Горшенина Екатерина Геннадьевна
воспитатель
БДОУ г.Омска "Детский сад №329 комбинированного вида"
г.Омск
«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей
дошкольного возраста»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К . Д. Ушинский
Проблема развития связной речи детей хорошо известна всем педагогам. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эту задачу решаем через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Чтобы достигнуть эффективных результатов, я использую нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенст вуя их по-своему, в течение нескольких лет использую в работе по обуче нию детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники я решаю следующие задачи:
- Развивать связную и диалогическую речь.
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
- Обучать детей правильному звукопроизношению.
- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память .
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
-обогащения словарного запаса,
-при обучении составлению рассказов,
-при пересказах художественной литературы,
-при отгадывании и загадывании загадок,
-при заучивании стихов.
Работать с мнемотаблицами начинаю со средней группы.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Используем мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
В начале работы ,для детей среднего дошкольного возраста, использую цветные, яркие мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.
Позже – усложняла или заменяла другой заставкой – изображение персонажа в графическом виде. Схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Мне очень нравится использовать мнемотаблицы при заучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения дети будут включаться в процесс создания своей схемы.
Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
На начальных этапах с моей помощью, затем – дети должны уметь самостоятельно. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
С целью повышение уровня речевой активности детей строим взаимо действие с родителями.
Знакомим родителей с приемами и методами заучивания стихов с помощью мнемотаблиц. В приемной размещаем мнемотаблицы по заучиванию стихов по темам месяца.
Таким образом я наблюдаю что ребята стали активнее работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчи вость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
Речевая активность повысилась, дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений. Появился интерес к заучиванию стихов, это стало делом веселым и эмоциональным. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.
Я считаю, что мнемотехника показала себя как очень продуктивная технология. Я думаю ,что за этим методом будущее, и овладение этой техникой поможет детям в успешном обучении в школе.