Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7066 Статья: Бизиборд как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста

Опубликовано 26.03.2022

Алимерзаева Мария Евгеньевна

МБДОУ "Россиянка" "ЦРР" г.Калуги НСП "Вишенка"

 

Бизиборд как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста

 

Аннотация:в статье рассмотрена проблема развития мелкой моторики детей раннего возраста. Раскрыто значение формирования навыков развития мелкой моторики для личностного развития ребенка. Рассматривается пособие для развития мелкой моторики бизиборд. Представлен опыт работы по созданию бизиборда. Отмечены результаты использования бизиборда как средства развития мелкой моторики.

 

Ключевые слова: мелкая моторика, ранний возраст, бизиборд.

 

     Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста на протяжении длительного времени занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях.

     Изучению данного вопроса посвятили свои исследования такие известные ученые, как: В.М. Бехтерев, В.А. Сухомлинский, М. Монтессори, З.П. Васильцова, А.В. Запорожец, И.П. Павлов, А.Р. Лурия, М.И. Звонарева, М.М. Кольцова и многие другие. В своих работах ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речи и положительно действуют на кору головного мозга.

     Уровень физического и психического развития  напрямую зависит от уровня развития движений ребенка. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается.

     На проблему развития мелкой моторики указывает нам и «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования». В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования говорится, что у  ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

     Развитие мелкой моторики рук является важным  для личностного развития ребенка: формируется внимание и память, мышление и воображение. Уверенно владея рукой, в процессе своего развития ребенок становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы и успешности в разных видах детской деятельности.

     Однако, в настоящее время у большинства детей отмечается как общее моторное недоразвитие, так и слабое развитие мелкой моторики рук. Одной из причин этому является чрезмерное увлечение детей «гаджетами»: смартфоны, планшеты, игровые консоли и другое. Играя в виртуальном пространстве, ребенок не получает нужных сенсорных ощущений, мелкая моторика рук  развивается намного меньше, чем при игре с настоящим стимульным материалом. Стиль современной одежды также частично влияет на эту проблему: футболки и лонгсливы заменили рубашки и платья на пуговицах и молниях, сандалии и ботинки с липучками вытеснили обувь на шнурках. Домашний труд детей тоже ушел на задний план. Помощь детей в поливе растений, протирании пыли, кормлении рыбок и птиц, подметание полов для молодых родителей  сегодня не актуальна. Родители недооценивают  значение домашнего труда для развития мышц рук.  Все это исключает необходимую  нагрузку на детские руки.

     Все эти причины могут повлечь за собой довольно серьезные проблемы: возрастная задержка в речевом развитии, различные логопедические проблемы,  неготовность руки к письму и, соответственно, дальнейшее отставание в учебе.

     Развивать мелкую моторику рук необходимо еще в раннем возрасте, так как знакомство с окружающей действительностью у ребенка происходит  при помощи рук и глаз. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует осязание для ознакомления с предметным миром. Лучшим средством познания мира является игра.

     В нашем арсенале работы с детьми раннего возраста имеется достаточное количество игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук: пальчиковые игры, игры-шнуровки, игры с прищепками, игры с крупами, сортеры, различные виды конструктора и многое другое.

    Однако, наблюдая за детьми своей группы было отмечено, что у большинства детей недостаточно развита мелкая моторика рук: кисть и карандаш  держат в кулачке, с трудом выполняют несложные пальчиковые игры, плохо удерживают мелкие предметы двумя пальцами, практически отсутствуют навыки самообслуживания.

     В связи с этим, было принято решение о внесении в предметно-развивающую среду нового многофункционального  пособия – бизиборда, разработанного известным итальянским педагогом  Марией Монтессори.

     Бизиборд представляет собой стенд с закреплёнными на ней разнообразными деталями, предназначенными для выполнения ребенком различных  действий : нажатие  выключателей и кнопок; завязывание шнурков, лент, тесьмы; открывание и закрывание  шпингалетов, крючков, замков, щеколд; застегивание и расстегивание  пуговиц, молний, липучек; приведение в движение  различных деталей и многое другое.

     Цель данного пособия -  развитие  мелкой  моторики  у детей раннего возраста через тактильные ощущения.

     Использование бизиборда решает несколько задач: развивает познавательный интерес и любознательность, тренирует мелкую моторику рук; формирует общие сенсорные способности; активизирует исследовательские умения и  навыки;

     Бизиборд соответствует таким компонентам как:

- доступность - пособие  соответствует возрастным особенностям детей, находится в свободном доступном месте, развивает у них интерес к изучению нового;

- безопасность - все  элементы бизиборда изготовлены из качественных материалов  и отвечают требованиям безопасности и надежности  при их использовании;

- насыщенность - многообразие  элементов  бизиборда дают возможность изготавливать  различные варианты данного пособия.

