Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8624 Дополнительная общеразвивающая программа обучения чтению «АБВГДЕЙКА».

Опубликовано 19.06.2024

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

 «АБВГДЕ-йка»

СКАЧАТЬ (полный материал)


 

Срок реализации: 2 года

Возраст детей: 5-7 лет

Составитель:Байтищева М.Х

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка

3

Актуальность программы

3

Новизна и педагогическая направленность программы

4

Цель программы

4

Задачи программы

4

Возраст детей и срок реализации программы

4

Форма организация занятий

4

Планируемые результаты реализации программы

4

Календарный учебный график

5

1. Учебно-тематический план. Первый год обучения

5

2. Содержание программы. Первый год обучения.

5

3. Учебно-тематический план. Второй год обучения

9

4. Содержание программы. Второй год обучения.

10

5. Методическое обеспечение программы

16

6. Организационно-педагогические условия реализации программы

16

Литература

17

 

 

Пояснительная записка.

«Обучение чтению» - общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают  участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение  звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

Научиться читать непросто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова - это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.

Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.

Программа «Обучение чтению» предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка

Актуальность программы.

Определяется ее направленностью на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе.

Новизна и педагогическая направленность программы.

Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей группы дошкольного учреждения. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Цель программы: Целью данной программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 5 до 7 лет.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:

  • Овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.
  • Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.
  •  Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
  • Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.
  • Воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.

Данная программа отличается от уже существующих своей адресной направленностьюна детейстаршего дошкольного возраста, интегрированным подходом к обучению дошкольников чтению, применением современного игрового оборудования. 

Процесс обучения строится на общедидактических и специфических принципах:

  1.  принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы;  организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»);
  2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
  3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении  его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
  4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Возраст детей и срок реализации программы.

Программа рассчитана на 2 года обучения детей 5-7 лет.

Форма организации занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в групповой форме, по 25-30 минут.

Планируемые результаты реализации программы.

К концу года дети могут:

  • читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов,
  • дифференцировать  понятия: '' слово'', ''звук'', ''буква'', ''предложение'';
  • различать гласные и согласные звуки;
  • делить слова на слоги;
  • определять место звука в слове;
  • давать характеристику звуку;
  • составлять звуковые схемы слов;
  • свободно и осознанно читать трехбуквенные слова,
  • двухсложные слова  простой слоговой структуры;
  • составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой

слоговой структуры.

 

Формы подведения итогов реализации программы.

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации.

Календарный учебный график.

Программа рассчитана на 2 года для детей 5-7 лет. Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 25 - 30 минут. Первый год обучения - 31 занятие в год. Второй год обучения – 32 занятия в год. Работа проводится фронтально.

 

    1. Учебно-тематический план.

Первый год обучения

 

№ занятия

Тема

Количество занятий

 
 

1.

«Знакомство со звуками»

«Встреча Звука и Буквы»

1

 

2.

«Звук и буква «А»»

1

 

3.

«Звук и буква «У»»

1

 

4.

«Сочетание «АУ»»

«Сочетание «УА»»

1

 

5.

«Звук и буква «О»»

1

 

6.

«Звук и буква «И»»

1

 

7.

«Звук и буква «Ы»»

1

 

8.

«Звук и буква «Э»

1

 

9.

«Звуки [М] и [М'], буква «М»»

2

 

10.

«Звуки [Б] и [Б'], буква «Б»»

2

 

11.

«Звуки [П] и [П'], буква «П»»

2

 

12.

«Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф»»

2

 

13.

Звуки [В] и [В'], буква «В»»

2

 

14.

«Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»»

2

 

15.

«Звуки [Д] и [Д'], буква «Д»»

2

 

16.

«Звук [Н], [Н']  и буква «Н»»

2

 

17.

«Звуки [К] и [К'], буква «К»»

2

 

18

«Звуки [Г] и [Г'], буква «Г»»

2

 

19

«Звуки [Х] и [Х'], буква «X»»

2

 

20

Повторение. Закрепление.

Обобщающие занятия

1

 

 

    1. Содержание программы.

Первый год обучения

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

Навыки чтения

 

октябрь

 

«Знакомство со звуками»

«Встреча Звука и Буквы»

Развитие речевого и фонематического слуха;

совершенствование тонкой моторики пальцев рук.

