Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6530 Влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Опубликовано 17.05.2021

Михеева А. А.

Педагог МБДОУ №102 «Терем – теремок», г. Калуги

(Калуга, Россия)

http://ds102.kaluga.ru/

ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

          Аннотация

          В статье анализируется влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: Театрализованная деятельность, театрализованные игры, коммуникация, коммуникативные способности.

Key words: Theatrical activity, theatrical games, communication, communication skills.

 

Слово "коммуникация'' произошло от лат. Communicatio - "делаю общим, связываю». Впервые появился он в научной литературе в начале 20 века. Коммуникация – это форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Коммуникация понятие более широкое, чем общение. Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение), и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности. [2,35] 

Коммуникативный процесс предполагает формирование коммуникативных умений, переходящих с появлением опыта в навык и затем трансформируется в коммуникативную способность. При постоянном обновлении и усовершенствовании в тех или иных условиях накопленного опыта, способности переходят в стадию коммуникативной компетенции. Коммуникативные умения — это умения, связанные с адекватным выстраиванием своего поведения, умением адекватно вести себя, умением сопереживать собеседнику, ставить себя на его место, предугадывать реакцию собеседника, умением выбирать к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения. Исходя из этого выделяют три группы коммуникативных умений по мнению А. А. Максимовой:

1) информационная группа: выражение идей, понятий, мыслей и сообщение их другим собеседникам;

2) регуляционная группа: выражение личных оценок и отношений к предмету или субъекту, умение согласовывать свои действия, поступки с собеседником, умение доверять, принимать решение для совместной деятельности;

3) аффективная группа: передача эмоций и чувств в общении, проявление чуткости, отзывчивости, сопереживание в совместной деятельности. [1,67]

Наблюдая за детьми, видно, что преградой к установлению нормальных взаимоотношений и умению правильно, содержательно, адекватно общаться часто является неумение ребенка выражать свои эмоции (радость, обиду, злость, удивление, страх, недовольство). Перед воспитателями дошкольного учреждения стоит задача создание условий, которые будут способствовать организации эмоционально благоприятной атмосфере в группах и развитию у детей уверенности в своих силах в любом виде деятельности и общении. [2,94]

 В старшем дошкольном возрасте дети должны уметь слушать и слышать друг друга и взрослых, сотрудничать в любой сфере соприкосновений друг с другом, обмениваться информацией. Психологи Л. С. Выготский и А. В. Запорожец подчёркивают, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок от ситуативного поведения переходит к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к ним. Взаимоотношения с окружающими в процессе той или иной деятельности определяются любознательностью ребенка, его потребностью в совместной деятельности и в общении, у него возникает чувство доверия к окружающим, социальные контакты.

          Театрализованная деятельность помогает развитию личности в старшем дошкольном возрасте. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребёнка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно- практическая. [1,53]

          В процессе театрализованной деятельности и подготовке к ней, у детей старшего дошкольного возраста, складываются взаимовыручка, помощь друг другу, появляется сотрудничество, разделение по сферам деятельности: кто-то из детей режиссирует, кто-то делает декорации, кто-то придумывает костюмы. В процессе такой работы дети научаются учитывать мнение своих сотоварищей, учитывать реакцию на свою речь и действия от зрителей, учатся строить свои взаимоотношения согласно нормам этики и морали. В театрализованной деятельности создаются благоприятные условия для развития чувства партнерства, т. к. это коллективная деятельность, то детям приходится учиться договариваться друг с другом, идти не осознано на какие-то соглашения. Так же это мощное средство для самореализации и самовыражения детей: дети могут вставлять новые сюжеты, роли, изменяют концовку исходя из того, как им кажется, правильно и правдиво. [5,185]

Для формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста, необходимы некоторые организационно-педагогические условия:

- включать театрализованную деятельность во все виды педагогического процесса;

- вызывать интерес у детей к театральной культуре – знакомить с жанрами театрального искусства, видами театров, нормами поведения в театре;

- участвовать совместно с детьми в постановке театрализованных сценок и других видах театрализованной деятельности. [3,23]

Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении, как и другие виды деятельности, направлена на воспитание и становление личности детей, на развитие творческих способностей – это организованный педагогический процесс. В зависимости от формы театрализованной деятельности дети старшего дошкольного возраста проявляют активность, импровизируют, перевоплощаются в тот или иной образ, применяют средства выразительности.  Таким образом у детей развивается способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, ставить себя на место того или иного персонажа, в разных ситуациях, и находить пути выхода из таких ситуаций в партнерстве с другими участниками театрализованной деятельности.  Все это способствует развитию коммуникационных способностей. [4,94]

Театрализованные игры можно применять на праздниках и развлечениях, на занятиях, и особенно на музыкальных занятиях, в мини спектаклях, беседах с детьми, сюрпризных моментах – т. е. театрализованные игры не ограничивают воспитателя в выборе вида деятельности, где можно применить эти игры, потому что они понятны и интересны детям любого возраста. Коммуникация в ходе проведения театрализованных игр развивается в процессе взаимодействия детей друг с другом и с воспитателем. Дети учатся слушать друг друга и взрослых, внимательно относиться друг к другу, анализировать свои поступки, обсуждать и сопереживать, делать совместные выводы.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность – это один из видов игровой деятельности, так понятной детям. Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. [6,35] Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Театрализованная деятельность используется психологами в работе с социально импульсивными и социально пассивными детьми, в предупреждении и преодолении у ребенка неуверенности в себе и своих возможностях, тревожности и страхов.  Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через театрализованные игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме, поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Коноваленко, Кременецкая: «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста», 43с.
  2. Коломенский Я. Л. / Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. - Минск, 1984, - 96 с.
  3. Маханёва, М. Д. / Театрализованные занятия в детском саду. -  Дошкольное образование № 12. 2002., 140 с.
  4. Микитюк И. В., Кузькина А. В. / Особенности взаимодействия дошкольных образовательных организаций и семьи в процессе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста // В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского. Материалы докладов психолого-педагогических секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. "Психолого-педагогические науки" 2018. С. 93–96.
  5. Микитюк И. В. / Воспитание сквозь развлечение: теоретические аспекты современного дошкольного образования // В сборнике: Воспитание как фактор развития личности в современной России. Материалы Международной научно-практической конференции - вебинара. 2017. С. 185–189.
  6. Щеткин, А. В.  «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5–6 лет», 36 с.