Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7928 Тестопластика. Формы и методы ее использования в работе с детьми раннего возраста

Опубликовано 04.05.2023

 

Государственное казённое учреждение здравоохранения Московской области «Видновский специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»


 

Статья

Педагогический опыт

Тестопластика. Формы и методы ее использования в работе с детьми раннего возраста


 

 

Воробьева Н.П.

воспитатель высшей

квалификационной категории

 

 

г. Видное, Московская область

04 мая 2023 г.

Тестопластика. Формы и методы ее использования в работе с детьми раннего возраста.


И.Ю. Глебова

Комочек соленого теста –

Лепить из него интересно!

Комочек из теста мягкий,

На ощупь приятный и гладкий.

Лежит у меня на ладошке,

Слепить из него могу кошку,

Слоненка слепить или мишку,

Картинку, что видела в книжке.

Смотрю на него и гадаю,

Слепить из него что - не знаю.

Комочек помяла немножко,

Слеплю ему ручки и ножки,

Слеплю ему ушки и глазки,

И вместе отправимся в сказку.

 

      Ранний возраст – возраст активного экспериментирования. Все, что окружает малыша, вызывает у него большой интерес. Малыши любят наблюдать, исследовать новые объекты, экспериментировать. В процессе любознательности малыша расширяются его представления об окружающем мире.

   Для развития самостоятельности необходимо предоставить малышу свободу экспериментирования. Малыши очень любознательны, они любят наблюдать, подражать взрослым. С удовольствием играют в предложенные взрослыми игры, экспериментируют. Это говорит о благополучном психическом развитии малышей.

   В дальнейшем самостоятельность малыша возрастает, но он еще очень зависит от взрослого, так как предметы, с которыми учится действовать малыш, вводит в его жизнь именно взрослый. Оставаясь один, малыш не замечает разнообразия вещей, скучает.

   В общении с ребенком от 1 года до 3 лет главным является то, что взрослый помогает малышу в игровой форме освоить то или иное действие с предметом, который вызвал интерес. Однако учится он лишь у тех, кому доверяет и кого любит.

   В ходе игрового взаимодействия следует учитывать, что малыши не способны длительное время сосредотачиваться на одном виде деятельности. Уровень развития у них мелкой моторики делает затруднительной работу по изобразительной деятельности. У малышей возникает соблазн попробовать окружающие предметы на вкус. Справиться с этими трудностями нам поможет тестопластика.

   Тестопластика – занятие интересное и полезное. Малышей приводит в восторг то, что тесто можно разорвать, попробовать на вкус. Чтобы малыши быстро усвоили навыки работы с тестом, нужно только их заинтересовать, показать, как правильно действовать.

   Многочисленные изменения в игру вносить позволяет пластичность теста. Даже замкнутый малыш может реализовать себя, проявив фантазию.

   При действии с тестом у малыша развивается тактильно - мнемическая чувствительность, которая стимулирует центр речи в головном мозге, активизируя речевое развитие в целом. Когда малыш увлечен игрой, на пике эмоций он способен усвоить много слов.

   Экспериментирование с тестом стимулирует познавательную активность, развивает воображение, творчество. Игра с тестом помогает малышу почувствовать себя творцом.

   Для того, чтобы из теста можно было создавать множество образов, его необходимо правильно вымесить.

   Рецепт. Смешать в миске два стакана муки с одним стаканом мелкой соли, добавить немного воды, хорошо вымесить.

   Хранение теста. Положить тесто в полиэтиленовый пакет. Если предполагается хранить несколько дней, то убрать в холодильник.

   Сеансы тестопластики с малышами рекомендуется проводить с использованием красивой и интересной игрушки. Эту игрушку следует использовать только на сеансах тестопластики. С помощью игрушки можно сформировать у малышей представление о правилах поведения в работе с тестом.

   Начало и окончание игрового сеанса тестопластики обязательно должно сопровождаться ритуалом приветствия и прощания. Также в начале и в конце игрового сеанса можно использовать музыкальное сопровождение.

   Если малышу будет предоставляться максимальная свобода для проявления инициативы, то игровые сеансы по тестопластике будут более эффективные. В процессе лепки необходимо исключить излишнюю опеку, приходить на помощь только тогда, когда малыш в ней нуждается.

   Каждый игровой сеанс имеет определенные цели, сюжет и результат творческой деятельности. Однако ценность детского творчества в увлекательном для малыша процессе лепки, экспериментировании и в тех чудесных превращениях, которые дает тесто.

   Приемы лепки: разминание пальцами, разминание ладонями, сплющивание, шлепанье, отщипывание, раскатывание (шариком, палочкой, скалкой), вдавливание твердого предмета, вдавливание теста в тесто, проделывание дырочек, прищипывание, создание отпечатков, отрезание кусочков, вырезание с помощью формы.

   Цикл игровых сеансов по тестопластике предполагает поэтапное освоение приемов действия с тестом. Каждый этап включает несколько игровых встреч, каждая встреча имеет свой сюжет. Если первая встреча направлена на освоение новых приемов, то следующая за ней – на закрепление.

   Предлагаю один из игровых сеансов, который я использую в своей работе.

   Игра «Баранки – бублики».

   Ритуал приветствия. Поваренок показывает детям настоящие бублики, сушки, предлагает подержать их в руках, понюхать, определить их форму, размер, цвет. Малышам выдаю по кусочку неокрашенного теста. Показываю, а дети повторяют следующие действия: разминание кусочка теста пальцами обеих рук одновременно, формирование ровного комочка теста, сплющивание комочка теста поочередно обеими ладонями, формирование ровного комочка, раскатывание лепешки с помощью палочки, проделывание дырочек в лепешке с помощью коктейльных трубочек, собирание теста в единый комочек, раскатывание колбаски, закручивание колбаски в кольцо. Готовые поделки передают на поднос Поваренку для всеобщего обозрения. Дети и взрослые аплодируют друг другу. Ритуал прощания.

   Несмотря на то, что для малышей важен не результат, а процесс, готовым работам необходимо уделять особое внимание. Необходимо поделки рассмотреть, похвалить маленького автора. Так как именно это стимулирует творческую активность.

 

 

Используемая литература:

Галой Н.Ю. Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами – Волгоград: Учитель, 2015.

Тупичкина Е.А. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой / Е.А.Тупичкина, И.Ю. Глебова // Детский сад от А до Я. – 2011. - №1 (49).

Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1 – 3 года): метод. пособие для воспитателей и родителей / Е.А. Янушко. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.