Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - Новоульяновский детский сад с. Новоульяновское
Барабинского района Новосибирской области
« Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»
Подготовила: воспитатель
Сугоняко Р.М.
Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…».
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования стало сбережение и укрепление здоровья дошкольников, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало именно с дошкольного возраста.
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Эти вопросы возникли у педагогов нашего коллектива.
Проведя анализ заболеваемости детей по детскому саду мы пришли к выводу, что именно в дошкольном возрасте и в дошкольном учреждении нам необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), привить детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.
Группой педагогов нашего учреждения был разработан долгосрочный социально - педагогический здоровьесберегающий проект для всего времени пребывания дошкольника в детском саду. А также проект позволил нам создать эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни.
В течение трех лет педагогический коллектив нашего учреждения работал над данной проблемой. Система нашей работы не ставила целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в работе помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту.
Актуальность опыта состояла в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения являлся комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строилось на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно было стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.
Новизна опыта заключалась в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности: - внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ.
Целью проекта была организация физического воспитания в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогло ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни .
Мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Повысить профессиональную культуру педагогов в вопросах здоровьесбережения посредством разработки и апробирования системы педагогических воздействий по формированию компетентности здоровьесбережения дошкольников.
2. Осуществить выбор оздоровительных технологий с учетом особенностей ДОУ. Использование современных прогрессивных методов и приемов воспитания.
3. Создать оптимальные условия для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формирования привычки здорового образа жизни.
4. Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения на основе индивидуального подхода к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.
5. Реализация различных форм систематической работы с родителями.
Ожидаемым результатом было:
1. Повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения;
2. Формирование у детей представления о здоровом образе жизни;
3. Вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»;
4. Снижение заболеваемости и детского травматизма среди воспитанников.
Проект состоял из трёх этапов:
Первый организационный этап длился 01.06.2017 г. – 31.08.2017г. и он включал в себя:
1. Мероприятия по оформлению замысла проекта:
- определение и обсуждение замысла проекта (проблемы, темы, идеи), возможностей его реализации;
- оформление полной версии проекта, согласование действий по его реализации с соисполнителями.
2. Мероприятия по информационному обеспечению реализации проекта:
- сбор и изучение информации по физическому и психическому развитию детей раннего возраста и приемлемых способах их физической активности в условиях ДОУ и семьи;
- анализ интернет - ресурсов по физическому и психическому развитию детей раннего возраста и приемлемых способах их физической активности в условиях ДОУ и семьи..
3.Укрепление материально-технического обеспечения.
Второй реализационный этап продолжался с 01.09.2017г. – 15.05.2020 г.
и включал разработку и апробирование на базеМКДОУ Новоульяновский детский сад программы по развитию физической активности детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи.
Третий итоговый этап: май – июнь 2020г. Были подведены итоги эффективности физкультурно-оздоровительной работы ДОУ.
На первом этапе, начиная работу по данной теме, нами была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников, а также задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными -дидактами и разработчиками методики физического воспитания, какое место занимают задачи здоровьесбрегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.
Были изучены методики таких известных авторов:
Т.И Осокиной, Логиновой В.И, Кенеман А.В., Г.В. Хухлаевой, М.А. Васильевой, Е.Н.Вавиловой, которые долгое время работали над проблемой укрепления и охраны здоровья в дошкольном возрасте. На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова. Изучение программ«Радуга» Т.Н. Дороновой- кандидата педагогических наук и «Развитие»- программы авторского коллектива под руководством Л.А. Венгер, программы «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанная кандидатами психологических наук Н.Н. Авдеевой и Р.Б. Стеркиной, кандидатом педагогических наук О.Л. Князевой окончательно убедили нас в правильности решения. Итак, анализ содержания современных программ и методик для дошкольных учреждений позволил сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение.
Материально-техническое обеспечение. Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников и для реализации приоритетного направления в дошкольном учреждении оборудовали физкультурный зал, оснащенный необходимым традиционным и нестандартным оборудованием, спортивные уголки в группах, которые были созданы с учётом возрастных особенностей детей. На участке детского сада также оборудованы спортивная и игровые площадки, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года.
Современная наполняемость группы требовала от педагогов создания условий для уединения детей, их психологического комфорта и здоровья. Поэтому в каждой группе были созданы зоны двигательной активности и зоны уединения, в приёмной оборудованы уголки здоровья с информацией для родителей. Во всех группах есть уголки природы. Они создают уютную обстановку и комфортную, развивающую и здоровьесберегающую для детей атмосферу.
