Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6448 "Сущность опыта"

Опубликовано 29.03.2021

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - Новоульяновский детский сад с. Новоульяновское
Барабинского района Новосибирской области

 

 

« Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»

 

 

                                              Подготовила: воспитатель

                                                                                   Сугоняко Р.М.

 

Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…».

Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования  стало сбережение и укрепление здоровья дошкольников, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей.

 Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало именно с дошкольного возраста.

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Эти вопросы возникли у педагогов нашего коллектива.

Проведя анализ заболеваемости детей по детскому саду мы пришли к выводу, что именно в дошкольном возрасте и  в дошкольном учреждении нам необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), привить детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.

Группой педагогов нашего учреждения  был разработан долгосрочный социально - педагогический здоровьесберегающий проект для всего времени пребывания дошкольника в детском саду. А также проект позволил нам создать эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни.

В течение трех лет педагогический коллектив нашего учреждения работал над данной проблемой. Система нашей работы не ставила целью достижения высоких результатов за короткий отрезок  времени. Главное в  работе помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту.

Актуальность опыта состояла в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения являлся комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строилось на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно было стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.

 Новизна опыта заключалась в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности: - внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ.

Целью проекта была организация  физического воспитания в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и  гармоничное развитие, помогло ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни .

 Мы поставили перед собой следующие задачи:

 

1. Повысить  профессиональную культуру педагогов в вопросах здоровьесбережения посредством  разработки  и апробирования  системы педагогических воздействий по формированию  компетентности здоровьесбережения дошкольников.

 2. Осуществить выбор оздоровительных технологий с учетом особенностей ДОУ. Использование современных прогрессивных методов и приемов воспитания.

          3. Создать оптимальные условия для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формирования привычки здорового образа жизни. 

4. Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения на основе индивидуального подхода к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.

5.  Реализация различных форм систематической работы с родителями.

 

Ожидаемым результатом было:

 1. Повышение  профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения;

2. Формирование у детей  представления о здоровом образе жизни;

3. Вовлечение родителей  в единое пространство «семья – детский сад»;

 4. Снижение заболеваемости и детского травматизма среди воспитанников.

Проект состоял из трёх этапов:

Первый организационный этап длился 01.06.2017 г. – 31.08.2017г. и он включал в себя:

 1. Мероприятия по оформлению замысла проекта:

-      определение и обсуждение замысла проекта (проблемы, темы, идеи), возможностей его реализации;

-      оформление полной версии проекта, согласование действий по его реализации с соисполнителями.

2. Мероприятия по информационному обеспечению реализации проекта:

-      сбор и изучение информации по физическому и психическому развитию детей раннего возраста и приемлемых способах их физической активности в условиях ДОУ и семьи;

-      анализ интернет - ресурсов по  физическому и психическому развитию детей раннего возраста и приемлемых способах их физической активности в условиях ДОУ и семьи..

3.Укрепление  материально-технического обеспечения.

 

Второй реализационный этап продолжался с  01.09.2017г. – 15.05.2020 г.

   и  включал разработку и апробирование  на базеМКДОУ Новоульяновский детский  сад программы  по развитию физической активности детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи.

 

 Третий итоговый этап: май – июнь 2020г. Были подведены итоги эффективности физкультурно-оздоровительной работы ДОУ.

 На первом этапе, начиная работу по данной теме, нами была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников, а также задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется  учеными -дидактами и разработчиками методики физического воспитания, какое место  занимают задачи здоровьесбрегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.

Были изучены методики таких известных авторов:

Т.И Осокиной, Логиновой В.И, Кенеман А.В., Г.В. Хухлаевой, М.А. Васильевой, Е.Н.Вавиловой, которые долгое время работали над проблемой укрепления и охраны здоровья в дошкольном возрасте. На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова. Изучение программ«Радуга» Т.Н. Дороновой- кандидата педагогических наук и «Развитие»- программы авторского коллектива под руководством Л.А. Венгер, программы «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанная кандидатами психологических наук Н.Н. Авдеевой и Р.Б. Стеркиной, кандидатом педагогических наук О.Л. Князевой окончательно убедили нас в правильности решения.  Итак, анализ содержания современных программ и методик  для дошкольных учреждений позволил сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение.

Материально-техническое обеспечение. Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников и для реализации приоритетного направления в дошкольном учреждении  оборудовали  физкультурный зал, оснащенный необходимым традиционным и нестандартным оборудованием, спортивные уголки в группах, которые были созданы с учётом возрастных особенностей детей. На участке детского сада также оборудованы спортивная и игровые площадки, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года.

 

Современная наполняемость группы требовала от педагогов создания условий для уединения детей, их психологического комфорта и здоровья. Поэтому в каждой группе были созданы зоны двигательной активности и зоны уединения, в приёмной оборудованы уголки здоровья с информацией для родителей. Во всех группах есть уголки природы. Они создают  уютную обстановку и комфортную, развивающую и здоровьесберегающую для детей атмосферу.

