Развлечение для детей старшей группы на тему: «Лесная аптека» с использованием ИКТ.
Цель: продолжать уточнять и расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений;
Задачи: Формировать представлениео лекарственных свойствах растений.
* Способствовать созданию хорошего настроения.
* Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растительному миру.
Предварительная работа:
Оформление альбома «Лекарственные растения»
Знакомство с загадками, стихотворениями о лекарственных растениях, просмотр мультфильмов; презентация «Береги природу».
Оборудование: ИКТ, атрибуты к играм (мяч, корзина с цветами); шапочки подорожника, ромашки, мать- и- мачехи, василька, мяты; лекарственные растения, музыкальное и художественное оформление, костюмы Феи Леса, доктора, Бабы Яги.
(Звучит фонограмма «Звуки леса». Выходит Фея Леса ).
Фея Леса: Здравствуйте, мои друзья!
Приветствую вас в лесном сказочном царстве,
Где кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить.
Я могу вас научить.
Сегодня мы с вами поговорим о лекарственных растениях. Без растений жизнь на планете не существовала бы. Растения помогают всем живым существам дышать и лечиться от болезней. Лечение растениями зародилось в глубокой древности, человек замечал, что все звери лечатся травами. Так и человек стал искать помощи у природы.
Люди передавали своим потомкам знания о растениях, составляли целые тома книг «Травники», «Цветники», «»Ягоды».
У меня есть волшебная книга. Какая она необычная, удивительно красивая. Откроем первую страницу «Лекарственные растения». С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.
Фея. Стоит в лесу кудряшка-
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая?
(Под музыку появляется Ромашка)
Ромашка: Это я, Ромашка. Ромашка - это название переводится как "милая простота". Давным-давно я приехала к вам из далекой Америки. Раньше я была обыкновенным сорняком.
Фея: Милая ромашка, а чем ты полезна?
Ромашка: Если, случится тебе, простудится.
Появится кашель, поднимется жар.
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Фея: Тонкий стебелек у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки-
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. Что это?
(Под музыку появляется Подорожник)
Подорожник: Это я, Подорожник.
Фея: Подорожник называют травой-путешественницей. Семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Они приклеиваются к ногам людей и лапам животных. Так и путешествуют вместе с нами.
Подорожник:
Невзрачный цветок - подорожник
Растет у российских дорог.
И важно, что путникам раны
Умеет цветок врачевать.
Фея: Дорогой подорожник, а чем ты полезен еще?
Подорожник: Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, пальчик порезал, сердце болит, беги ко мне срочно. Я помогу!
Фея: Каждый, думаю, узнает.
Если в поле побывает
Этот миленький цветок,
Всем известный …
Василек: это я василек. Я красавец, гордый полевой цветок, с голубой резной короной, как король, но нет там трона.
Фея: А чем же ты полезен?
Василек: Я помогаю при кашле, простуде, при глазных болезнях, при заболеваниях сердца и почек.
Фея: И матушка родная,
И мачеха злая
Бок о бок живут, через стеночку.
А этот цветок особенный, будто солнышко разбросало своих маленьких деток по полянке, это самый первый весенний цветок. Вы догадались?
Дети: Это мать –и -мачеха.
Фея: А вы знаете, почему он так странно называется?
Дети: Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками, если погладишь рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи.
Фея: Цветок так торопиться показаться на свет, что не успевает выпустить листья. Цветки мать-и-мачехи могут предсказать погоду. Перед дождем они плотно закрывает свои лепестки. Из цветков и из листьев готовят отвары от кашля, используют при насморке, заживляют раны, улучшают аппетит.
Фея:А этот цветок самый пахучий.
В доме много аромата, если в доме сохнет ……(мята)
Мятная лепешка, настоя мяты ложка-
Нету больше тошноты, нету в горле хрипоты.
Валидол, зубная паста - всюду мята.
Фея: Открываем новую страницу нашей волшебной книги, давайте отдохнем.
Физминутка.
1,2,3, выросли цветы!
К солнцу потянулись высоко:
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелек качал.
Влево качнулись - низко пригнулись.
Вправо качнулись - низко пригнулись.
Ветерок убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они растут, растут.
Детям радость принесут!
Фея: Наша волшебная книга приглашает нас выполнить задание «Соберикартинку» (дети собирают разрезные картинки и рассказывают о полезных растениях). У меня есть картинки с растениями, но они перепутались, помогите их собрать.
Дети:
1.Липа- средство от простуды.
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
При ангинах и простудах.
Пьют лечебный липы чай.
2.Желтый одуванчик, золотистый сарафанчик,
Аппетит я улучшаю и при кашле помогаю,
Лучший при ожоге лекарь, одуванчик, как аптека.
3.На солнечной опушке,
Фиалка расцвела,
Лиловенькие ушки тихонько подняла. Этот цветок используют при заболеваниях кожи - делают примочки, пьют отвары при заболеваниях желудка.
Фея: За нежную красоту и тонкий аромат их очень любят люди, но не так много фиалок осталось в лесу, и поэтому их надо беречь.
Фея: Откроем следующую страницу «Наша гостиная».
Встречаем гостя (дети хлопают в ладоши, заходит доктор Айболит).
