Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5862 «Формирование познавательной активности детей 3-4 лет»

Опубликовано 26.03.2020
Кобылина Ольга Сергеевна
МБДОУ № 196 «Детский сад  комбинированного вида» 
город Кемерово
воспитатель

 «Формирование познавательной активности детей 3-4 лет»

 

  В философии «познание» - это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе. Развитие познавательной деятельности в дошкольном детстве обеспечивает формирование таких умений, как умение учиться, получать образование в течение всей жизнедеятельности.

     На четвертом году жизни границы вокруг ребенка расширяются, они выходят за пределы семьи. В ходе активного взаимодействия с окружающим миром мировоззрение ребенка значительно расширяется, развиваются познавательные интересы. Психическое развитие во всех сферах претерпевает значительные изменения. Между познавательными процессами формируются тесные взаимосвязи. У детей на четвертом году жизни происходит интенсивное складывание речи, которое идет в процессе взаимодействия ребенка со взрослым. Речь в основном все еще ситуативная и диалогическая, но становится более сложной и развернутой.

     В речи детей данного возраста есть важная особенность: занимаясь каким-либо делом, они часто тихо, малопонятно для окружающих что-то   говорят сами себе, как бы приборматывают. Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти, поставленные перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые не осуществляет в реальности.

     Речь перестраивает все психические процессы: память, воображение, мышление, восприятие и др. Овладение речью дает ребенку возможность управлять своим поведением, фантазировать, думать, осознавать свои действия, строить воображаемую ситуацию.

     Ведущей познавательной функцией человека является восприятие. Значение восприятия очень велико, так как оно создает основу для развития остальных психических процессов, его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний.

   В период младшего дошкольного детства восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, форма, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок воспринимает не все свойства, а только наиболее яркие, например, листва — зеленая, лед - холодный. Именно по этим ярким свойствам ребенок отличает один предмет от другого. Контактируя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их обособленные качества, узнавать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, находить одинаковые свойства в разных предметах и наоборот. В развитии восприятия важнейшая роль принадлежит продуктивным видам деятельности. Так, в конструировании ребёнок получает представление о форме и величине. К концу 4-го года он хорошо ориентируется в названиях предметов, выделяет их основные части, указывает некоторые детали.

   Воображение в этом возрастном периоде развито еще слабо. У ребенка еще преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания сказок, рассказов, просмотра мультфильмов. Образы воображения такого типа восстанавливают действительность только на эмоциональной основе.

  Внимание в возрасте 3-4 лет еще непроизвольно и крайне неустойчиво: малыш может забыть, что он шел за машинкой, если перед ним прокатить мяч. Незнакомую яркую картинку он будет рассматривать около 8 минут. Даже самая любимая игра занимает ребенка на 10-15 минут.  А многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут – в этом возрасте это естественно. Таким образом, внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. Способность детей управлять своим вниманием очень мала.

    Память младшего дошкольника непроизвольна, характеризуется образностью. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или воспроизвести и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные действия и образы, а третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания. У детей раннего дошкольного возраста доминирует непроизвольная зрительно-эмоциональная память.

     В 3-4 года ребенок уже пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Благодаря своим наблюдением и объяснением взрослых ребенок формирует элементарное представление и быте людей, и природе. Ребенок и сам пытается объяснить то, что видит вокруг. У части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету, по форме, величине.

   Большое значение для развития ребенка этого возрастного периода имеют первые представления о себе и окружающих людях. Ребенок осознает свой эмоциональный, бытовой, предметно-игровой и коммуникативный опыт, стремится отразить его в игре, неумелых рисунках и сообщениях «из личного опыта». Очень важно, что уже в это время ребенок устанавливает определенные временные (логические) связи. Он способен понимать последовательность близких его бытовому опыту событий. 

    Из острой потребности ребенка быть взрослым и невозможности — это осуществить в действительности рождается новая ведущая деятельность, в которой ребенок удовлетворяет свои социальные потребности - ролевая игра. Содержанием игры в младшем дошкольном возрасте являются предметные действия. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. В процессе игровой деятельности ребенок лучше сосредотачивается и запоминает. Через игру он постепенно переходит от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.

 Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития ребенка и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.

Таким образом, современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.