Миронова Анастасия Николаевна
Использование музыкотерапии в работе учителя-логопеда
В работе учителя-логопеда музыкотерапия применяется для развития у детей слухового внимания, голоса, темпо-ритмической организации речи, коммуникативных навыков, тренировки общей и артикуляционной моторики.
На сегодняшний день существует множество классических и авторских методик по «запуску» и коррекции речи у детей.
Как исследователями, так и практикующими специалистами отмечено, что использование элементов пения в логопедической работе положительно влияет на речевое развитие малышей. Пение определенных интервалов задает правильное положение органов артикуляции для произнесения речевых звуков. Мелодия организует отдельные кирпичики слова - слоги. Она служит фундаментом для построения фразы, объединяя несколько отдельных слов в предложение.
Вокальные упражнения, как вспомогательное средство в логопедической коррекции, способствуют решению множества задач, среди которых:
1. Формирование правильного речевого дыхания и голосообразования;
2. Улучшение состояния мышечного тонуса речевого аппарата;
3. Воспитание ритмико-мелодико-интонационной стороны речи;
4. Вызывание и уточнение звуков русского языка;
5. Развитие и коррекция слоговой структуры слова;
6. Становление фразовой речи;
7. Улучшение слухового восприятия и речевого внимания;
8. Увеличение объема, длительности хранения и скорости актуализации вербальной информации.
9. Тренировка дикции.
Артикуляция при пении значительно активнее и длительнее речевой артикуляции. Согласные звуки в пении формируются так же, как и в речи, но произносятся более активно и четко. Основное правило дикции в пении - быстрое и четкое формирование согласных и максимальная протяженность гласных.
Специальный комплексы вокальных упражнений используются для коррекции у детей таких речевых нарушений, как: алалия, задержка речевого развития, дизартрия, дислалия, ринофония, тахилалия, брадилалия, заикание, дисфония.
На логопедических занятиях мы используем попевки и мелодии Новиковой-Иванцовой Т.Н., музыкальный материал для вызывания речи Гуриной Е.А., песенки Железновой Е.С., распевки Овчинниковой Т.С.,
Комплексные логопедические занятия, включающие вокальные упражнения, являются действенным способом преодоления речевых нарушений у детей.
Пение помогает укрепить голосовой аппарат ребенка, развивает музыкальный слух, а также раскрывает творческий потенциал, избавляет от замкнутости и чувства неуверенности, поддерживает психологическое здоровье! Позитивный эмоциональный настрой, создающийся при пении, благотворно влияет на общий психологический тонус всей нервной системы ребенка, что очень полезно при коррекции нарушений речи.
Список литературы и источников:
1. Овчинникова Т.С. Пение и логопедия.- М., 2007.
2. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей. — М., 1981.
3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.
4. Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.
5. Жинкин Н. И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. — М., 1972. — С. 9—31.