Используя свои наблюдения, мы определили, что в работе с детьми необходимо соблюдать следующее:
1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья.
2. Необходимо сочетание двигательной активности с закаливающими процедурами.
З. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, оздоровительной аэробики, игрового массажа, гимнастики для глаз, упражнений йоги.) В ходе реализации второго этапа работа велась по блокам
На втором этапе работа строилась по блокам
В первом блоке
«Здоровье» для успешного формирования представлений у дошкольников о ЗОЖ велась целенаправленная, систематическая воспитательно - образовательная работа содержание работы с детьми определялось в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и система физкультурной работы включала в себя:
- Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики;
- Проведение двигательных разминок между занятиями;
- Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;
- Организация оздоровительного бега в конце прогулки;
- Гимнастика после дневного сна;
- Коррекционная работа с детьми по развитию движений;
- Организация занимательной двигательной деятельности различного типа; пальчиковые игры и упражнения;
- Самостоятельная, двигательная деятельность детей;
- Организация досугов, праздников;
- Проведение «Дня здоровья», в летнее время «Недели здоровья»
- Организация работы с семьёй.
Во втором блоке в рамках образовательной области в ДОУ и семье. Мы определили для себя следующие направления осуществления этой проблемы:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде.
Третий блок включает в себя нетрадиционные формы оздоровления дошкольника таких, как:
- Оздоровительный бег (дозированный)
- Дыхательная и звуковая гимнастика.
- Самомассаж и массаж
- Релаксация
- Музыкотерапия –
- Пальчиковая гимнастика
- Музыкально-подвижные игры
Четвертый блок это - организация оздоровительной деятельности:
- Организация режима дня;
- Организация питания;
- Организация жизнедеятельности детей в период карантинов;
- Система закаливания в ДОУ.
И пятый блок представлял собой работу с семьёй и школой
Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.
Система работы с семьёй включала:
- Ознакомление родителей с результатами состояния здоровья ребёнка и его психологического развития;
- Участие в составлении индивидуальных планов оздоровления детей;
- Целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую необходимость рационального, полного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и теплового режима и т.д.
- Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
- Обучение конкретным методам и приёмам оздоровления -ЛФК, массаж, самомассаж;
- Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ
- Обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления.
-
Дошкольное учреждение осуществляет преемственную связь с ОУ Ульяновская НОШ
Совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия детского сада и школы способствуют формированию у детей творческого самовыражения в двигательной активности. И в дальнейшем планируется систематизировать работу по преемственности детского сада со школой и другими общественными организациями в вопросах воспитания здорового поколения.
Выпускники детского сада, поступив в школу, посещают разнообразные спортивные секции: волейбольную, баскетбольную, спортивные танцы.
Таким образом, созданная единая система "детский сад - дети - родители - школа" на данный момент достаточно успешно функционирует.
На третьем этапе подвели итоги эффективности физкультурно-оздоровительной работы ДОУ.
- снизился процент детей, имеющих хронические заболевания
-заболеваемость детей в детоднях снизилась с 12 до 8
-процент частоболеющих детей снизился на 3%
Итогами реализации проекта в нашем ДОУ стало:
Построение системы методического обеспечения, которая позволила достичь повышения качества работы педагов ДОУ. Количество педагогов, имеющих высокий уровень теоретических знаний и практических умений в организации здоровьесберегающей среды в ДОУ и проведению здоровьесберегающих мероприятий, увеличилось на 30% и составляет 90%.
Значительно повышена мотивация педагогов к использованию инновационных подходов к здовроьсбережению воспитанников ДОУ.
Количество педагогов, систематически и методически грамотно использующих здолровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе и режимных моментах, увеличилось на 29% и составляет 82%.
Усовершенствована предметно-развивающая среда в группах: приобретается новое физультурно -спортивное оборудование и атрибуты, изготовлены массажные дорожки, пособия для выполнения дыхательной , пальчиковой гимнастики.
Анализ за последние три года показал, что динамика заболеваемости в детском саду снизилась, о чем свидетельствует сравнительный анализ.
Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения здоровьесберегающих технологии в физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально- двигательная сфера ребёнка. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и мелодичной.
Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
Родители являются постоянными участниками жизнедеятельности своих детей в ДОУ.
Таким образом нами установлено, что правильно организованная развивающая среда с учётом возрастных особенностей детей и привлекая к работе по здоровому образу жизни родителей, проводя систематическую работу по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста, способствует укреплению здоровья детей,формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.