Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7945 Использование музыкотерапии в работе учителя-логопеда

Опубликовано 10.05.2023

Миронова Анастасия Николаевна

ГКУЗ МО "Видновский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики", 
Московская область, Ленинский район, г. Видное
Логопед
Использование музыкотерапии в работе учителя-логопеда

 

Использование музыкотерапии в работе учителя-логопеда

В работе учителя-логопеда музыкотерапия применяется для развития у детей слухового внимания, голоса, темпо-ритмической организации речи, коммуникативных навыков, тренировки общей и артикуляционной моторики.

На сегодняшний день существует множество классических и авторских методик по «запуску» и коррекции речи у детей.

Как исследователями, так  и практикующими специалистами отмечено, что использование элементов пения в логопедической работе положительно влияет на речевое развитие малышей. Пение определенных интервалов задает правильное положение органов артикуляции  для произнесения речевых звуков. Мелодия организует отдельные кирпичики слова - слоги. Она служит фундаментом для построения фразы, объединяя несколько отдельных слов в предложение.

Вокальные упражнения, как вспомогательное средство в логопедической коррекции, способствуют решению множества задач, среди которых:

1. Формирование правильного речевого дыхания и голосообразования;

2.  Улучшение состояния мышечного тонуса речевого аппарата;

3. Воспитание ритмико-мелодико-интонационной стороны речи;

4. Вызывание и уточнение звуков русского языка;

5. Развитие и коррекция слоговой структуры слова;

6. Становление фразовой речи;

7. Улучшение слухового восприятия и речевого внимания;

8. Увеличение объема, длительности хранения и скорости актуализации вербальной информации.

9. Тренировка дикции.

Артикуляция при пении значительно активнее и  длительнее речевой артикуляции. Согласные звуки в пении формируются так же, как и в речи, но произносятся более активно и четко. Основное правило дикции в пении - быстрое и четкое формирование согласных и максимальная протяженность гласных.

Специальный комплексы вокальных упражнений используются для коррекции у детей таких речевых нарушений, как: алалия, задержка речевого развития, дизартрия, дислалия, ринофония, тахилалия, брадилалия, заикание,  дисфония.

На логопедических занятиях мы используем попевки и мелодии Новиковой-Иванцовой Т.Н., музыкальный материал для вызывания речи Гуриной Е.А., песенки Железновой Е.С., распевки Овчинниковой Т.С.,

Комплексные логопедические занятия, включающие вокальные упражнения, являются действенным способом преодоления речевых нарушений у детей.

Пение помогает укрепить голосовой аппарат ребенка, развивает музыкальный слух, а также раскрывает творческий потенциал, избавляет от замкнутости и чувства неуверенности, поддерживает психологическое здоровье! Позитивный эмоциональный настрой, создающийся при пении, благотворно влияет на общий психологический тонус всей нервной системы ребенка, что очень полезно при коррекции нарушений речи.

 

Список литературы и источников:

1.  Овчинникова Т.С. Пение и логопедия.- М., 2007.

2. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей. — М., 1981.

3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.

4. Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.

5. Жинкин Н. И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. — М., 1972. — С. 9—31.