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации к занятиям

«Звук и буква «А»»

 

Знакомство с буквой «А»

Знакомство со звуком;

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы.

«Звук и буква «У»»

Формирование  стойких представлений о букве «У».

Знакомство со звуком;

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы.

«Сочетание «АУ»»

«Сочетание «УА»»

Развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний

Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза.

Закрепление зрительных образов изученных букв;

Чтение сочетания «АУ», «УА».

 

 

ноябрь

 

 

«Звук и буква «О»»

Знакомство со звуком и буквой «О»,совершенствование артикуляционной моторики.

 

Знакомство со звуком;

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы.

«Звук и буква «И»»

Знакомство со звуком и буквой «И»,совершенствование артикуляционной моторики.

 

Знакомство со звуком;

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы.

«Звук и буква «Ы»»

Знакомство со звуком и буквой «Ы»,совершенствование артикуляционной моторики.

 

Знакомство со звуком;

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы.

«Звук и буква «Э»

Знакомство со звуком и буквой «Э»,совершенствование артикуляционной моторики.

 

Знакомство со звуком;

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы.

«Звуки [М] и [М'], буква «М»»

 

Знакомство со звуками [М] и [М'], буквой «М».

Знакомство со звуком;

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы.

декабрь

«Чтение прямых и обратных слогов, слов»

Сформировать навык слогового чтения.

Закрепление зрительных образов изученных букв;

Звуко-буквенный анализ;

Чтение обратных слогов: ам, ум, ом, им, ым, эм.

Чтение прямых слогов: ма, му, мо, ми, мы, мэ.

Чтение слов:  ум, мама, мимо, му-му

 

«Звуки [Б] и [Б'], буква «Б»»

 

Сформировать представления  о звуках [Б] и [Б'], познакомить с буквой «Б».

Знакомство со звуком;

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы.

«Чтение прямых и обратных слогов, слов»

Сформировать навык слогового чтения.

Закрепление зрительных образов изученных букв;

Звуко-буквенный анализ;

Чтение слогов: ба, бо. бу, бэ, бы, би

Чтение слов:  бум, бом, бам, бим

Январь

«Звуки [П] и [П'], буква «П»»

 

Сформировать представления о звуках [П] и [П'], букве П.

Знакомство со звуком;

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы.

«Чтение прямых и обратных слогов, слов»

Сформировать навык слогового чтения.

Закрепление зрительных образов изученных букв;

Звуко-буквенный анализ;

Чтение слогов:  ап, оп, уп, ып, эп, ип.

Чтение слов:  папа, пума, пимы

«Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф»»

 

Познакомить  со звуками [Ф] и [Ф' ], с буквой «Ф».

Знакомство со звуком;

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы.

Февраль

«Чтение слогов, слов»

Сформировать навык слогового чтения.

Закрепление зрительных образов изученных букв;

Звуко-буквенный анализ;

Чтение слогов:  фа, фо, фу, фы, фэ, фи

Чтение слов:  Фома, Фима, фифа, миф, пуф, Уфа, мифы

«Звуки [В] и [В'], буква «В»»

 

Научить  дошкольников различению звуков [В] и [В'], познакомить с соответствующей буквой «В»

Знакомство со звуком;

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы.

«Чтение слогов, слов»

Сформировать навык слогового чтения.

Закрепление зрительных образов изученных букв;

Звуко-буквенный анализ;

Синтез слогов: ва, во, ву, вы, вэ, ви

Синтез слов:  ива, увы, ивы, Вова, Вовы, пава, вам

«Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»»

 

Познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т'], соответствующим этим звукам графическим символом.

Знакомство со звуком;

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы.

Март

«Чтение слогов, слов»

Сформировать навык слогового чтения.

Закрепление зрительных образов изученных букв;

Звуко-буквенный анализ;

Чтение слогов:  ат, от, ут, ыт, эт, ит

Чтение слов: : боты, бита, вата, Тима, фото, Тата, Тома, маты, это, эти

«Звуки [Д] и [Д'], буква «Д»»

 

Обучить детей различению звуков [Д] и [Д'], сформировать представления о букве «Д».

 

Знакомство со звуком;

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы.

«Чтение слогов, слов»

Сформировать навык слогового чтения.

