Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8607 Сценарий музыкально - познавательного занятия в старшей группе «Символы России»

Опубликовано 06.06.2024

Сценарий музыкально-познавательного занятия

В старшей группе

 «Символы России».

Подготовила музыкальный руководитель Муравьева В. В.

Воспитатели: Гребенщикова  М. А. и Зырянова Е. С.

 

Ведущие 2- Марина А., Елена С.

Ведущая программы «Клуб путешественников»-Юлия Ю

 

 

Цель: познакомить детей с неофициальными символами России и

закрепить знания о России, как о Родине.

Задачи:

Образовательные:

– закрепить знания о государственных символах России, о ее богатствах, уточнить знания о понятии – Родина;

– закрепить знания о богатствах нашей Родине, ее культуре, ценностях;

– познакомить детей с неофициальными символами России;

средствами музыки обогащать и расширять представления детей о символах России; обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений; приобщать детей к выразительному исполнению не сложных музыкально - ритмических движений, вызывать желание детей с удовольствием участвовать в них и связывать движения с музыкой, передавая особенности музыкального звучания.

 

Развивающие:

– обогатить словарный запас детей определениями, эпитетами, образными выражениями;

– способствовать развитию речи, памяти, мышления, слухового внимания;

- развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее, ее характер и настроение на музыкальный образ, доступный ребенку; развивать творческие и познавательные способности, речевые умения . развивать самостоятельность, активность детей.

 

Воспитательные:

– воспитывать патриотические чувства к Родине, любовь, гордость, уважение к родной стране;

– воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней;

Ход занятия.

 

Дети под песню Н. Осошник « Россия мы дети твои» входят в музыкальный зал с лентами и флажками триколлор встают в 4 коллоны и выполняют танцевальную композицию.

 

 

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение В. Степанова  «Что мы Родиной зовём?»

Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых, рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни, тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим, флаг России над Кремлём.

Воспитатель: Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живем? ( Дети - Россия)

Воспитатель: Правильно, а как называются люди, живущие в России? 

( Дети - россияне)

Россия – это наша Родина и сегодня, и сейчас мы с вами посмотрим какая замечательная наша страна, и какие символы она имеет.

Просмотр презентации «Символы России»

Воспитатель: В России есть особые государственные символы ( герб и флаг и гимн) 

 

Слайд 1.

На красном щите изображён двуглавый орёл – символ сильного государства. Всадник, поражающий копьем дракона, это борьба добра со злом. Три короны – означают свободу и независимость России

Воспитатель: Следующий символ-флаг.

 

Слайд 2.

Значение цветов флагов:

Белая полоса напоминает нам белоствольные березки, белые ромашки, облака на небе.

 Синяя полоса похожа на синее небо, синие реки, озера и моря России.

 Красный цвет – это цвет тепла и радости, силы, могущества.

Слайд 3.

 

Гимн - это музыкальное произведение. Слово «гимн» в переводе на русский язык означает «торжественная, хвалебная песнь».

Его исполняют в особенных, важных случаях. Каждый гражданин России должен знать Государственный гимн своей Родины!

Гимн - это особый отличительный знак, символ государства, такой же, как и флаг и герб. Эта торжественная песня объединяет и сближает граждан все страны.

Государственный гимн исполняется и слушается стоя, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн молча, или тихо подпевая. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным. Звучит он в праздники, на особо торжественных мероприятиях. Он показывает величие, честь, силу, могущество нашей державы.

В каждой стране есть главный город. Как называется столица нашей Родины?  Дети - Москва. Москва – это сердце России 

Слайд 4

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как огромна наша страна. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро.

Россия – это наша Родина, значит родная, как мама и папа. Это место, где человек родился и Родина у каждого человека одна! Россия многонациональная страна.

 

Много народов в России живут.

Вместе танцуют, вместе поют.

Трудятся вместе на благо страны

Дружбой народы России сильны

 

«Казахский танец»- исполняют педагоги. родители, дети

 

 

Воспитатель: Кроме, государственных герба и флага, есть ещё неофициальные символы России, которые прославили нашу страну. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.

