Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7943 Конспект НОД «Звуки З - Зь. Буква З. Зимние забавы с Зимушкой - Зимой».

Опубликовано 10.05.2023
Кряквина Оксана Павловна
ЧОУ СОШ "Родник", г. Волгоград
учитель - логопед
Конспект НОД «Звуки З - Зь. Буква З. Зимние забавы с Зимушкой - Зимой».
СКАЧАТЬ (презентация)

 

«Звуки З - Зь. Буква З. Зимние забавы с Зимушкой - Зимой».

Цели: Познакомить с Буквой З, звуками З,Зь.

Коррекционно-образовательные:

  • Обобщить и расширить представления  детей о зиме, ее приметах.
  • Закрепить знания детей о звуках З-Зь;
  • Совершенствовать умение составлять слово по первым звукам названия картинок.
  • Закреплять умение давать характеристику твёрдым и мягким звукам и навык выделения звуков З-Зь на слух из состава слогов и  слов;
  • Пополнить словарь детей в процессе путешествия, учить отвечать на вопросы полным предложением;
  • Упражнять в образовании однокоренных слов.
  • Совершенствовать грамматический строй  речи:

        Упражнять в подборе существительных к прилагательным.

        Закреплять умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

        Развивать навыки словообразования. 

Коррекционно-развивающие.

Развивать творческое воображение, фонематический слух.        

Упражнять в выработке длительной направленной воздушной струи, идущей по средней линии языка.

Коррекционно-воспитательные:

        Воспитывать умение внимательно слушать логопеда и ответы других детей, не перебивать товарища, оказывать помощь товарищу (дополняя его ответы). Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

        Демонстрационный материал: Макет ёлки; презентация "Буква З. Звуки З - Зь"; телевизор, снежинки, сигнальные карточки; снежные комья (мандарины в вате), аудио дорожка вьюги.

Ход занятия

 I. Организационный момент. (Дети входят в группу.)

Логопед: Ребята, подойдите к окошку, давайте посмотрим в окошко...

 (дети подходят к окну).

Логопед читает стихотворение :
<...> что за чудо, 
Всё кругом белым-бело. 
Крыши, улицы, деревья, 
Все дорожки замело. 
Лёд сковал озёра, реки, 
Во дворе метёт метель. 
Солнце светит, но не греет, 
Дни короче, ночь длинней. 

Что за время года,  дети? 
Подскажите мне скорей! 

Дети: (Зима). 

 Логопед: Одно из самых волшебных и чудесных времён года, которое любят все детишки - зима.

II.Основная часть.

        Логопед: - После какого времени года  наступает зима? (Зима наступает после осени.)

-А какое время года идёт после зимы? (После зимы наступает весна.)

Логопед: Ребята, а как называются зимние месяца?

Логопед: А за что вы любите зиму? (красиво; чистый и свежий воздух; много снега;  я родился зимой).  

Логопед:Какие зимние забавы вы знаете?

 (кататься на санках, лыжах, коньках).

Логопед: А во что любите играть?(в снежки) (снеговика, снежную бабу, строить крепость).

Логопед: -Ребята, а скажите мне пожалуйста что общего в словах: зима, зимние забавы- (они начинаются с буквы З).

Логопед: - Верно!

  1. 1.   Дифференциация З-Зь.

Логопед: Посмотрите пожалуйста на экран. Наши друзья Ёжик, Лисёнок и Сова приглашают нас снова в город Букв. И сегодня они оказались в гостях домика буквы З. Какие звуки живут в домике буквы З?

Расскажите пожалуйста о звуках З, Зь. (Согласные, звонкие, свистящие, твердый и мягкий). 

        Логопед:  зима потихоньку подходит к концу, но мы помним, как звенит, завывает вьюга (З-з-з-з-з).

Понемногу вьюга утихает. И поёт  песенку  тихую и мягкую (зь-зь-зь).

 2. Характеристика звуков З-Зь  
Логопед: Чем похожи звуки З, Зь? (оба согласные, звонкие).

Логопед: Чем отличаются? (звук З твёрдый , а Зь мягкий).

Логопед: Правильно. Звуки З, Зь очень похожи - согласные , звонкие. Только звук З - твёрдый, а звук Зь - мягкий.

-Ребята, давайте поиграем.

3. Игра «Сигнальщик» - (определение мягкости и твердости согласного, поднимают карточки зелёного или синего цвета по принадлежности звука)

Логопед: Я буду называть слоги со звуками З и Зь. Если вы услышите слог со звуком З –покажите синюю карточку, т. к. звук твёрдый. А если услышите слог со звуком Зь - поднимите зелёную карточку, т. к. звук мягкий.