     Во время таких увлекательных занятий у малыша развиваются следующие умения и навыки:

  • логика  - ребенок выстраивает цепочку умозаключений: чтобы зазвенел звонок, надо нажать кнопочку, чтобы открыть дверцу, нужно потянуть защелку вверх;
  • мелкая моторика рук -  малыш учится работать с мелкими предметами, получает новые тактильные ощущения;
  • внимание и память - дети запоминают свои действия с мелкими деталями и предметами, позже будут выполнять их автоматически.
  • координация движений - этому способствуют дверные цепочки, защёлки, шнуровки. Для маленького человека тяжело с первого раза будет попасть ключиком в замок, повернуть ручку. С помощью бизиборда он учиться управлять своими руками;
  • усидчивость - дети раннего возраста физиологически неспособны долго удерживать внимание на одном предмете, а бизиборд даёт возможность выполнять и планировать множество действий;
    • цветовосприятие - в оформлении доски используются различные  цвета: разноцветные пуговицы, шнурки, ленточки и пр. Таким образом, ребенок знакомится с эталонными представлениями о цвете;
    • любознательность - за дверцами прячутся картинки с животными, фруктами, транспортом, растениями. Когда малыш откроет дверцу, он будет рад маленькому сюрпризу в виде картинки.
    • воображение - ребенок самостоятельно  продумывает вариант игры с предметом, как еще использовать ту или иную деталь;

     Бизиборд не имеет возрастных ограничений, его можно успешно использовать для работы с детьми в разных возрастных группах, начиная с раннего возраста и заканчивая подготовительной группой. Данное пособие может быть  самостоятельно изготовлено  из различного материала: ткани, дерева, пластика и иметь любую форму.

     Прежде чем приступить к работе по изготовлению  авторского бизиборда, мы изучили различную литературу по данной теме, рассмотрели и проанализировали  варианты наполнения пространства бизиборда, подобрали  и разместили на нем выбранные элементы.

     Наш бизиборд включает следующие игры:

  • игра "Кто в домике живет?" - ребенку предлагается открыть дверцу (сдвинуть щеколду в сторону или поднять вверх крючок), затем назвать животное, которое спряталось за ней. Данная игра учит открывать – закрывать замки, развивает мышление, познавательные интересы, усидчивость,  мелкую моторику рук;
  • игра «Зашнуруй башмачок» - дети учатся  вставлять шнурки в отверстия, завязывать бантик. Игра способствует развитию тонких движений пальцев рук, также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки;
  • игра "Застегни молнию" - учит малышей застегивать и расстёгивать молнию, развивает ручную умелость, навыки самообслуживания, сгибательные и разгибательные движения кистей рук;
  • игра "лабиринт" - ребенку предлагается провести бегунок по лабиринту. Форма бегунка может быть совершенно разная, у нас это машинка и бабочка. Игра развивает пространственное мышление,  логику, усидчивость, воображение, координатную моторику;
  • игра «Домики геометрических  фигур» - ребенку надо найти домик каждой геометрической фигуре. Игра закрепляет знание геометрических фигур, цвета, развивает мелкую моторику рук, мышление;
  • игра "Шестеренки" помогает  детям развивать круговые движения кисти рук, тренирует щипковый захват тремя пальцами.

     Все игры и упражнения проводятся с детьми в занимательной, непринужденной форме, через совместную и  самостоятельную деятельности.

     В результате наблюдений, нами было отмечено, что дети с интересом и удовольствием  занимались бизибордом: изучали каждую деталь, пытались расстегнуть и застегнуть молнии, крутили всевозможные колесики, винтики, шестеренки,  водили по лабиринту бегунки, пытались открыть дверной крючок и щеколды, шнуровали ботиночки.

     Таким образом, бизиборд является результативным средством развития мелкой моторики рук. У детей наблюдается положительная динамика в сенсорно-моторном развитии:

  • движения рук стали более согласованными, целенаправленными, уверенными и точными;
  • кисти и пальцы рук приобрели хорошую подвижность, гибкость;
  • уменьшилась скованность движений;
  • у подавляющего большинства детей полностью сформированы навыки самообслуживания.

     Кроме того, игры с бизибордом расширяют представления детей об окружающем мире, стимулируют познавательную активность ребенка, развивают усидчивость и концентрацию внимания, мышление.

 

 

Литература

1. Антакова-Фомина, Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук / Л.В. Антакова-Фомина. – М.: Просвещение, 1974. - 235 с.

2. Борисенко, М.Г. Наши пальчики играют/ М.Г. Борисенко – М.-Екатеринбург : Паритет, 2016. - 204 с.

3. Данилова, Л.Н. Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста» /Л.Н. Данилова. – М. : АСТ, 2014.- 32 с.

4. Ермакова И.А.  Развиваем мелкую моторику у малышей. -  СПб; 2007.-34с.

5. Маревчева, Н. В. Бизиборд как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста / Н. В. Маревчева, С. М. Руденко. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. -2019. - № 46 (284). - С. 289-291. -URL: https://moluch.ru/archive/284/64087/ (дата обращения: 04.03.2022).

6. Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Светлова. – М. : АСТ, 2016. – 56 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 80 с.