Педагогическая статья
"Ребенок и природа"
Экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировозрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Дошкольный возраст является базой формирования основ мироведения и представляет широкие возможности для экологического воспитания.
Природа — удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир, трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства.
Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать.
Психологи утверждают, что маленький ребенок очень тесно связан с природой. Поэтому фундамент экологической культуры надо закладывать с раннего детства-в семье и в детском саду. Поэтому одна из главных моих задач — воспитать в детях любовь к природе, научить их понимать и беречь ее. Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства.
Рассматривая с детьми цветы, траву, листья, я обращаю внимание на их красоту, нежность. Учу любоваться ими.
В общении с живой природой у детей воспитывается любовь к родному краю. Есть еще одна очень важная задача, для решения которой нужно стараться всеми силами приблизить детей к живой природе. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно.
Экологическое воспитание по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду. Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры: правильного отношения к природе, к себе. Другим людям как части природы.
Экологические знания — сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней4 об использовании природных богатств.
Формы и методы работы с детьми разнообразны: это и наблюдения, ведение разных календарей, занятия, целевые прогулки, походы и т.д.
Спецификой моей технологии является использование литературных произведений, которые доступны детям, учат быть наблюдательными. С любовью относиться ко всему живому. Рассказы В. Бианки, «героями» которых часто бывают птицы, помогали углублять, закреплять и уточнять знания детей о внешнем виде пернаты, их образе жизни, поведении.
Одним из средств полученных знаний о природе являются словесные, дидактические игры и речевые задачи. В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, то есть видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств; участвовать в создании жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Одной из главных моих задачи было формирование взаимодействие человека и природы. С этой целью проводились целевые прогулки и наблюдения, беседы о влиянии загрязнения на жизнь растений и животных. Беседы сопровождались чтением художественной литературой.
Большую роль в работе, по экологическому воспитанию с детьми, отвожу уголкам природы. Воспитанники имеют возможность наблюдать за растениями не только на занятиях. Но и в процессе повседневной жизни.
Привлекая детей к тесному общению с природой, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу на нашей планете, за ее здоровье.
Интерес к природе у дошкольников проявляется:
- в стремлении познать природу;
- в чтении книг о природе;
- в деятельности по защите природы;
- в изображении природы в картинках, рисунках, аппликации, лепке.
Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются:
- прогулки и экскурсии на природу;
- фенологические наблюдения;
- использование элементов исследовательской работы;
- изучение загадочных явлений природы;
- деятельность по оказанию помощи природе;
- чтение книг и просмотр видеофильмов о природе;
- проведение бесед о природе.
Список используемой литературы.
1. Л.Г. Киреева, С. В. Бережнова. Формирование экологической культуры дошкольников. Учитель, 2008.-271 с.
2.Л.А.Каменева, Н.Н. Кондратьева. Л.М. Маневцева, Е. Ф. Терентьева. Методика ознакомления детей с природой в детском саду.
3.О.Ф.Горбатенко. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Учитель. 2008.-286с.
4. С.Н. Николаева. Программа экологического воспитания детей дошкольного возраста. М. 1993г.