Закрепление зрительных образов изученных букв;

Звуко-буквенный анализ;

Чтение слогов:  да, до, ду, ды, дэ, ди

Чтение слов:  дома, дата, дубы, Дима, вода, дама, дума, мода, ода, иди

«Звук [Н], [Н']  и буква «Н»»

 

Познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н'], буквой «Н».

Знакомство со звуком;

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы.

Апрель

 

 

«Чтение слогов, слов»

Сформировать навык слогового чтения.

Закрепление зрительных образов изученных букв;

Звуко-буквенный анализ;

Чтение слогов:  ан, он, ун, ын, эн, ин

Чтение слов:  Ната, Нина, мина, тина, пони, пан, тон, нам, Дон, туман

«Звуки [К] и [К'], буква «К»»

 

Сформировать представления о звуках [К] и [К'], букве «К»

Знакомство со звуком;

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы.

«Чтение слогов, слов»

Сформировать навык слогового чтения.

Закрепление зрительных образов изученных букв;

Звуко-буквенный анализ;

Чтение слогов: ак, ук, ок, ык, эк, ик

Чтение слов:  Капа, мука, Кама, кума, Куба, маки, кино, куда, кипа, Ника

«Звуки [Г] и [Г'], буква «Г»»

 

Научить детей различению звуков [Г] и [Г'], закрепитьпредставления о букве «Г»

Знакомство со звуком;

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы.

 

Май

 

«Чтение слогов, слов»

Сформировать навык слогового чтения.

Закрепление зрительных образов изученных букв;

Звуко-буквенный анализ;

Чтение слогов:  га, го, гу, гы, гэ, ги

Чтение слов:  гага, губа, губы, годы, ноги, нуга, Гога, бумага, гамак, гам

«Звуки [Х] и [Х'], буква «X»»

 

Познакомить дошкольников со звуками [Х] и [Х'], с их графическим обозначением – буквой «Х».

Знакомство со звуком;

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы.

«Чтение слогов, слов»

Сформировать навык слогового чтения.

Закрепление зрительных образов изученных букв;

Звуко-буквенный анализ;

Чтение слогов:  ах, ох, ух, эх, ых, их

Чтение слов:  хата, муха, тихо, духи, ухо, уха, эхо, мох, хохот, хобот

Повторение. Закрепление.

Обобщающие занятия

Закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения

Чтение слов и коротких фраз.

 

3       Учебно-тематический план.

Второй год обучения

 

№ занятия

Тема

Количество занятий

 
 

1.

«Знакомство со звуками. Встреча Звука и Буквы»

«Звук и буква «А»»

«Звук и буква «У»»

«Сочетание «АУ»»

1

 

2.

«Звук и буква «О»»

1

 

3.

«Звук и буква «И»»

1

 

4.

«Звук и буква «Ы»»

1

 

5.

«Звук и буква «Э»

1

 

6.

«Звуки [М] и [М'], буква «М»»

1

 

7.

«Звуки [В] и [В'], буква «В»»

1

 

8.

«Звук [Н], [Н']  и буква «Н»»

1

 

9.

«Звуки [П] и [П'], буква «П»»

1

 

10.

«Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»»

1

 

11.

«Звуки [К] и [К'], буква «К»»

1

 

12.

«Звуки [С] и [С'], буква «С»»

1

 

13.

«Звуки [Х] и [Х'], буква «X»»

1

 

14.

«Звуки [З] и [З'], буква «3»

1

 

15.

«Звуки [Б] и [Б'], буква «Б»»

1

 

16.

«Звуки [Д] и [Д'], буква «Д»»

1

 

17.

«Звуки [Г] и [Г'], буква «Г»»

1

 

18

«Звук  и буква «Ш»»

1

 

19

Буква «Я»

1

 

20

«Звук и буква «Ж»»

1

 

21

«Звуки [Л] и [Л'],  буква «Л»»

1

 

22

Буква «Е»

1

 

23

«Звук и буква «Щ»»

1

 

24

«Звуки [Р] и [Р'], буква «Р»»

1

 

25

«Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф»»

1

 

26

Буква «Ю»

1

 

27

«Звук и буква «Ц»»

1

 

28

Буква «Ё»

1

 

29

«Звук и буква «Й»»

1

 

30

«Звук и буква «Ч»»

1

 

31

«Буквы [Ь] и [Ъ]»

1

 

32

Повторение. Закрепление.

Обобщающие занятия

1