Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6030 Консультация для воспитателей "Предметно-развивающая среда для экспериментирования в ДОУ"

Опубликовано 16.06.2020

Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №7 общеразвивающего вида» с.Выльгорт

«Челядьöс сöвмöдан 7 №-а видзанiн»

школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение

 

 

 

Предметно-развивающая среда для экспериментирования в ДОУ

(консультация для воспитателей)

 

Выполнили воспитатели:

Сямтомова М.И., Цывунина Е,Л.

 

 

с .Выльгорт, 2019-2020 у. г.

 

 

 

Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.

 

Высказывания российских ученых А.Н.Леонтьева, С.Л. Новоселовой, Н. Н. Поддъякова  

 

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Для этого обратимся к ФГОС ДО: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)».  В соответствии с требованиями ФГОС воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.

Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действийЭкспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Цель:

- развитие познавательных процессов и развитие потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

- вызвать у детей интерес к поисковой деятельности;

- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;

- развивать личностные качества ребёнка, такие как любознательность, наблюдательность.

Что же такое предметно - развивающая среда для экспериментирования в дошкольном учреждении. Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Определяющим моментом создания среды является педагогическая

идея, цель.

Экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Поддъякова, когда ребёнок экспериментирует, то он выступает как своеобразный исследователь, который самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления для более полного их познания и освоения. В ходе эксперимента создаются ситуации, которые ребенок разрешает с помощью проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия.

В каждой группе детского сада необходим центр экспериментирования.

Задачи центра:

- развитие наблюдательности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); первичных естественнонаучных представлений, любознательности, активности.

- формирование умений комплексно обследовать предмет.

В центре экспериментальной деятельности должны быть выделены следующие места:

- хранения материалов (природного, «бросового»)

- проведения опытов

- неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

- место, где размещают различные предметы(раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

Материалы, находящиеся в центре экспериментированияраспределяются по разделам«песок и вода»«звук»«магниты»«бумага»«свет», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Так же необходимо иметь основное оборудование:

1. Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, магниты;

2. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.;

3. Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл) разного объема и формы;

4. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья и т. д;

5. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.;

6. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.;

7. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

8. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

9. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.;

10. Прочие материалы: воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, сито, свечи и др.

И необходимо дополнительное оборудование:

- детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

- карточки – схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на оборотной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.

В каждом разделе на видном месте вывешивается правила работы с материалом. Они очень просты и легко запоминаются:

- бери только нужные для работы материалы;

работай с сыпучими материалами, с водой;

- пробовать на вкус вещество можно только под присмотром взрослого;

- любить порядок: клади на место все материалы по окончании работы.

Правила работы с материалом в процессе экспериментальной деятельности были предложены детям в стихотворной форме:

С песком:

Если сыплешь ты песок –

Рядом веник и совок.

С огнем:

Помни правило: огонь

Никогда один не тронь!

С водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

 

Со стеклом:

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, Брат-совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

По окончании работы:

Ты работу завершил?

Все на место положил?

 

Материал, находящийся в центре экспериментирования, должен быть рассчитан на детей с разным уровнем развития.  уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Ф. А. Сохина, Н. Н. Поддъякова, С. Н. Николаевой. Авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

 

 

Основными требованиями, предъявляемыми к среде и к оборудованию уголка это:

Безопасность для жизни и здоровья детей.

Соответствует возрасту воспитанников

Наполненность.

Доступность.

 

Несколько важных советов:

1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;

2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.

3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;

4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;

5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;

6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;

7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;

8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Заключение.

В результате создания предметно-развивающей среды для экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении   можно сделать вывод, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

 

 

 

Литература:

1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

4. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

5. Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

6.Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.

7.Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.

8.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.

10.Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.

11. Интернет ресурсы.

 

 

 

Дополнительная информация

Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытовэкспериментировании, в изготовлении моделей.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результат, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Экспериментирование - это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?

     • Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

     • В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.

     • Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

     • Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

    • В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования, в которой размещаются:

    • наборы для опытов с инструкциями-картинками;

    • игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;

    • различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;

    • измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;

    • инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;

    • другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;

 

    • писчие принадлежности для фиксации результатов.