 

Я предлагаю совершить наше увлекательное путешествие по России вместе с передачей «Клуб путешественников»

Слайд 5

Заставка передачи. ( на экране ведущая.)

Ведущая программы: Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире передача «Клуб путешественников» и я её ведущая.

 

Сегодня мы познакомимся с неофициальными символами России.

У каждой страны есть свой символ среди деревьев. В них отразились история и традиции народа, символ нашей страны – березка. Береза является символом силы, могущества, мудрости и плодородия.

Россию называют краем белоствольных берез, таких берёзовых рощ нет больше нигде в мире.   Нет дерева милее и роднее, она вдохновляла русских поэтов на создание прекрасных произведений. 

 Слайд 6

Воспитатель: Ребята, а кто прочитает стихотворение про Берёзку?

Ребёнок.

Всем береза нравится

Ведь она – красавица!

 Белый ствол, густая крона

Рассылает всем поклоны

Листья тихо шелестят

Меж собою говорят.

Воспитатель:(Выводит девочку-берёзку)

Белоствольная берёза – Символ Родины моей.

Нету деревца другого, сердцу русскому милей.

Приглашаю вас, ребята, в хоровод вокруг берёзки.

 

Хоровод:» Ай, да берёзка» муз. Т. Попатенко

Слайд 7.

 

Ведущая программы на экране.

Мы с вами отправимся в Нижегородскую область России село-Хохлома.

Слайд 8

(читает за кадром)

 Известно как торговое село, куда стекалось большое количество деревянной посуды, изготовлявшейся в округе. Именно от хохломского базара  идет название хохломской росписи по дереву

Слайд 9.

Воспитатель:

 У каждого дома есть хохломская расписная ложка. Для чего человеку нужна ложка, почему у людей возникла необходимость в её изготовлении И сейчас я расскажу вам о том, как появились ложки.

Слайд 10

 

Простые люди на Руси делали вот такие ложки.

Ложки из дерева всегда были, есть и будут очень лёгкие и удобные. Кушая деревянной ложкой невозможно обжечься, даже кушая горячую пищу. Люди украшали предметы домашнего быта и стали они расписывать ложки.  И такие ложки можно назвать назвать  расписные.  Вот посмотрите ложка расписнаяхохломская роспись с узором.

 

Хохломскойложка стала называться, потому что в селе Хохлома жил мастер, который вырезал из дерева ложки, а потом их разукрашивал кистью. И была у него такая золотая краска, что всем казалось, что ложки становились благодаря ей золотыми!

Позже мастер стал делать не только ложки, но и другую посуду.

Воспитатель: (берёт ложку)

Ребята, а что ещё можно делать этими красивыми ложками?

Дети: Играть на них.

 

Реб.1

 Ложки разными бывают, 
И на них порой играют. 
Отбивают ритм такой. 
Сразу в пляс пойдет любой.
Реб.2
Ложки — пусть не фортепиано, 
Но у них свое пиано. 
Есть и форте, даже трели, 
Как у струн виолончели.

Реб.3

Если виртуоз играет, 
Ложки будто бы летают. 
Их в руках по три, по пять, 
Трудно даже сосчитать.

Игра : «Оркестр»

Ведущая программы на экране.

Слайд 11.

А сейчас мы с вами отправимся в Тулу.

По всем материкам и государствам славится Тула своими самоварами. За это её давно и в шутку прозвали самоварницей. В Туле первый самовар изготовили братья Иван и Назар Лисицыны.

Самовар – тульская и истинно русская придумка.

До Тулы нигде на земле самовара не знали. Сначала его величали самогреемсамокипцем. Но лучше всего русскому народу понравилось слово «самовар». Сам варит!

Тульские мастера придумывали самовары и разной формы : рюмкой, банкой, вазой, яйцевидной, круглой. И делали их из латуни, серебра и даже из золота.

Слайд 12.

 

Счастливая судьба у тульского самовара. Из него пьют чай и на севере, и на юге, люди всех стран.

Ребёнок.

 Давно на белом свете
Живет годами стар,
Поэтами воспетый
Пузатый самовар
Сиянье излучая,
Морозным зимним днем

Он сердце согревает
Особенным теплом.