  Используя свои наблюдения, мы определили, что в работе с детьми необходимо соблюдать следующее:

1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья.

2.   Необходимо сочетание двигательной активности  с  закаливающими  процедурами.

З. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, оздоровительной аэробики,  игрового массажа,  гимнастики для глаз,  упражнений  йоги.) В ходе реализации второго этапа работа велась по блокам                           

 

 На втором этапе работа строилась по блокам

 В первом блоке 

 «Здоровье» для успешного формирования представлений у дошкольников о ЗОЖ велась целенаправленная, систематическая воспитательно - образовательная работа содержание работы с детьми определялось в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и система физкультурной работы включала в себя:

-       Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики;

-       Проведение двигательных разминок между занятиями;

-       Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;

-       Организация оздоровительного бега в конце прогулки;

-       Гимнастика после дневного сна;

-       Коррекционная работа с детьми по развитию движений;

-       Организация занимательной двигательной деятельности различного типа; пальчиковые игры и упражнения;

-       Самостоятельная, двигательная деятельность детей;

-       Организация досугов, праздников;

-       Проведение «Дня здоровья», в летнее время «Недели здоровья»

-       Организация работы с семьёй.

 

Во  втором блоке в рамках образовательной области в ДОУ и семье. Мы определили для себя следующие направления осуществления этой проблемы:

-      привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

-      развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

-      обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

-      формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

-      формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;

-      формирование элементарных представлений об окружающей среде.

 

Третий блок включает в себя нетрадиционные формы оздоровления дошкольника таких, как:

-    Оздоровительный бег (дозированный) 

-    Дыхательная и звуковая гимнастика.

-    Самомассаж и массаж 

-    Релаксация 

-    Музыкотерапия –

-    Пальчиковая гимнастика 

-    Музыкально-подвижные игры 

 

Четвертый блок это - организация оздоровительной деятельности:

 

-     Организация режима дня;

-     Организация питания;

-     Организация жизнедеятельности детей в период карантинов;

-     Система закаливания в ДОУ.

 

И пятый блок представлял собой работу с семьёй и школой

Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

Система работы с семьёй включала:

-       Ознакомление родителей с результатами состояния здоровья ребёнка и его психологического развития;

-       Участие в составлении индивидуальных планов оздоровления детей;

-       Целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую необходимость рационального, полного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного  и теплового режима и т.д.

-       Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;

-       Обучение конкретным методам и приёмам оздоровления  -ЛФК, массаж, самомассаж;

-       Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ

-       Обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления.

-        

   Дошкольное учреждение осуществляет преемственную связь с   ОУ Ульяновская НОШ

  Совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия детского сада и школы способствуют формированию у детей творческого самовыражения в двигательной активности. И в дальнейшем планируется систематизировать работу по преемственности детского сада со школой и другими общественными организациями в вопросах воспитания здорового поколения.

Выпускники детского сада, поступив в школу, посещают разнообразные спортивные секции: волейбольную, баскетбольную, спортивные танцы.

Таким образом, созданная единая система "детский сад - дети - родители - школа" на данный момент достаточно успешно функционирует.

 

 На третьем этапе подвели итоги эффективности физкультурно-оздоровительной работы ДОУ.

- снизился процент детей, имеющих хронические заболевания

-заболеваемость детей в детоднях снизилась с 12 до 8

-процент частоболеющих детей снизился на 3%

 

 Итогами реализации проекта в нашем ДОУ стало:

 Построение системы методического обеспечения, которая позволила достичь повышения качества работы педагов ДОУ. Количество педагогов, имеющих высокий уровень теоретических знаний и практических умений в организации здоровьесберегающей среды в ДОУ и проведению здоровьесберегающих мероприятий, увеличилось на 30% и составляет 90%.

Значительно повышена мотивация педагогов к использованию инновационных подходов к здовроьсбережению воспитанников ДОУ.

Количество педагогов, систематически  и методически грамотно использующих здолровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе и режимных моментах, увеличилось на 29% и составляет 82%.

Усовершенствована предметно-развивающая среда в группах: приобретается новое физультурно -спортивное оборудование и атрибуты, изготовлены массажные дорожки, пособия для выполнения дыхательной , пальчиковой гимнастики.

Анализ за последние три года показал, что динамика заболеваемости в детском саду снизилась, о чем свидетельствует сравнительный анализ.

Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения здоровьесберегающих технологии в физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально- двигательная  сфера ребёнка. У детей наблюдается  гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась  естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и  мелодичной.

Грамотная организация  здоровьесберегающей  среды, а также  использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

Родители являются постоянными участниками жизнедеятельности своих детей в ДОУ.

 

 

 Таким образом  нами установлено, что правильно организованная развивающая среда с  учётом возрастных особенностей детей и привлекая к работе по здоровому образу жизни родителей, проводя систематическую работу по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста, способствует укреплению здоровья детей,формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.