Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8589 «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Опубликовано 22.05.2024

 

Горшенина Екатерина Геннадьевна 
воспитатель

БДОУ г.Омска "Детский сад №329 комбинированного вида"
г.Омск

 

«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей

 дошкольного возраста»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К . Д. Ушинский

  Проблема развития связной речи детей хорошо известна всем педагогам. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной  речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эту задачу решаем  через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы,  создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Все  названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Чтобы достигнуть эффективных  результатов,  я  использую  нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

  Одним из факторов, облегчающих  процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

 В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

  Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенст вуя их по-своему, в течение нескольких  лет  использую в работе по обуче нию детей связной речи приёмы мнемотехники.

 Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники    я решаю следующие задачи:

  • Развивать связную и диалогическую речь.
  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
  • Обучать детей правильному звукопроизношению.
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память .

 Как любая работа, мнемотехника строится от простого к  сложному.   Начинала  работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила  к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

  Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

 Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.                                                              Схемы служат своеобразным    зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

-обогащения словарного запаса,

-при обучении составлению рассказов,

-при пересказах художественной литературы,

           -при отгадывании и загадывании загадок,

-при заучивании стихов.

Работать с мнемотаблицами начинаю  со средней группы. 
 Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Используем  мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

 В начале работы ,для детей среднего дошкольного возраста, использую цветные, яркие мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.

Позже – усложняла  или заменяла  другой заставкой – изображение  персонажа в графическом виде.  Схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

  Мне очень нравится использовать мнемотаблицы при заучивании стихотворений.  Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения дети будут   включаться в процесс создания своей схемы. 

   Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три  этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 

2этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

На начальных этапах  с моей  помощью, затем – дети должны уметь самостоятельно. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо  придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

 С целью  повышение уровня речевой активности детей  строим  взаимо действие с родителями. 
Знакомим  родителей с приемами и методами заучивания стихов с помощью мнемотаблиц. В приемной размещаем мнемотаблицы по заучиванию стихов по темам месяца.

  Таким образом я наблюдаю что ребята стали активнее работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчи вость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

 Речевая активность повысилась, дети  с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений. Появился   интерес к заучиванию стихов, это стало делом веселым и эмоциональным. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

Я считаю, что мнемотехника показала себя как очень продуктивная технология. Я думаю ,что за этим методом будущее, и овладение этой техникой поможет детям в успешном обучении в школе.