 

Танец: «Российский самовар» муз. М. Рожковой

Слайд 13

Воспитатель: загадаю вам загадку

Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце (Пряник)

.

Пряник – кондитерское изделие, круглой, овальной или прямоугольной формы, изготавливаемое из специального пряничного теста, начиненное сгущенкой или фруктовым повидлом с возможным добавлением изюма, меда и орехов. Для придания индивидуальности на пряник наносят рельефный рисунок. А затем покрывают сахарной глазурью для того чтобы поверхность стала гладкой и красивой.

Кто из вас не пробовал Тульский пряник? Наверное, здесь нет таких людей.

Слайд 14.

Ведущая программы на экране.

Чтобы узнать о каком неофициальном символе России пойдёт речь, нужно отгадать загадку.

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша…

 

Дети: Русская матрешка

 

Песня: « Матрёшки» муз. Т. Бурцевой

 

Ведущая программы: А теперь я расскажу вам откуда же пришла наша русская матрёшка, а вы смотрите и слушайте.

Слайд 15

Рассказ за кадром

   Появилась первая матрёшка в России 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим старанием, вручную, изготовил  первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки с петухом в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!», так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой.

Наиболее известны три вида матрёшек, слушайте и смотрите:

Слайд 16

  1. 1.    Семёновская матрёшка.

Мы из тихого, зеленого городка Семёнова!

Мы в гости к вам пришли
И букет цветов садовых
Вам в подарок принесли.

Воспитатель: в городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А на голове у матрешки платок, который завязан на узелок

Воспитатель

Наш праздник продолжается,
И с самого утра
Поет, танцует весело
Сегодня детвора.

Танец: «Завалинка» 9 гр. Подг.

 

Слайд 17

Ведущая передачи читает за кадром

  1. 2.    Сергиев – Посадская матрешка.

 

Я из Сергиева – Посада!

Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор

На переднике узор.
Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

 

Воспитатель: Сергиев – Посадские матрешки одеты в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан. Они всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.

Воспитатель: В росписи матрёшки художник использовал жёлтый,красный и синий цвет.

Слайд 18

Ведущая передачи читает за кадром.

  1. 3.    Полхов - Майданская матрёшка.

 

Мы матрешки из Полхов –Майдана!

Можем стать звездой экрана.

Украшен наш наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Воспитатель: У этих матрёшек нет платка с завязанными концами и фартука. Вместо этого – условный овал, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. 

Воспитатель:  По характеру могут быть Матрешки веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.

Ребёнок.

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к вам пришли матрешки
Ложки деревянные
Матрешечки румяные.

Танец: « Матрёшки с ложками»

Воспитатель:  А сейчас мы пригласим наших гостей

 Кто сказал "Частушки вроде

В наши дни уже не в моде"?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?

«Частушки « Матрёшкины частушки»(исполняют взрослые)

1.Мы – матрёшки, мы – сестрички

Мы – толстушки невелички.

Как пойдём плясать и петь

Вам за нами не успеть

2.Мы матрешки, мы подружки,

Утром рано мы встаем,

Вшестером поем частушки

И танцуем вшестером.

3.Никогда мы не скучаем,

Шесть у нас платочков есть,

Чашек шесть у нас для чая

И салфеток тоже шесть.

4.И кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе, спим мы дружно,

Спим мы все одна в другой.

5.Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет!

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

6. У частушки есть начало,

У частушки есть конец

.

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем, молодец!

Слайд 19

На экране ведущая передачи: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по разным уголкам нашей Родины-России. До следующих встреч в эфире.

Воспитатель , К концу подошла ни только передача, но и наше занятие.

Хохломская ложка, русская матрёшка. тульский самовар их ещё называют русский сувенир. Гости, которые приезжают к нам покупают эти сувениры. И мы нашим гостям подарим наши сувениры, сделанные своими руками.

Дарят сувениры

Под музыку дети выходят из зала.

 

Атрибуты.

1. Ложки для танца

2.Стулья для игры  оркестр

3. Самовар на детском столе для танца

4.Косынки и платочки для взрослых

5.Платочки в руки для хоровода

6 Сувенирные матрёшки