Шигапова Гузель Ильдаровна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №50 комбинированного вида»
Советского района г. Казани
Воспитатель
Конспект занятия «Профессия - гончар»
Цель: Познакомить детей с новой профессией – гончар, показать ее значимость, расширить представление детей об истории создания глиняных предметов, о их функциях;
Развивать культуру диалога, умение выслушивать, не перебивать;
Закрепить знания приемов лепки из глины ( скатывать цилиндр, сплющивать в ленту; Скатывать шар и расплющивать его; сглаживать поверхность; создавать посуду используя глиняные жгутики), развивать творчество, фантазию;
Закрепить названия элементов татарского орнамента (тюльпан – лалә, , лист – яфрак), названия элементов хохломской росписи ( травинки, капельки, усики, криуль).
Воспитывать уважение и интерес детей к труду взрослых, бережное отношение ко всему, что их окружает. Помочь детям понять, что труд – это проявление заботы людей друг о друге.
Активизировать словарный запас: гончарный круг, глина, стека, Актюбинская игрушка, Пестречинская керамика;
Оборудование: Гончарный круг, глина, оборудование для лепки, акриловые краски, кисти.
Демонстрационный материал: выставка народных промыслов созданных из глины. Глиняная посуда русских гончаров, мастеров татарского народа, Актюбинская игрушка, примеры работ Шеморданской глиняной куклы.
Раздаточный материал: фартуки для каждого ребенка, инструменты для лепки из глины, кисти(1,8 размеров), акриловые краски, салфетки, ветош.
Ход занятия
Вводная часть:
Воспитатель заходит с детьми в физкультурный зал и спрашивает:
В:Ребята как и мы договаривались, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, в гончарную мастерскую. Как вы думаете что это?
(Ответы детей, если не могут ответить подсказывает).
В: У меня для вас есть подсказка. ( подводит к столу с глиной, накрытой платком). Ребята давайте просунем руку под платок и попробуем на ощупь узнать, что под ним.
В: Как вы думаете что это?.
Ответы детей.
Если дети затрудняются не знают, педагог говорит: Может это песок, а может тесто? : Это ребята, глина.
Какая она?
Дети отвечают, используя прилагательные. ( мягкая, пластичная, твердая, влажная, мокрая).
В: Ребята, откуда берут глину?
Ответы детей.
В: правильно из недр земли. А для чего нужна глина?
Ответы детей.
В: Глину используют для изготовления посуды, игрушек .Сейчас я приглашаю вас на выставку изделий из глины.
Основная часть:
В: подойдите поближе, посмотрите, что здесь?
Д: посуда игрушки
В: все эти предметы делают из глины. Ребята, посмотрите чем украшена посуда?
Д: Узорами.
В: Какие узоры вы видите?
Д: точки, завиточки, волны
Дети подходят, рассматривают, трогают, определяют, для чего нужен тот или иной предмет.
Д: В кувшин можно что то налить, потом разлить по чашам.( Называют предметы одним словом : посуда).
В Азнакаевском районе в поселке Актюбинск мастера делают вот такие сувениры ( обращает внимание ко второй стойке). Называются они Актюбинские игрушки. Давайте повторим.
Д: Актюбинские игрушки.
В: Возьмите любую понравившуюся игрушку, рассмотрите ее. Какая она?
Д: Ответы детей.
Слайд№1 Актюбинская игрушка
В: Посмотрите ребята, это актюбинские игрушки, которые мы рассматривали
Слайд№2
Это карта Татарстана со всеми его городами. Посмотрите какой он большой. А какие города нашей республики вы знаете? ...........
В: Молодцы ребята. Вот это поселок Актюбинск, в котором мастера делают игрушки из глины.
Слайд№3
в специальном цеху их раскрашивают красками. Посмотрите сколько игрушек сделали мастера. Слайд№4
После того как игрушки обсохнут их отправляют в магазины, где их покупают туристы из разных стран и увозят с собой. Или просто покупают для красоты, для подарка.
А вы знаете, как называется мастер, который делает изделия из глины?
Ответы детей.
В: А профессия эта ГОНЧАР. И я хочу рассказать вам сказку о гончаре, глине и воде.
Было это блюдо когда-то твердой глиной, камешком и никому не было от этого никакой радости и пользы. Сухая была, черствая и никому ненужная. Лежала в лесу одна одинешенька. Но вот однажды. (звучит музыка и из - за ширмы появляется мастер).
Мастер. Ой, хорошо в лесу, а птички как поют! А воздух свежий! Хожу я, ищу что-нибудь полезное. В моем хозяйстве все пригодится. Вот, кажется, что-то нашел. Что за камушек такой интересный у меня под ногой? Взять или пройти мимо?
Глина. Возьми меня с собой человек мастеровой-деловой. Я ведь не простой камушек, на что-нибудь тебе сгожусь. Очень хочется мне быть полезной.
Мастер. А как звать-то тебя, величать?
Глина. Глина я, твердая, коричневая.
Мастер. Интересно…Что это такое глина и что я буду с тобой делать?
Глина. А это ты сам придумай, ты же мастер. Если бы, я знала, сказала, но я не знаю.
