МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №21 «МАЛЫШОК»
Конспект.
Занятий по окружающему миру «Зимушка-зима»
Воспитатель: Остапенко И. Г.
г. Новоалтайск
Интеграция образовательных областей:
1. Познание: закрепить представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы, расширить кругозор детей, стимулировать познавательный интерес.
2. Коммуникация: развивать навыки общения, диалогическую речь.
3. Научить видеть вокруг себя прекрасное, замечать, наблюдать, узнавать; воспитывать любовь к природе.
Ход занятий:
Воспитатель: Дети, посмотрите кто к на в гости пришёл?
Дети: Зайка.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с зайкой.
Дети: Здравствуй, зайка!
Зайка: Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Я приготовил вам загадку, отгадайте её.
Кто угадай-ка,
Седая хозяйка?
Тряхнёт перинки
Над миром пушинки.
(Зима)
Дети: Пух.
Воспитатель: Вспоминайте, Дед Мороз к нам приходит. Когда-это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Зимушка зима к нам в гости пришла, с собой снега принесла. (в течение дня рассматриваем картины, известных художников, открытки с изображение зимы, а также фотографии, книги о зиме)
Воспитатель: Зайка выучил стих для вас, давайте послушаем его.
Зайка читает стих.
С неба падали пушинки
На замёрзшие поля.
Ель, закутали косынкой,
Жаркой шубой - тополя.
И укрыли дом да площадь
Необычным одеялом.
Как же их зовут? - ты спросишь.
Имя здесь я написала.
(Снежинки)
Воспитатель: Посмотрите на снежинки, которые водят хоровод (снежинки весят на карусели в уголке природы и дети их рассматривают).
Воспитатель: Снежинки всегда разные по форме, но они всегда шестиконечные (поясняет шесть углов). Они белого цвета. Снег на улицах состоит из снежинок. Они падают с неба и покрывают землю белым покровом. Получается снег-это много снежинок.
Воспитатель: Дети опишите мне снежинки.
Дети: Белые, холодные, тают.
Воспитатель: Наступили холода. Обернулась в лёд вода. Вода стала твёрдой (рассматривание льдинок)
Зайка: Ребята посмотрите. Наши окна кистью белой Дед Мороз разрисовал, разными узорами.
Дети: Они разные.
Воспитатель: Солнце зимой, светит, но не греет. Деревья без листьев. Птиц стало меньше. Из леса прилетели снегири, они любят красную рябину, поэтому у них красная грудка. Также прилетают синицы они любят сало и у них желтая грудка. Ребята есть птицы, которые никуда не улетают. Это воробьи, голуби, вороны и сороки. Дети вспомните, что едят птицы.
Дети: Жучков, паучков, мух.
Зайка: Какие молодцы! Жучки и паучки зимой спят. Так чем можно накормить птиц зимой?
Дети: Крошками, семечками и т.д.
Зайка: Давайте поиграем, где ваши ладошки. Повторяйте за мной.
Птички зимой
Прилетайте, птички!
(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)
Сала дам синичке.
(«Режущие движения» одной ладони по другой)
Приготовлю крошки,
(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)
Воспитатель: Ребята, я тоже знаю стихотворение. Послушайте его.
Побелело за окошком,
Всё в снегу, какая ширь.
Как румяная матрёшка –
На крыльце живой снегирь.
Снегирей в окно увидишь:
Здравствуй, милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйдешь.
Дай им спелых зёрен горсть.
Рассматривание картин зимующих и оседлых птиц, а также корм для птиц, кормушки.
Воспитатель: Длинноухий зайка серенький - зимой стал беленьки. Посмотрите, на зайку. Зайцы зимой перебираются поближе к человеку, корма в лесах и парках зимой больше, чем в полях. Ест заяц зимой ветки деревьев, кору молодых березок и ив.
Зайка: Я очень люблю кору молодых осинок. Зубы у меня очень острые – как ножницы!
Воспитатель: Белка серой стала, шубку поменяла. Перестал реветь медведь: в спячку впал в бору медведь. Послушайте стих Владимира Орлова.
-Мишка, мишка, что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
-Потому что снег и лед –
Не малина и не мед!
Зайка: Я знаю игру про мишку. Приготовили пальчики.
***
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).
Только заиньке не спится (показываем большой палец).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
На петлял — и был таков (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)!
Зайка: Дети, вы видели лису?
Дети: Да, на картинках.
Зайка: Что вы расскажите про лису?
Дети: Лиса рыжая с длинным хвостом.
Воспитатель: Зимой лиса окрас не меняется, но у неё вырастает подшерсток, чтобы сохранить тепло в сильные морозы. Зимой хитрая плутовка лакомиться зайцами или белой куропаткой, грызунами. Свои пушисты хвостом она заметет следы.
Зайка показывает картинку и говорит: Дети, посмотрите: Кто рядом с лисой?
Дети: Волк.
Воспитатель: Молодцы! Волк крупный хищник, охотятся на кабанов, лосей и зайцев. Мех у волков густой, довольно длинный и состоит из двух слоёв, из-за чего иногда животное выглядит крупнее, чем оно есть на самом деле. Второй слой, называемый подшёрстком, включает в себя водонепроницаемый пух, согревающий животное. Волк ещё герои сказок. Кто помнит сказку, где есть волк?
Дети. «Три поросёнка», «Волк и красная шапочка».
Воспитатель: Даже в сказках приходит зима. Не только животные готовятся к зиме.
Зайка: А, люди меняют шёрстку?
Дети: Нет! Они одевают тёплые вещи.
Воспитатель читает стихотворение и показывает зимнею одежду.
Наденем шубы, свитера
И теплые сапожки
Мороз не страшен нам, ура!
Зайка: Дети у меня есть кукла поможете мне её одеть на улицу.
Дети: Да.
Игра «Одень Дашу»
Цель: Закрепить представление о зимней одежде. Научить называть вещи, давать краткое описание. Научить выбирать вещи по сезону.
Ход игры:
Перед вами девочка по имени Даша. Проснулась Дашенька умылась, позавтракала, выглянула на улицу, а там белым бело. Наступила зима. За хотелось Даше погулять, что одеть не знает. Дети помогают одеться Даше.
Воспитатель говорит: (Имя ребёнка), что Даше предложишь одеть.
Ребёнок: Шубы, шарф и т.д.
Воспитатель: Зайка поиграй в нашу игру. Приготовь свои лапки, а мы ладошки.
***
Маша варежку надела.
Ой, куда я пальчик дела? (загибаем большой палец)
Нету пальчика, пропал
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла.
Поглядите-ка, нашла! (высовываем пальчик)
Ищешь, ищешь, не найдешь.
Здравствуй, пальчик (пальчик здоровается, кивает),
Как живешь?
Воспитатель: Зима хоть и сурова, но в ней и много хорошего. Когда морозов нет детвора гуляет на улице. У зимы много игр: санки, лыжи, клюшки и коньки.
Воспитатель читает стихотворение.
Вот веселье, кутерьма,
Подзадорила зима,
И салазки, и коньки,
И весёлые снежки.
В течение дня рассматривают сюжетные картинки зимних забав.
Воспитатель: А, ещё у нас зимой лучший праздник – Новый год!
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось занятие.
Дети: Да!
Воспитатель: Зайка, а тебе.
Зайка: Мне очень понравилась, но надо домой.
Воспитатель: Ребята, скажите зайке до свидания!
Зайка: До свидания!
Воспитатель: Всем, спасибо!