Айболит. Я известный, добрый врач. Чуть услышу детский плач,
В ранний час и в полночь, поспешу на помощь,
Я лекарства вам несу, все они растут в лесу.
(Доктор Айболит раскрывает свой чемодан и выкладывает запасы трав).
Айболит. Ребята, это мои травки, я сам собирал их в лесу все лето. А теперь хочу вам помочь, если вы в этом нуждаетесь. У кого, что болит, прошу подходите.
Ребенок. Доктор у меня плохой аппетит, как мне быть.
Айболит. Вам поможет корень одуванчика.
Одуванчик пушистый, желтенький цветок
У него полезный сок.
Листья хороши в салате,
Настойку корня вы добавьте в суп и даже в винегрет,
Вкусный будет весь обед.
Фея .Вот рецепт для аппетита по совету Айболита.
Айболит. Вот возьмите капли и будьте здоровы. Кто-то нуждается в моей помощи.
Ребенок. Доктор это не у меня болит, я переживаю за свою бабушку, у нее болит сердце.
Айболит. Твоей бабушке помогут капли ландыша.
Родился ландыш майским днем,
И лес его хранит и кажется его задень,
Он нежно зазвенит.
Фея. Это душистый, нежный цветок. Спасибо тебе Айболит.
П\Игра «Первоцвет» (Дети стоят в кругу, руки за спиной, в центре ваза. Садовник ходит позади детей с цветами).
Дети. Цветет, цветет первоцвет.
Собирается букет.
Сашенька несет незабудку, Елисей -василек,
Аня - ромашку, Яша- одуванчик…..
Не говори ни «да», ни «нет», а неси цветы в букет.
Садовник: 1.2.3. забегай, букет собирай……
Фея: Открываем следующую страницу нашей волшебной книги, на которой для вас приготовлены загадки, а поможет нам волшебный экран.
Загадки.
Фея леса: я загадаю загадки про лекарственные растения, живущие в моем лесу.
- Жжется, а не огонь;
Злая , а людей лечит.
Что это? (крапива)
- Хоть куст у него зеленый
Вас ранить готов,
Там красные таблетки
Развешаны на ветке,
И всем готово помочь он от разных бед. (шиповник)
-Видела я такой цветок - золотистый ободок
Долго он в траве сидел, стал седым и улетел.(одуванчик)
-Вдоль дорожки его встретишь.
Ранки, ссадинки излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (подорожник).
-Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички и ,как солнышко, глазок. (ромашка)
-Бусы красные висят, из кустов на нс глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи .( малина)
-На поляне под сосной много ягоды лесной
Ты под листик загляни, да ведь это земляника.
Дети. Спасибо фея леса за интересные загадки.
Фея. Лес не только для нашей забавы
Он - богатство нашей страны
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу друзья взращены.
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Игра «Мяч лови-бросай, на вопросы отвечай».
Фея. Что такое лекарственные растения? (растения, которые лечат разные болезни)
Фея. Для чего используют л. растения? (для приготовления отваров, настоек, для купания, приготовления крема, шампуней , зубных паст, делают капли.)
Фея. В какую погоду собирают лекарственные растения? ( В сухую, солнечную)
Фея. Почему подорожник так называется? ( растет у дороги)
Фея. Можно ли собирать л. растения у дорог, в городе? ( нет, потому что у домов и дорог грязно, пыльно)
Фея. Как нужно сушить л. Растения? (в тени, под навесом).
Фея. Можно ли собирать редкие растения.( нельзя рвать растения , которые занесены в Красную книгу).
(вдруг вбегает Бабушка Яга)
Баба Яга. Добрый день детишки! Приветствую Доктор Айболит!
Доктор Айболит. Здравствуй Бабушка Яга. Зачем ты к нам пришла?
Баба Яга. Я очень изменилась, стала доброй. И к тому же разбираюсь во всех травах, которые растут в наших лесах. Вот я знаю от каких болезней помогает зверобой. А вы знаете?
Баба Яга . Да он помогает при заболеваниях желудка.
Доктор Айболит. Молодец бабушка! Все знаешь.
Баба Яга. Да я такая, я храню старинную волшебную книгу «Тайны леса»- а там все знания. Я могу узнать все травы по запаху, вкусу. Хотите я вас потренирую.
Фея. Проходите в «Лесную аптеку». ( Баба Яга проводит конкурсы)
1. Угадайте, какое варенье в баночке?
2. Угадайте, что это за ягоды? С какого дерева листья?
3.Что за лечебные растения в «Лесной аптеке»?
Но что-то заскучали мы с ребятами. Давайте танцевать да песни распевать.
Песня "Лекарственные травы" (песня Медуницы)
Фея леса: Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами узнали много интересного о пользе растений. Что вам понравилось больше всего? (вспомнили названия растений, ........)
Дети: Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться.
Трав лекарственных запас
Помогает в трудный час.
Фея: И я хочу дать вам наказ, который вы должны помнить, тогда природа будет вам благодарна!
Ты, дружок,
Смотри, не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай.
Люби цветы, леса, простор полей-
Все что зовется Родиной твоей!
Баба Яга: А на прощанье мы вам приготовили угощенье. А угощенье не простое, а лечебное – это вкусный, ароматный чай из трав (чаепитие).
Фея Леса, доктор Айболит и Баба Яга прощаются с детьми, уходят.