Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7270 Роль сказки в социально-коммуникативном развитии детей старшего возраста.

Опубликовано 19.06.2022

Гордиенко Надежда Андреевна
МБДОУ «Детский сад № 5»

г. Биробиджан
Воспитатель

Роль сказки в социально-коммуникативном развитии детей старшего возраста.

В дошкольном образовании под термином «социализация» понимается создание социальной ситуации развития ребенка для усвоения ценностных ориентаций, которые формируются в общении с взрослыми и сверстниками, процесс усвоения ребенком норм и правил поведения.

Существует разделение на «позитивную» и «негативную» социализацию. 

Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям.

            Негативная социализация связана с получением нового опыта путем наказаний, суровой критики, излишней морализации и строгости – то есть негативных реакций окружающих.

Позитивная социализация детей дошкольного возраста предполагает:

  • формирование основ нравственного поведения детей на основе восприятия и принятия ими норм социального поведения людей;
  • формирование основ культуры поведения;
  • позитивную направленность формирующейся личности маленького ребенка, привитие доброжелательности.

Первоначально социализация ребенка происходит в семье, а уже потом в обществе.

По мнению психологов, дети дошкольного возраста с трудом отличают реальность от вымысла, ведь вся их жизнь проходит в мире конкретных вещей: вот кровать, игрушка, мама, молоко в чашке. Ребенок понимает, что есть вещи вне его поля зрения: например, мамина работа. Но на мамину работу можно приехать, она существуют на самом деле. А где находится Изумрудный город, в котором живет Страшила, Железный Дровосек и Трусливый Лев или Волшебный лес с Бабой Ягой и Лешим, ребенку трудно представить. Поэтому волшебное действие сказки происходит прямо в комнате, где мама читает эту сказку. И ребенок воспринимает сказку как реальность, например, просит не читать дальше, если ему страшно. Благодаря сказке, ребенок переживает захватывающие приключения и совершает путешествия, не выходя из дома.

Воспитательно-образовательная деятельность с использованием сказки в социально – коммуникативном развитии детей направлена на достижение таких целей как: воспитание гуманной, социально – активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.

Для этого определены следующие задачи:

  1. Воспитывать у детей любовь и уважение к окружающим и друг к другу.
  2. Воспитывать доброту, сочувствие, взаимовыручку, трудолюбие.
  3. Воспитывать доброту, сочувствие, взаимовыручку, трудолюбие.

Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.

Для дошкольников восприятия сказки всегда было актуальным и интересным видом деятельности. В сказках наглядно и доступно для ребенка продемонстрировано освоение мира отношений между людьми.

Сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дающий им возможность понять друг друга. Соприкосновение ребенка со сказками, ненавязчиво, просто и мудро, знакомит его с понятиями добра и зла, хорошо и плохо, неизбежно затрагивает его эмоциональную сферу. С помощью сказки у детей легче формируется позитивное отношение к доброте, справедливости, смелости, к нормам взаимоотношений с людьми и взаимодействие с окружающим природным миром.

Сказка – это способ общения с ребенком на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. Воспитание детей сказками состоит в том, что нередко сами взрослые, по ходу чтения сказки дают свою оценку сказочным героям. Например, говорят, что лиса хитрая, а волк простофиля, верит ей, или, наоборот, лиса умница, обманула глупого волка. Эти комментарии очень влияют на нравственное воспитание детей и формирование у них системы ценностей. Победа добра над злом рассматривается как важный воспитательный момент. Воспитание детей сказками убеждает нас, что сказки являются для детей уроками нравственности. Сказочные герои наделены смелостью, красотой, трудолюбием, честностью. Сказки показывают детям, что бывает, если герои обманывают или поступают не, по совести. Из сказки ребенок узнает, что дружба помогает победить зло и что зло всегда бывает наказано. Благодаря сказке, ребенок узнает, что добро всегда сильнее зла, и это помогает ему в дальнейшей жизни идти дорогою добра и мыслить позитивно. Чтение сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно. Через сказку легче объяснить ребенку что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях.

Таким образом, сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании детей. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а так же его творческий потенциал. Работая с дошкольного возраста, мы очень часто используем русские народные сказки, которые не только читаем и рассказываем, но ещё и показываем с помощью разных видов театра (театр ложек, театров стаканов, пальчиковый театр, театр «Би-Ба-Бо», театр на магнитах и многие другие).