Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7967 «Эффективные формы и методы в работе с детьми ОВЗ по развитию речи»

Опубликовано 22.05.2023
Ипатова Инна Александровна, Троценко Елена Александровна
МДОБУ «Сертоловский ДСКВ№2» Ленинградская область, Всеволожский район
Методисты
 
«Эффективные формы и методы в работе с детьми ОВЗ по развитию речи»

 

Консультация для педагогов «Эффективные формы и методы в работе с детьми ОВЗ по развитию речи»

 

Речь является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка. Поэтому наше общество и государство проявляют большую заботу о развитии речи детей с самого раннего детства. Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду взрослого с детьми, и детей друг с другом как в организованной образовательной деятельности, так и вне предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом развитии каждого ребенка. При этом первостепенное значение имеет овладение родным языком.

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста это развитие свободного общения с взрослыми и детьмиразвитие всех компонентов устной речи, связной речи в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи, определяемыми для каждого возрастного этапа.

Основные задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства, и с каждым годом на возрастном этапе постепенно усложняются и при этом меняются методы обучения.

Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности:

в организованной образовательной деятельности;

в игровой и художественной деятельности;

в повседневной жизни;

в проведении режимных моментов.

Режимные моменты благоприятны для организации речевого общения:

Одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание, наблюдения, дежурства. Все эти моменты, связаны с какими - то объектами и при этом можно организовать разговор с детьми, у детей формируются определенные знания и представления, активизируется речь детей. Например, когда дети одеваются на прогулку, воспитателю можно рассказать обо всем, что они надевают, обувают (сначала одевают колготки, они разные, у Маши синие, у Саши черные и т. д). У Даши сапоги с замком, а у Васи ботинки со шнурками и т. д. С детьми можно говорить обо всем, что надевают, снимают, какого цвета одежда, из какого материала, поиграть в игры «Что лишнее»«Придумай слово с заданным словом» и т. д.

Во время умывания можно беседовать о том, что дети моют, чем, какая вода, какое мыло и т. д.

Во всех ситуациях необходимо учитывать индивидуальные речевые возможности каждого ребенка и в соответствии с ними задавать вопросы, очень важно пользоваться словесными поощрениями, так как положительные примеры содействуют активизации речи у детей.

Большое значение в речевом развитии детей имеют место игровые методы : сюжетно – ролевые игры, творческие игры, дидактические игры и упражнения, игры драматизации, которые можно проводить как в организованной образовательной деятельности, так и вне. Игры положительно влияют не только на психическое развитие, но и оказывают воздействие на становление речиВо время игры у детей совершенствуется: разговорная речь, происходит обогащение словаря, развивается слуховое внимание и зрительное, развитие речевого слухаразвитие фонематического слуха, формируется звукопроизношение, грамматический строй речиИгры имеют и познавательное значение: расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия, развивают память, наблюдательность, сообразительность, поисковую деятельность. В ходе игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует общему речевому развитию.

Следующий метод, который широко используется в речевом развитии детей, принадлежит беседе по картине. Рассматривание картин как предметной, так и сюжетной, знакомой или малознакомой. Используются разные виды работы с картиной или картинками: рассматривание, беседы, составление рассказов, происходит поиск закономерностей и противоположностей (что, похоже, разное, лишнее)Все это способствует:

1. Развитию памяти и внимания

2. Совершенствованию словесно-логического мышления

3. Развитию понимания смысла и содержания картин

4. Формированию объяснительной и доказательной речи.

У детей формируется умение слушать собеседника, высказываться, развивается диалогическая речь, умение делать логические выводы, выделять главные и второстепенные признаки предмета, описывать его.

Целесообразно использовать в работе с детьми скороговорки и пословицы, они дают возможность совершенствовать произношение всех звуков речи, расширять словарный запас слов, помогут усвоить их смысл, ввести в активный словарь.

Следующий метод работы с детьми по речевому развитию, это использование загадок. С помощью загадок активизируется мышление и речь детей, они помогают увидеть вторичное значение слов, например: идти – передвигаться, льет (дождь) – идет и т. д. Загадки позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сочетаемость.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы, опорные карты, схемы. Они помогают решить следующие задачиразвитие основных психических процессов (память, внимание, образное мышление). Преобразование из символов в образы, обеспечивают эффективное запоминаниеразвитие связной речи.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному : Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.

Составление предложений по мнемодорожкам

Осенью часто идёт дождь.

Люди осенью одевают тёплые куртки, шапки, шарфы и перчатки.

Осенью на ноги люди одевают сапоги.

Осенью люди берут с собой зонт, чтобы укрыться от дождя.

Осенью в лесу вырастает много грибов.

Осенью в саду поспевают фрукты.

Осенью в огороде поспевают овощи.

Осенью птицы улетают на юг.

Осенью белка себе в дупло запасает грибы и орешки на зиму.

Осенью медведь ложится спать до весны в берлогу.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Рассказ «Золотая осень»

Наступила осень. У осени три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Осенью солнце уже ярко светит не так ярко как летом и мало пригревает. Стало холодно. На небе появилось много туч. Часто идёт дождь. На улице стало грязно, сыро, кругом лужи. Трава пожелтела. Листья на деревьях становятся жёлтыми, красными, оранжевыми, коричневыми. Они опадают с деревьев и покрывают землю разноцветным ковром. Осенью в лесу вырастает много грибов. Перелётные птицы улетают на юг. Ёжик забирается в норку, а медведь в берлогу на зимовку. Люди одеваются теплее, надевают тёплые куртки, шапки, шарфы и сапоги. Они берут с собой зонт, чтобы укрыться от дождя. Осенью в саду поспевают фрукты, а в огороде – овощи. Люди из овощей и фруктов делают себе заготовки на зиму.

Дети 4-5 лет могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Для этого ничего специально не нужно организовывать. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому их можно самим вместе с детьми дополнять и уточнять. Можно использовать вот такие мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом длясоздания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Придумывая разнообразные модели с детьминеобходимо только придерживаться следующих требований:

• модель должна отображать обобщённый образ предмета;

• раскрывать существенное в объекте;

• замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательно использовать настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

Все выше перечисленные методы имеют функции : обучающие, мотивационные, развивающие, воспитательные, организационные. При использовании их в работе, они эффективно влияют на речевое развитие детей.

Вот о таких эффективных формах и методах в работе с детьми по развитию речи я хотела вам сегодня рассказать.