Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8562 Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Опубликовано 07.05.2024

НАУМОВА ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА

МБДОУ № 9 "Росинка" г. Шадринск

воспитатель

 

Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

 

В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее развитие нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство нашей природы.

   Художественное развитие детей дошкольного возраста – особенно важное направление педагогики. Требующее приоритетного внимания. Необходимо подняться на современный уровень осознания функций искусства и возможностей художественного воспитания для развития личности ребёнка. Художественная деятельность предполагает формирование опыта творческой деятельности –необходимого и наиболее важного компонента эмоционально – ценностного отношения к миру (Я. Лернер).

Данные отечественной и зарубежной истории дошкольной педагогики и психологии подчёркивают, значение творческой деятельности, которая связана с другими видами детской деятельности и непосредственно зависит от накопленного опыта для общего развития ребёнка. Об этом пишут в своих трудах Ж. Пиаже, Т. Рябо и другие педагоги.

    Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей считается общепризнанным и является традиционным предметом психолого –педагогического анализа. В целом исследований разработок (Т.Г. Казакова, Т. С. Комарова) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования. лепки, аппликации и других видов художественной деятельности на разных этапах дошкольного детства. Но традиционные виды детской художественной деятельности в предметном их выражении не дают возможности в полной мере реализовать задачи творческого развития ребёнка.

   Говоря об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные. В первом случае мы знаем почти всё от красок до различных мелков, а во втором затрудняемся ответить. А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, свечой, пластилином, вилкой, трубочкой, гоняя краску (каплю) по листу бумаги

     Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно –выразительные приёмы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона. Нетрадиционная техника рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.

      Понимание данной проблемы явилось ведущим мотивом для решения изучать нетрадиционные изобразительные техники. Нельзя игнорировать и такие мотивы, и как стремление к изменению стереотипов: поведения детей, общения с ними. Форм организации детской художественной деятельности, а также переоценка использования традиционных материалов для рисования.

     На первом подготовительном этапе были изучены и практически апробированы такие техники рисования: пальчиковая и ладошечная живопись (оттиск поролоном, смятой бумагой, отпечатка листьев и т.п.), монотипия, тычок жёсткой полусухой кистью, набрызг, кляксография, (восковые мелки+ акварель или свеча +акварель), граттаж, пластилинография и другие. Затем с помощью родителей центр творчества в группе был пополнен инструментами и материалами для различных способов изображения. Основной этап работы с детьми по освоению нетрадиционных техник изображения проводили как в непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной. При обучении нетрадиционным техникам рисования необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

     Знакомство детей с нетрадиционными техниками изображений в младшей группе с простых, а по мере их усвоения переходили к более сложным техникам рисования. Постепенно подводили детей к пониманию того, что в работе можно использовать не только одну технику. А сразу две и более.

    Воспитанники учатся и растут играя, игра является основной формой и содержанием их воспитания и развития. Поэтому нами отдано предпочтение игровому построению занятия. Эмоциональные переживания за вымышленных персонажей побуждают детей к целенаправленной продуктивной деятельности, развивают у них такие качества, как доброта, сопереживание, желание помочь или порадовать кого –то.

    Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем подтолкнут к самостоятельному творчеству, что будет способствовать развитию воображения и фантазии воспитанников.

        Возможности работы с детьми в технике нетрадиционного рисования основаны на применении различных печаток. Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков: понадобится лишь оттиски готовых форм, смазанных краской. Печатку можно просто обмакивать в краску или прижимать к окрашенной «штампельной подушечке», плоскому кусочку поролона или смазывать краской либо красками, специально подбирая их сочетание. Печатку можно изготовить из ватной палочки, пробки, сырой картофелины, ластика, кусочка поролона, смятой бумаги и т.д.

   Листы бумаги для рисования могут быть разной формы: в форме круга, тарелочки, блюдца, салфетки, квадрата (платочек, коробочка), овала. треугольника (ёлочка), прямоугольника, полосы.

     Разнообразить нужно и цвет и фактуру, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения а не ждать готового решения. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

    Дети часто копируют предлагаемый им образ, а рисование нетрадиционными способами не допускают демонстрации образцов и приёмов работы, т.к. каждый рисунок получается неповторимым и уникальным, а в ряде случаев, даже непредсказуемым.

   Использование различных приёмов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приёмы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивые к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Педагогу необходимо помочь ребёнку найти себя, предложить ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя. Именно поэтому ребёнка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому- то трудно выразить себя в линии, кто –то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей.

  В свободной деятельности предполагается использование нетрадиционных техник выполнения работ по своему замыслу, для этого в группе созданы условия, имеются необходимые материалы, доступные детям. В совместной деятельности взрослый должен быть самым творческим из участников, каждый раз по –новому выполняя знакомое детям задание. Дети должны понять, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены несколькими путями, что окружающий мир бесконечно богат и разнообразен и может быть осмыслен с самых разных позиций. Художественная деятельность ребёнка станет более успешной, если взрослые, педагоги и родители будут оценивать её положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения.

   Для того чтобы заинтересовать родителей в развитии творческих способностей детей в группе регулярно организуются выставки детских работ, выполненных в нетрадиционной технике. Проводятся игротеки, на которых родителям и детям предлагается поучаствовать в играх на развитие творческого воображения. В нашей группе работает «Творческая мастерская», где дети учатся рисовать, используя нетрадиционные методы изображения. Творческие работы представляются на выставке в группе и ДОУ. Приобщение к совместной игре, творчеству детей даёт толчок к проведению совместной деятельности с ребёнком дома.

   Использование продуктивных видов деятельности, игровых моментов, художественного слова, создание проблемных ситуаций, привлечение даёт возможность развивать умение детей свободно ориентироваться в изобразительных техниках.

   Художественно творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребёнка.

     Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.

    Системное внедрение нетрадиционных техник изобразительной деятельности в воспитательно – образовательный процесс позволяет развить художественно творческие способности детей, связанному с творческой деятельностью, создать интерес к различным техникам, материалам и желание действовать и экспериментировать с ним. Систематизация работы по использованию нетрадиционных техник рисования способствует активизации памяти, внимания, воображения воспитанников, формированию навыков коллективного творчества. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей, реализовать их творческий потенциал. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

    Таким образом, разнообразие изобразительных материалов, овладение способами работы с ними, дополнение рисунка жестами, словами, звуками, создание условий для детского экспериментирования, свободного выбора сюжетов, средств, чувство сопереживания, осознание собственных возможностей, творчество дошкольников и воспитателя создают радость открытий и взаимопонимания в общении.