Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Жар-птица»
Опыт работы по теме:
Ранняя профориентация детей с ОВЗ
Подготовила:
воспитатель:
Невзорова Наталья Викторовна
г.Нижневартовск, 2024г
Ранняя профориентация детей с ОВЗ
В настоящее время актуальной педагогической проблемой является социальная интеграция детей ОВЗ в современном социуме.
С необходимостью выбора профессии рано или поздно сталкивается почти каждый человек. Особенно тяжело сделать его людям, имеющим ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Самоопределение для детей с нарушениями развития – серьезная проблема, так как в большинстве случаев родители, близкие и даже педагоги не знают, как им помочь в этом. Чтобы выяснить, какой вид деятельности лучше подойдет такому ребенку, нужна грамотная профессиональная ориентация.
Ну, что такое профессиональная ориентация? Под термином «профессиональная ориентация» следует понимать систему мероприятий, направленных на выявление личных интересов и способностей человека для оказания ему помощи в выборе профессии. В настоящее время этот термин применим и к дошкольникам. В таком случае говорят о ранней профориентации детей, поскольку трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность, и у него проявляются способности и наклонности в той или иной деятельности. Для того, чтобы выпускник детского сада, имеющий ограничения здоровья, был успешен в жизни и конкурентоспособен, необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию посредством эффективной системы предпрофессионального ориентирования
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в системе образования и первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях. Реализуя образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», мы создаем для детей условия, в которых бы формировались и укреплялись трудолюбие, упорство и настойчивость в достижении цели, чувство нового, желание проявить свои способности. С этого и начинается путь в профессию.
Детская игра — это первый профессиональный ориентатор ребенка. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития, каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
В нашей группе профессиональная ориентационная работа проводится с воспитанниками старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. У детей с речевой патологией наблюдаются не только отставание в развитии речи, но и нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. Коррекционное направление работы для таких детей является приоритетным, поэтому вся работа, в том числе по первичному ознакомлению детей с профессиями, осуществляется в тесном контакте с учителем-логопедом, и ее эффективность во многом зависит от преемственности в работе учителя- логопеда, воспитателей и родителей.
Почему эффективность зависит во многом зависит от преемственности в работе не только с учителем-логопедом, но и от взаимодействия с родителями? Ведь, отдельной проблемой является фактор отсутствия интереса родителей к увлечениям, талантам, истинным склонностям детей и навязывание им деятельности, обусловленной собственными представлениями родителей о профессиональном будущем ребёнка. Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
При организации профориентационной работы с детьми ОВЗ выделяют ряд факторов:
- интересы обучающегося;
- психофизические особенности развития;
- необходимость создания специальных условий;
- позиция родителей (законных представителей);
- формирование установки на труд, а также на позитивное отношение к нему.
Последний пункт для детей с ОВЗ имеет несколько другое значение, нежели для здорового человека. Труд для ребенка с физическими ограничениями заключается, как в производительной сфере, так и в бытовой. То есть, это бытовой труд, самообслуживание, спорт и другие важные виды труда, которые представляют для детей с ОВЗ некоторые трудности. И чтобы такой ребенок смог себя нормально чувствовать в обществе, в первую очередь у него должен быть сформировано положительное отношение на труд в любых его формах и проявлениях.
В своей работе по профориентации дошкольников я использую такие методы как наблюдение, встреча с интересными людьми, проводятся интересные экскурсии (в медицинский кабинет; прачечную и т.д). Используемые в работе методы показа и наблюдения за трудом взрослых эффективны, но большое количество профессий и их трудовые процессы невозможно по объективным причинам представить для наблюдения. Поэтому возникает необходимость в разработке системы дидактических игр по формированию первичных представлений о труде взрослых. Так же использую следующие формы работы: занятия, трудовая, театрализованная деятельность, развлечения, чтение художественной литературы, беседы, изобразительная деятельность, наблюдения, сотрудничество с родителями и, конечно же, игровая деятельность, в которой он воспроизводит все то, что видит вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых.
Большое значение имеет содержание игры, в процессе которой воспитывается правильное отношение к явлениям окружающей действительности, любовь к труду, уважительное отношение к людям труда. Использую дидактические игры, которые направлены на уточнение и систематизацию знаний детей о профессиях. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Но для играющих детей воспитательно - образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через дидактическую и игровую задачи, игровые действия, правила игры. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Однако ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Поэтому важно своевременно заботиться об усложнении игр, и вариативности. Если у ребят снижается интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.
Особое внимание для ранней профориентации детей с ОВЗ уделяю использованию ИКТ. Это позволяет проводить с детьми виртуальные экскурсии, просматривать мультфильмы и видеоролики играть в развивающие игры в процессе знакомства детей с различными профессиями.
Для успешного решения целей и профориентационных задач, мы в группе создали развивающую предметно-пространственную среду по теме «Профессии», уголки по сюжетно-ролевым играм с профессиональной одеждой людей разных профессий, развивающие игры профессиональной направленности. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, воля, интеллект, воображение, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Активными помощниками в организации сюжетно-ролевых игр являются родители воспитанников, которые готовят атрибуты для игр, шьют костюмы, собирают необходимые предметы и другое.
Например, специальный Центр по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, дидактическими играми, наглядным материалом. В группе оформлена и обновляется выставка книг о профессиях, представлены папки-передвижки по ознакомлению с профессиями. В игровых уголках пополняются атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр по данной тематике.
Работа с родителями - это важное направление в моей работе по профориентации дошкольников. В домашних условиях дети получают наглядный пример того, как трудятся родители: папа ремонтирует, мама готовит ужин, стирает, гладит. Дети вместе с родителями ходят в магазин, больницу, парикмахерскую.
Дети проявляют интерес к профессиям своих родственников, гордятся своими родителями, дают грамотную оценку результатам труда взрослых. Эти результаты стимулируют меня на дальнейшее продолжение и развитие деятельности в этом направлении, на поиск новых форм и методов работы по ранней профориентации
Социальное развитие детей в современном мире невозможно без формирования интереса к труду взрослых. Мы, взрослые, должны научить детей ценить общественную значимость трудовой деятельности человека. Формируя с ранних лет у детей уважение к людям разных профессий, мы воспитываем бережное отношение к результатам человеческого труда.
Своей основной задачей в данной работе я считаю научить ребенка с раннего возраста уважать любой труд, довести до его сознания, что любой труд должен приносить радость, в первую очередь, самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Результатами проводимой работы по профессиональной ориентации детей является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания. Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года. Данные мониторинга за последний учебный год показали повышение у детей потребности использовать знания о профессиях на практике. Улучшение умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанные с отражением представлений о профессиях. Формирование у дошкольников умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.
Воспитанники группы:
1. Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.
2. Умеют играть в сюжетно – ролевые игры, в дидактические игры.
3. Имеют запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Используют атрибуты для игр в самостоятельной деятельности.
Таким образом, данная система работы позволяет сформировать у детей дошкольного возраста мотивационный компонент социально – профессиональной ориентации.
Будущее детей-дошколят предугадать трудно - впереди ещё школьные годы. Надеюсь, что в результате такой многоплановой работы многие ребята в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливым и востребованным.
Работу по данным направлениям считаю продуктивной и перспективной. Я убеждена, что в дошкольных организациях необходимо проводить работу по ознакомлению детей с разнообразием существующих профессий. Детские впечатления самые глубокие, кто знает, быть может, выбирая кем пойти учиться, мои воспитанники вспомнят наши игры…