    • В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены

    • Старший дошкольный возраст

    • Компонент дидактический

    • Компонент оборудования

    • Компонент стимулирующий

    • - схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

    • - серии картин с изображением природных сообществ;

    • - книги познавательного характера, атласы;

    • - тематические альбомы;

    • - коллекции

    • - мини-музей (тематика различна, например

    • "Часы бывают разные:", "Изделия из камня".

    • - материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина";

    • - природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

    • - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.;

    • - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.;

    • - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.;

    • - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

    • - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

    • - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

    • - сито, воронки

    • - половинки мыльниц, формы для льда

    • -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

    • - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

    • - мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";

    • - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

    • - карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

    • - персонажи, наделанные определенными чертами

    • ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

В старшем проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

 

 

 

Материалы для организации экспериментирования

                                             младший возраст
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.

 


  Материалы для организации экспериментирования

                                   средняя группа

1. Овощи, фрукты (по сезону).

2. Коллекция семян и растений.

3. Комнатные растения.

4. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма

(пластиковые бутыли, стаканы, ковши, миски и т. п.).

5. Мерные ложки, стаканчики.

6. Воронки разного материала, объёма.

7. Резиновые груши разного объёма.

8. Гигиенические безопасные красящие (растворимый сок, пищевые красители, пенящиеся (детские шампуни, пенки для ванн, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки, растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая).

9. Гибкие и пластиковые или резиновые трубочки, соломка для коктейля.

10. Взбивалки, деревянная лопатка, шпатели или палочки для мороженного

11. Формы для изготовления льда (пластиковые основания от наборов конфет, контейнер для яиц, половинки мыльниц.

12. Бусинки и пуговицы разного размера и формы.

13. Пакеты, воздушные шары.

14. Султанчики.

15. Закрытые ёмкости с песком, глиной, землёй.

16.Ёмкости для пересыпания.

17. Сито.

18. Свеча в подсвечнике.

19. Фонарики различной мощности, лампа настольная.

20. Краска, кисточки, палитры.

21. Магниты.

22. Технические материалы в контейнерах (гайки, винты, болтики).

23. Лупы.

24. Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры.

25. Иллюстрации: животных, птиц, насекомых, частей суток, источников света.

26. Рисунки с изображением: профилей с различной формой носа; продуктов с характерным запахом; продуктов с характерным вкусом.

27. Природный материал (камешки, перья, ракушки, шишки, различные семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты с землёй, глиной, веточки, листья).

28. Бросовый материал (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, паралона, меха,

пробки, деревянные бруски, металлические, пластмассовые и резиновые предметы,разные коробки, верёвки, нитки).

27. Клеёнчатые фартуки, нарукавники, салфетки, щётка-смётка, совок, прочие материалы для уборки.

28. Тальк, детский крем или вазелин.

 

Материалы для организации экспериментирования

старшая группа

 

1.Стол для экспериментирования. Резиновый коврик.

2. Халаты, передники, нарукавники.

3. Природный материал: песок, глина, фасоль, минералы, разная по составу земля, кора деревьев, мох, листья, горох, вода, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья и т.д.

4. Комнатные растения с указателями.

 5. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.

6. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука).

7. Стеллаж для пособий и оборудования.

8. Микроскоп, лупы.

9. Песочные часы, безмен.

10. Технические материалы (болты, гайки, гвозди).

11. Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл).

12. Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов.

13. Календарь природы.

14. Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы.

 

 

Материалы для организации экспериментирования

подготовительная группа

1.Стол для экспериментирования. Резиновый коврик.

2. Халаты, передники, нарукавники.

 3. Природный материал: песок, глина, фасоль, минералы, разная по составу земля, кора деревьев, мох, листья, горох, вода, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья и т.д

4. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука, крахмал).

5. Пищевые красители.

6. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.

7. Микроскоп, лупы.

 8. Песочные часы, безмен.

 9. Технические материалы (болты, гайки, гвозди).

10. Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл)  

11.Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы.

12. Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов.

13. Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов, календарь природы, календарь погоды.

14. Комнатные растения с указателями по программе, алгоритм ухода за комнатными растениями.

 15. Настольно – печатные игры для формирования первичных, естественнонаучных представлений.