Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Группа «Полянка»
Воспитатель: Коровина Ирина Николаевна
Тема: «Необыкновенный воздух-невидимка
Цель: познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Задачи:
Формирование у детей знаний о воздухе, об элементарных естественно - научных представлениях.
Совершенствовать уровень накопленных практических навыков, умение экспериментировать.
Развивать у детей интерес к живой природе.
Знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды
Способствовать развитию у детей ответственного, бережного отношения к себе и окружающей природе.
Предварительная работа:
• проведение опытов по изучению свойств , воздуха.
• беседа на темы «Охрана природы», «Что такое земля»
• наблюдение на прогулках и экскурсиях
• труд в природе
• Игры «Веселый пузырь»
• просмотр фильмов
• разучивание пословиц,поговорок о земле
Наглядный материал: таблица «Алгоритм»; таблица «Как работает воздух»; «Планета - Земля»; «Что загрязняет воздух?».
Раздаточный материал для опытов: (по количеству детей - стаканчики, трубочки, веры, большая колба с водой)
Ход занятия:
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, в последнее время мы много говорим о таких наших друзьях, как «солнце», «воздух» и «вода». Давайте побеседуем о воздухе!
Воспитатель: Ребята, закройте нос и рот рукой. Вам легко дышать?
Дети: нет
Воспитатель: откройте нос и рот. А теперь?
Дети: легко дышат
Воспитатель: ребята, а почему стало легко дышать?
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, воздух нас окружает только в группе?
Ответы детей: нет (на улице, везде)
Воспитатель: да, на улице всегда есть воздух. Скажите, а с какими свойствами воздуха вы познакомились на улице.
Дети: движение, направление воздуха.
Воспитатель: где вы проводили такой опыт?
Дети: на прогулке д/ сада (описание опыта)
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на таблицу и скажите: можно ли почувствовать воздух?
(Используется таблица «Алгоритм исследования природных явлений»)
- (Рука)
Ответы детей:
- (Глаз)
Ответы детей:
Воспитатель: можно ли увидеть воздух?
Ответы детей: (мнения разделились)
Воспитатель: чтобы это проверить проведем опыт
Опыт №1
На столах находятся прозрачные стаканчики, пробирки. Из прозрачной колбы вода наливается в стаканы.
Дети называют свойства воды (чистая, прозрачная, без запаха)
Воспитатель: ребята, что находится в пробирке?
Ответы детей (проблемная ситуация)
Воспитатель: поместите пробирку в воду круглым концом вниз, перевернув пробирку, и опустите в воду. Что вы видите?
Дети: вода не попадает в пробирку
Воспитатель: Почему?
Дети: Не пускает воздух
Вывод. Воздух есть в пробирке.
Опыт 2
На столе стоит стакан с водой и трубочки для напитков.
Воспитатель: Вы говорили, что воздух можно увидеть, когда он двигается?
Ответы детей:
Как мы можете это доказать?
Воспитатель: Давайте возьмем трубочки и подуем в стакан с водой
Воспитатель: что такое движение воздуха?
Дети: ветер
Воспитатель: Покажите сильное и слабое движение ветра.
Что ветер образует на поверхности воды?
Дети: пузырники
Вывод. Движение воздуха можно увидеть.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в земле есть воздух?
Ответы детей:
Воспитатель: Проверим на опыте
Опыт № 3
В стакан с землей ребенок наливает воду.
Воспитатель: Что появилось на поверхности земли?
Ответы детей:
Вывод. Воздух с водой проникает в землю.
Спасибо, (оборудование убирается)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кому еще нужен воздух? (таблица «Кому нужен воздух?»)
Воспитатель: Скажите, зачем птице нужен воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: Всем людям и животным нужен воздух. И не просто воздух, а чистый, свежий воздух. Что помогает очищать воздух?
Ответы детей (растения)
Воспитатель:
-Где же находится этот свежий, чистый воздух?
-Что помогает очищать воздух?
Ответы детей (в лесах и садах)
Воспитатель: Значит, самый чистый воздух – в лесах и садах, так как там много растений.
- А в городе, что загрязняет воздух? (транспорт, заводы).
Воспитатель: Давайте представим, что вы цветы. На цветах появились семена. Как семена разносятся по земле?
Дети: Ветер дует, разносит семена, и они попадают в землю.
Опыт № 4
Дети берут в руки семена растений, изображают ветер и семена разносятся на полянку.
(сюрпризный момент - распускание цветка)
Спасибо, садитесь.
Воспитатель: - Скажите, а человеку, зачем нужен воздух?
Ответы детей. (дышать, жить.)
Воспитатель: - Как воздух попадает в организм человека?
Ответы детей.
Воспитатель: Воздух, попадая через нос в легкие, с капельками крови смешивается и разносится по всему организму (показывает все вместе).
Воспитатель: Дети, какой воздух нужен, для того чтобы дышать?
Ответы детей. (чистый, свежий)
Дети встают и подходят к воспитателю.
Воспитатель: А что загрязняет воздух и окружающую среду.
Ответы детей. (Заводы, транспорт)
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Эко-знаки».
Один ребенок берет знак с изображением «!», а другой с изображением завода с дымом. Встают в разные стороны. Воспитатель раздает детям эмблемы с изображением символов охраны окружающей среды.
Воспитатель: Ребята, вы получили эмблемы. Встаньте к тому знаку, к какому считаете нужным.
Воспитатель: Объясните свой выбор.
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте мы с вами встанем в круг, сделаем глубокий вдох. Погладим носик, легкие и пообещаем, что никогда не будем дышать сигаретным дымом, будем беречь свой организм и охранять окружающую природу (валеологический тренинг).
Воспитатель: Молодцы!
- Ребята, что необходимо для жизни на Земле?
Ответы детей (воздух).
Воспитатель: Вы зачисляетесь в отряд защитников окружающей среды и получаете памятные эмблемы.
Дети благодарят педагога.