Мастер. И правда, возьму-ка я тебя, может на что пригодишься.
Воспитатель. Пошел мастер домой. Показал свою находку всем, но никто не знал, что же делать, куда приладить этот камушек. И решил он порисовать глиной. (показ).
Мастер. Ну вот и сгодилась глина. Какая красивая и интересная картина у меня получилась.
Воспитатель. Но пошел дождь и смыл рисунок. Ничего от рисунка не осталось.
Мастер. А где же рисунок? Эх-эх полезной хочет глина стать, а какая же тут польза, если от дождя весь рисунок расплылся.
Воспитатель. И тут вдруг чудо случилось. Каждая капелька дождя в ручеек превратилась, и стали капельки успокаивать глину.
Мастер подзывает детей предлагает взять глину и льет из лейки воды
1 капелька. Кап-кап надо тебе быть помягче.
2 капелька. Я намочу тебя, ты станешь мягкой и только тогда сможешь понравиться мастеру.
3 капелька. И я тебя намочу. Вот теперь ты размякла и можешь сделать для всех людей добро.
Воспитатель. Капельки воды прикасались и прикасались к глине, и она стала мягкой. Увидел это мастер и удивился.
Мастер. Вот та дела! Глина, да из тебя можно посуду слепить. Ну –ка, я попробую. Вот и получилось. И вправду, полезный оказался камушек. Будем мы теперь с тобой, глина, для всех людей посуду делать, игрушки для детей.
Воспитатель. С тех пор мастер, глина и вода стали большими друзьями. Работы у них было много, ведь всем нужна посуда. Люди стали называть мастера гончаром.
Мастер: Ну здравствуйте ребята! Я и есть гончар.
А раз уж вы попали ко мне в гончарную мастерскую, я расскажу вам кое какие секреты. Этот инструмент называется гончарный круг. (Мастер садится и продолжает лепить на гончарном круге). Это специальная педаль, чтобы крутился круг. Посмотрите и у меня есть вода, чтобы глина меня слушала. (мастер достает готовую чашу).
Ребята, я вам сейчас покажу, чем же еще занимаются в гончарной мастерской. В гончарной мастерской есть разные мастера. Есть те, которые вылепливают посуду из глины, создают ее разной формы. Есть мастера, которые покрывают изделие краской. Есть мастера, которые создают узоры на посуде. Я предлагаю вам стать этими мастерами. Возьмите фартуки, они очень необходимы в работе, чтобы не испачкать одежду. И выбрать любой понравившийся цех по работе с глиной.
(дети надевают фартуки и рассаживаются по трем столам, каждый куда захочет)
1стол – лепка чаши из глины.
В: ребята, вы выбрали мастерскую по изготовлению посуды из глины. Вспомните как лепят чашу! Алия из каких частей она состоит?
Алия: донышко, стенки, ручка.
В: молодец. Ребята, скажите с чего вы начнете свою работу?
Д: Вылепливаем из глины круг, сплющиваем его. Получается дно чашки. Дальше скатываем глину в цилиндр. Лепим ленту из цилиндра. Расплющиваем и соединяем ее концы. Соединяем кольцо и донышко, излишки срезаем стекой, хорошо заглаживаем. Прикрепляем ручку.
2стол – окрашивание чаши.
В: Ребята, вы выбрали мастерскую по окрашиванию глиняных изделий. Ведь до того, как нанести узоры на глиняную чашку, нужно чтобы она имела какой то цветовой фон. Можете выбрать любые понравившиеся цвета.
3стол – создание узоров на чаше.
В: Ребята, вы попали в мастерскую, где нужно создавать различные узоры уже на раскрашенных чашах. Работать нужно тонкой кистью, очень аккуратно. Вспомните ребята, какие узоры вы знаете?
Оля: колокольчик –кыңгырау, тюльпан - лалә, трава - яфраклар
В: Правильно! Это орнаменты какого народа?
Д: татарского народа.
В: Правильно!
(Помогать детям, подсказывать во время выполнения работы)
Воспитатель: ребята, какие замечательные работы у вас получились! Давайте поместим их на полку где они будут сушиться. Подойдите сюда, рассмотрите какие красивые узоры сделала Милана. Олеся, скажи как называется орнамент, который ты изобразила?
Олеся: Тюльпан-лэлэ.
Мастер: А посмотрите какие ровные, красивые чашки сделали Андрей, Салават.
( Дети показывают друг другу, что у них получилось, делятся впечатлениями).
В: Ребята, где мы сегодня были?
Д: В гончарной мастерской.
В: Что там делают?
Д: Лепят, раскрашивают, украшают посуду игрушки.
В: Из чнго делают посуду и игрушки?
Д: Посуду и игрушки делают из глины.
В: Кто делает эти изделия?
Д: Мастер, гончар.
В: А как называются сувениры, которые делают в Актюбинске?
Д: Актюбинские игрушки.
В: Ребята, вам понравилось в гостях у гончара?
Д: Да.
В: Давайте поблагодарим гончара и попращаемся.
Д: Спасибо, до свидания.
В: Ребята вы сегодня все молодцы. Спасибо.