальные. Только я не знаю, как они называются. Здесь лежит какой – то молоточек, я постучу по инструментам, а вы подскажите мне, пожалуйста, их названия.
Музыкально – дидактическая игра «На чём играю»
Катюшка по очереди ударяет по музыкальным инструментам, а дети на слух определяют, что звучит (бубен, ложки, колокольчик).
Слайд №7, 8, 9.
М.Р. Вот мы и угадали, обо что ударилась Катюшка. Сейчас я помогу ей выбраться (протягивает руки, делает вид, что помогает Катюшке, Катюшка появляется на ширме.)
Катюшка: Здравствуйте!
Матрёшка: Ой! Да это же Катюшка, ещё одна моя сестричка. Я так рада, что ты нашлась! Катюша, посмотри, как хорошо ребята знают музыкальные инструменты (обращается к детям). А играть вы на них умеете? Ответ детей.
Слайд №10
Игра на музыкальных инструментах «Наш оркестр»
Матрёшка: Молодцы. Осталось найти ещё одну мою сестричку.
Гном, гном, помоги.
Где сестричка, подскажи?
Слайд №11
Гном: Чтоб Матрёшку отыскать,
С лесными зверятами нужно поиграть!
Слайд №12
М.Р. С удовольствием поиграем! (дети – зверята надевают шапочки)
«Лесной хоровод»
За деревом м. р. находит ещё одну спрятанную перчаточную куклу - матрёшку.
М.Р. Да вот же твоя сестричка (отдаёт Матрёшке).
Матрёшка: Зовут её Дарьюшка. Спасибо вам, ребята. Вы помогли найти всех моих сестричек.
И на радостях на наших,
Вместе весело попляшем!
Девочки, берите матрёшек, а мальчики нам похлопают (мальчики присаживаются).
Слайд №13
Песня «Куколки - матрёшки»
М.Р. Ребята, вы сегодня пели, танцевали,
На инструментах поиграли.
Матрёшка: Моих сестричек отыскали.
И в награду вам, друзья,
Подарю матрёшек я.
В группу их с собой несите,
Там красиво распишите!
М.Р. Спасибо, Матрёшка. Нам осталось попрощаться и пожелать друг другу доброго дня!
Коммуникативная игра «До свидания».
(Дети уходят из зала).