Слоги: АЗ , АЗЬ, ЗИ, ЗЫ, ЗЯ, ЗА.

 -А теперь я буду называть слова со звуками З и Зь. Будьте внимательны.

Слова: зима, морозы, позёмка, земляника, узоры, заяц, зефир, береза.

4. Сюрпризный момент

Логопед: (на экране появляется письмо).
Логопед: 
Ребята, смотрите! Что это? Письмо... Вы хотите узнать от кого оно?

Чтобы узнать  автора послания, вы должны сложить слово из первых звуков названия картинок (зебра, индюк, машина, ананас).

(дети выкладывают слово ЗИМА из букв).

Логопед:Ребята, зимушка - зима прислала нам письмо. Давайте скорее прочтём его.  

        Здравствуйте ребята! Вот и подходит время прощаться с вами, Весна уж совсем близко, и мне придётся уйти. Но на прощание хочу ещё разок с вами поиграть, позабавиться. И так как, вы ребята взрослые, умные, я придумала для вас не простые задания. Вы готовы?!

Логопед: Ребята, вы готовы поиграть с Зимой? (Да). А вот и первое задание…

5. Физкульминутка "Лепим, лепим ком большой" (с музыкальным сопровождением).

Логопед: Ох, вот это Зима! Вот это задания!

6. «На что похожа буква З» (картинки с изображением предметов похожих на букву З).

Тетрадь, графическое выполнение буквы З (две строки)

9. Игра «Какой? Какая? Какое?» (дети должны отгадать о чём идет речь).

-Холодная, снежная, морозная (что?) …(зима.)

-Белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий (что?)…(снег.)

-Холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая (что?).....(сосулька.)

-Холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий (что?)....(лёд.)

-Пронизывающий, сильный, холодный (что?)....(ветер.)

Логопед: А вот ребята ещё одно из самых любимых занятий Зимушки – Зимы, превращать слова … А как можно превращать слова?

Дети: изменять, заменять, называть ласково…

Логопед: Верно ребята, называть ласково, а давайте с вами тоже поиграем в превращения.

10. Игра "Назови ласково"

Зима-зимушка

Снежинка-снежиночка

Снег-снежок

Сосулька-сосулечка

Лёд-ледок

Лес-лесок

Ёлка-ёлочка

Снеговик-снеговичок

 

Логопед: Ребята, мы в начале нашего занятия, рассматривали с вами природу, и в стихотворении говорилось о том, что «всё вокруг  белым – бело». Белым снегом укрыты и улицы и дома. А почему так необходимо, чтобы все было укрыто снегом на улице. Чтобы деревья не замерзли зимой в сильные морозы.

Логопед: Верно!

Зимушка  - Зима с Дедушкой Морозом укутывают их в белые покрывала. Вот и мы давайте поможем укутать нашу елочку белым покрывалом, с помощью снежинок. Только будьте внимательны, нам подойдут только те снежинки на которых верно изображена буква З.  Поможете мне. (Да.)

Игра: Найди правильную букву З.

Логопед: «Подул зимний ветерок, полетел снежок.

             Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

На столе лежат снежинки с различными изображениями. (Дети по очереди выбирают снежинки, и выбираю снежинку с правильно изображённой буквой З.)

Логопед: ребята, делаем короткий вдох носом и плавный, длительный выдох.

Зима: Теперь у нас много снежинок, пора укрыть все ёлочки.

-Вы отвечаете на мои вопросы и укрываете деревья снежинками.

11. Д/И «Зима какая?»

- Зимой снег белый или синий?

- Лед твердый или мягкий?

- Снег капает или идет?

- Зимой бывает снегопад или листопад?

- Лед скользкий или шершавый?

- Зимой мороз или жара?

- Снеговика лепят или строят?

- На коньках катаются или качаются?

- Зимой одеваются тепло или легко?

Вы знаете, что бывает зимой, молодцы! 

12. Игра "Ребусы»(Презентация на экране)

Логопед: Какие вы ребята молодцы! Зимушка – Зима, благодарит вас за веселье. И за это приготовила вам, угощение  снежки.

ЛогопедРебята, а можно снежки кушать? (Нет.)

-А почему нельзя? (можно заболеть).

III. Итог занятия.

Логопед: 

-С кем мы сегодня играли (Зимушкой - Зимой).

-Вам понравилось ребята играть с Зимушкой - Зимой?

А Что больше всего вам понравилось?

Зимушка - Зима волшебница, и снежки ваши ребята не простые, а съедобные, и их можно кушать.  (Дети благодарят, и уходят).