Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7267 РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Опубликовано 17.06.2022

Цветкова Екатерина Владимировна

«Видновский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики», город Видное, Московская область

Воспитатель

 

РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

     Раннее детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Именно в этот период ребенок с поразительной быстротой и активностью начинает перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством общения – речью. У детей происходит формирование нравственных чувств, чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Поэтому задача взрослых организовать жизнь детей так, чтобы каждый день и час открывал им новое, развивал их ум, формировал основы личности. Обеспечить это можно только при условии постоянного внимания к внутреннему миру ребенка и учета его возрастных и индивидуальных особенностей.

Характерной особенностью детей раннего и младшего возраста является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодии радостной, плясовой.
Круг интересов в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения фольклораЭто детский фольклор – сказки, частушки, потешки, песенки, народные игры.

Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, милосердия, честности, уважения к старшим, забота о младших – заповеди в народной педагогике, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом.
При восприятии фольклорного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.
В жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах личной гигиены, и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным. Ребенок только начинает делать первые шаги, но ему уже говорят о том, что ждет его в будущей взрослой жизни.

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх.
В этом возрасте песенки и потешки, являются самыми распространенными и действенным жанром.

Особое место уделяется колыбельной песне. Колыбельную песню считают началом народной педагогики. Звук родного языка, слово материнское может все - и утешить, и пожалеет, и сделает счастливым. Колыбельная – это заговор от всех скорбей, от всех напастей: «от лома-ломища, от зла – человечища». В колыбельных песнях ребенку желают удачи и преуспевания: «Будешь в золоте ходить, парчовую шубу носить», раскрывается тема дома, домашнего уюта («Как у дяди Ермолая», «Патока с имбирем»), рассказывают о доброте материнских рук («Баю, баюшки, баю», «Ты, собачка, не лай»). Каждое слово этих песен заветное и передавалось из рода, из поколения в поколение.

Потешка - особый вид малого фольклорного жанра, она очень доступна детям. Мир звуков и красок окружает ребенка. Научить малыша видеть, чувствовать подлинную их красоту, значит сделать его более богатым духовно, более счастливым. Под звуки их ласковых, напевных слов, малыш легче проснется, даст себя умыть («Водичка - водичка»), накормить («Сорока - сорока»). Сопровождая действия с малышом словами потешки, он радуется, вслушивается в звуки речи, улавливает ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникает в их смысл. Малыши знакомятся с элементами народного быта и с действиями человека: «Еду - еду, к бабе, к деду», «Ладушки - ладушки», «Вот и люди спят» , «Собака на кухне пироги печет», «Пошел котик на Торжок», «Кисонька -мурысонька», и др. Другие потешки олицетворяют материнскую любовь, взаимодействия «больших» и «маленьких»: «Курочка - рябушка, куда пошла», «Ай, баю - бай», «Баю - баю - баю - бай, ты собачка не лай». В простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным: «Тили - тили - бом», «Наша-то хозяюшка сметлива была», «Пошла Маня на базар», «Котик серенький присел», «Кто у нас хороший?», «Катя, Катя маленька». Заучивание потешек – это один из увлекательных процессов. Чтобы облегчить его протекание необходимо придерживаться нескольких советов:

1. Подбирайте потешку с учетом индивидуальных особенностей своего ребенка, его предпочтений: молчаливым детям подойдут ритмичные потешки, застенчивым детям приятно услышать в потешке свое имя, поставить себя на место действующего лица.

2. В младшем возрасте для заучивания лучше использовать короткие потешки, где описываются знакомые детям игрушки, животные, дети.

3. Для знакомства с потешкой, прочитайте её выразительно и эмоционально, чтобы привлечь внимание ребенка, вызвать у него желание послушать потешку еще раз.

Перед восприятием потешки рассмотрите картинки, объяснить значения неизвестных или малознакомых слов.

4. Заучивать потешку необходимо целиком и не следует требовать от ребенка быстрого запоминания.

5. Лучшему запоминанию потешек способствуют такие приемы:

- Игровые (читается и обыгрывается).

- Рассказывание в движении (имитация).

- Привлечь ребенка к досказыванию рифмующего слова

- Чтение потешки по ролям, написанных в диалогической форме.

- Заучивание потешки с опорой на рисунок (предварительно обговорить с ребенком значение каждого изображения).

В результате общения с устным фольклором, ребенку передаются разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, тревога, сожаление. Они расширяют словарный запас ребенка, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и подчиняющейся определенным законам. Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия – удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека. Социально-педагогической основой сказки выступают социализирующая, культурно-этническая, голографическая, вербально-образная, креативная функции (Ю.А. Лебедев). Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”), и сказки с острым захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”). Знакомя детей со сказками, необходимо акцентировать внимание на добрых чувствах, на воспитании гуманного отношения к окружающей действительности. Их содержание направлено на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания душевному и физическому состоянию героя или другим персонажам. Например, физическое напряжение - «тянем - потянем, вытянуть не можем» (Репка), или просьбу - «пустите меня к себе» («Теремок»), или прямую угрозу - « я тебя съем» («Колобок»), или печаль и слезы – «дед плачет, плачет, баба плачет» («Курочка Ряба»), или вежливость и заботу - «козлятушки - ребятушки, отворитеся, отопритеся ваша мать пришла молочка принесла» («Волк и семеро козлят»). Эти сказки открывают перед ребенком первые человеческие отношения
Таким образом, сказки готовят ребенка к жизни, воспитывают добрые чувства, учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их, побуждают к положительным поступкам, действиям. Так воспитывается оптимизм, умение действенно преодолевать трудности, творить добро.

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.

Устное народное творчество, народная игрушка и народная игра это те средства, которые содержат в себе знания, и позволяют детям наследовать традиционную отечественную культуру. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
В наше время, когда вопросы нравственного, эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке нравственное начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мир.
В заключении можно сделать вывод, что, целенаправленное и систематическое ознакомление детей с фольклором помогает в решении такой сложной и важной задачи – приобщение к художественному наследию нашей культуры. Кроме того, устное народное творчество помогает устанавливать эмоциональный контакт во время общения взрослого с малышом, оказывает влияние на формирование основных нравственных качеств, пробуждает в ребенке чувства любви, симпатии к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

 

 

 

 

Литература:

  1. Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова «Ребенок и книга», М. «Просвещение» 1992г.
  2. А. П. Усова «Русское народное творчество детскому саду», М. «Просвещение» 1972г.
  3. «Художественное творчество в детском саду» Под редакцией Н. А. Ветлугиной, М. «Просвещение» 1974г.
  4. Г. Шинкарь, И. Новикова «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста», «Д\В» – 1990 № 10
  5. Л. Павлова «Роль фольклора и художественной литературы в ознакомлении с окружающим детей дошкольного возраста» , «Д\В» – 1987 № 11
  6. Н. Орлова «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми» «Д\В» – 1984 № 4
  7. Л. Павлова «Фольклор для маленьких» «Д\В» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12
  8. Е. Дмитриева «Как читать детям народные сказки» «Д\В» – 1984 № 6

1988  

  1. М. М. Алексеева, В. И. Яшина «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста», М. «Академия» 2000г.