Проект
познавательно - развивающий, игровой
«Эти разные мячи»
СКАЧАТЬ (полный материал)
образовательная область физическое развитие
Девиз проекта:
«Мяч помощник нам в игре, ты бери его везде!!!»
подготовила:
Егорова И.Н.
инструктор по физическому
развитию
ГБДОУ НАО «ЦРР- Детский сад п.Искателей»
Введение
Характеристика проекта
По форме – познавательно-развивающий; игровой
По типу – социальный;
По виду – оздоровительный;
По длительности –краткосрочный
Участники проекта:
дети дошкольного возраста (с 4 до 7 лет)
педагоги
родители.
Актуальность
По словам известного педагога прошлого Ф. Фребеля: «У ребенка каждая рука в отдельности и обе устроены как бы специально для того, чтобы обнять собою, заключить в себе шар или мяч…»
Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы "растут" вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.
Игры с мячом развивают:
- глазомер
- координацию
- смекалку
- способствуют общей двигательной активности.
Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.
Движения рук способствует также развитию речи ребенка. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм.
Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.
Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать малышу обычный мяч! Простейшие, на наш взрослый взгляд, действия в действительности оказываются исключительно полезны. Развивают наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и даже мышление. И зачастую, малыш самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть столь желанная для родителей самостоятельность и волевая активность
По итогам интервьюирования (выборочное, старшая группа) «Для чего нужны мячи?"
и «Какие мячи есть у вас дома?» я выделила основные проблемы:
- Утеряны детские разновозрастные дворовые группы некому передать опыт коллективной игры;
- Родители редко играют в подвижные игры со своим ребенком, сетуя на свою занятость или ограниченность в жилплощади;
- В некоторых семьях родители не дают детям мяч в домашних условиях, считая его «опасной» игрушкой (можно разбить стекло, люстру или шумом потревожить соседей).
Проблема:
Недостатки в развитии двигательной сферы ребенка: общей и мелкой моторики, правильной осанки, координации движений, ориентировки в пространстве, развитие темпа и ритма движений, регуляции мышечного тонуса.
Поверхностный интерес родителей и детей к мячу, играм с ним.
Обоснование проблемы:.
1. Незнание родителей и детей истории мяча, его видов.
2. Неиспользование родителями в играх с детьми мяча.
3. Редкое применение детьми мяча в самостоятельной деятельности
Цель проекта –Активизация взаимодействия детского сада и семьи в вопросах оздоровления дошкольников.
Развитие навыков владения мячом, соответственно данному возрасту.
Задачи:
1. Поиск путей совершенствования двигательной активности детей.
2. Познакомить детей с историей появления мяча, с его видами и значением.
3. Заинтересовать родителей в использовании мяча в играх с детьми.
4. Научить родителей использовать мяч в повседневной жизни.
5. Привить детям знания о ведении здорового образа жизни с мячом.
Прогнозируемые результаты по краткосрочному проекту:
• заинтересованное отношение родителей к совместной активной деятельности с детьми, с использованием мяча;
• формирование активной позиции у детей по здоровьеукреплению и здоровьесбережению по средствам игр и игровых упражнений с мячом;
• просвещение родителей и организация совместной работы по формированию у воспитанников имиджа здорового образа жизни;
• обобщение и распространение результатов работы среди педагогических работников ДОУ;
• организация выставки нетрадиционного оборудования «Эти разные мячи»;
• участие в методических мероприятиях различного уровня с обобщением опыта работы над проектом;
• создание пособий и методического материала по ознакомлению детей и родителей с историей мяча и формами активной деятельности с ним.
Принципы работы по проекту:
- Принцип постепенности
- Принцип доступности
- Принцип систематичности
- Принцип сознательности и активности
- Принцип наглядности
Основные формы работы над проектом:
- НОД
- Индивидуальная работа с детьми.
- Видео презентации
- Анкетирование
- Интервьюирование
- Экспериментирование
- Соревнования
Методы и приемы:
- Беседы
- Рассматривание картинок, иллюстраций
- Заучивание
- Показ
- Словесное описание
- Объяснение, указание
- Рисование
I.Подготовительный этап «Для чего и зачем?»
С пед. коллективом: определение целей и задач проектной деятельности, с обсуждением представленных предложений и мнений, дискуссия «Организация активного отдыха детей в группе и на прогулке с использованием мяча».
С обучающимися: знакомство с направлениями деятельности по реализации проекта, беседа «Игры, в которые я играю дома», интервьюирование (выборочное) «Для чего нужны мячи?"
С родителями: знакомство с целями, задачами и направлениями реализации проекта, «Мой друг мяч», индивидуальные беседы по вопросу создания и пополнения развивающе - игровой среды в условиях домашнего воспитания
II.Основной этап «Эти разные мячи»
С пед. коллективом: индивидуальная работа с педагогами по подготовке и проведению совместных мероприятий, мастер-класс «Применение игровых обучающих ситуаций в системе развития физических качеств», подбор и проведение подвижных игр и упражнений с использованием мяча различного диаметра и материала.
С обучающимися:
знакомство с историей возникновения мяча через
презентации «Путешествие мяча»
- устный журнал «Какие мячи есть в спортивном зале и как их использовать?», (средняя гр.)
игровые обучающие ситуации:
- «Разные мячи – для разных игр»(старшая гр.)
- «Как мяч здоровье укрепляет» (подготовительная группа)
совместная деятельность с детьми
- познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование (развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет»)
Презентация «Мяч помощник нам в игре ,ты бери его везде!» (старшие группы);
Совместная деятельность с детьми «Мяч в детской книге» (стихи ,загадки)(младшие группы)
С родителями: консультация « Какие мячи выбрать детям?»
III.Заключительный этап «Мяч мой друг»
- С педагогами : «Игры в группе»; обмен опытом
- Спортивный праздник:«Мой веселый звонкий мяч».
- Мини -музей :«Такой разный мяч»: коллекция мячей, их фотографии, рисунки, иллюстрации; картотека игр, игровых упражнений, комплексов упражнений с мячом;
- Выставка рисунков: «Веселый мяч».