Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8590 «Значение сюжетно - ролевой игры для развития детей дошкольного возраста»

Опубликовано 22.05.2024

 

 Значение

сюжетно – ролевой игры

в жизни детей дошкольного возраста.

 

Выполнила воспитатель

Первой квалифицированной категории

МБДОУ д/с 208 г. Чебоксары

Кузнецов Анна Петровна

 

2024 год

Рассматривая роль и место игры, психологи и педагоги исходят из того, что игра, как и любая деятельность не только предполагает наличие у ребёнка определённых способностей, но и создаёт условия для их дальнейшего развития.

У детей в сюжетно – ролевой игре  проявляются такие способности, как способность действовать в плане представлений, ориентироваться в сфере человеческих отношений. Эти способности являются специфическими для сюжетно – ролевой игры и в полной мере проявляются в самостоятельной игре. Но игра может проявляться в своём неспецифическом значении. Это происходит тогда, когда педагог использует игру для передачи знаний, вводит в неё дидактическое значение.

Л. А. Венгер особо подчеркнул важность применения игры именно в её специфическом значении. Н. Я. Михайленко предлагает в качестве основного мотива игры – фантазирование. Именно оно делает ребёнка независимым от внешних обстоятельств, позволяет комбинировать события, менять роли. В игре детям необходимо не только использовать специальные средства, но и обозначить смысл своих действий для партнёра.

Н. Я. Михайленко отмечает: «Специфика    игровой деятельности требует одновременного овладения детьми двойной системой средств её построения – условным игровым действием, а так же его обозначением. Эта система средств может быть названа способом построения игры». Автор выделяет три способа построения игры:

  1. Наиболее простой – развёртывание и  условное обозначение  предметных действий в игре (
  2. Ролевое поведение, связанное с обозначением и реализацией условной ролевой позиции и подчиняющее себе предметно – игровые действия, смысл которых уже определяется ролью (
  3. Сюжетосложение, связанное с развёртыванием последовательности целостных ситуаций, их обозначением и планированием (    ). Каждый последующий способ является более сложным по отношению к предыдущему и «вбирает» его в себя. По отношению к возрасту эти способы могут быть представлены как последовательные этапы построения игры.

В процессе формирования игры каждый новый способ следует отделить от других, наиболее простых и представить ребёнку в чистом виде.

На разных этапах дошкольного детства существует возрастная динамика игры.

В первой младшей группе – формируется условное игровое действие. Совместно со взрослым дети разворачивают цепочку из 2 – 3 действий с сюжетными игрушками, используя несколько предметов заместителей и называя действия с ними. С помощью игрушек и речи обращаются к партнёру, вызывая ответное игровое действие.

Во второй младшей группе – в центр игры выдвигается ролевое поведение, сразу ориентированное на партнёра (сначала воспитателя, а затем ребёнка). Для разворачивания ролевого поведения применяются сюжеты с парными ролями, ролевой диалог (дочки – матери, врач – больной, продавец – покупатель). Действия с игрушками сводятся к минимуму.

В средней группе – формирование направлено на гибкость и динамичность ролевого поведения, которое может изменяться в соответствии с разными ролями партнёров, на умение изменять свою роль в игре, обозначая её для партнёров (сначала продавец, потом покупатель и т. д.). Ребёнок, исполняя свою роль должен иметь в виду всю систему ролей, относящихся к данному сюжету.

При этом важно соблюдение двух условий:

  1. Использование многоперсональных сюжетов, где одна из ролей связана со всеми остальными (капитан, матрос, пассажир).
  2. Персонажей игры должно быть больше, чем её участников, что позволяет менять роли в ходе игры.

Вначале такая игра проводится индивидуально с каждым ребёнком (по 7 – 10 минут) и ему предлагается основная роль, которая не меняется. Педагог последовательно исполняет несколько дополнительных ролей (ребёнок – шофёр, воспитатель – пассажир, милиционер). Затем педагог берёт на себя основную роль, а ребёнку – дополнительные. После этого к игре привлекаются другие дети, которые на первых порах дублируют роль воспитателя. Так появляются несколько пациентов, пассажиров. Затем дети по примеру воспитателя меняют роли. Возникает ролевое взаимодействие со многими детьми, активизируется ролевой диалог.

В старшей, подготовительной группах – совместное сюжетосложение. Новый способ усваивается в игре – придумывание, которое осуществляется в словесном плане. Сначала преобразуются знакомые сюжеты,  а потом придумываются новые. Можно использовать сюжеты известных волшебных сказок. После того как дети овладели основами    сюжетосложения и могут комбинировать роли разных героев, педагог организует ролевое взаимодействие. Детям предлагаются разноконтекстные роли, которые принадлежат разным смысловым сферам (Баба – яга и воспитатель). Предлагается осуществить игру в форме телефонных разговоров персонажей. От придумывания сказок переходят к сочинению настоящих историй.

Педагогический процесс должен состоять из двух частей:

  1. Сначала игровые действия формируются в совместной игре взрослого с детьми;
  2. Затем в самостоятельной игре детей, в которой взрослый не участвует, а создаёт для неё условия.

Фантазирование является важным   аспектом игры, но не может явиться мотивом игры для самого ребёнка. Д. Б. Эльконин считал, что мотив игры лежит в социальной жизни взрослых. Исходя из этой позиции, фантазирование есть рабочий инструмент игры. Сюжетно – ролевая игра возникла как стремление ребёнка приблизить к себе мир взрослых людей, идеально сделать их мир своим, эмоционально вжиться в него. Важна социальная мотивация, которая определяет выбор ребёнком роли, желание представить себя в позиции других людей, пережить кусочек чужой жизни как свой. И если нет такого желания, то игра не возникает.

Представленность в игре личных интересов ребёнка-  основное условие её существования. Роль содержит элемент пристрастности. Беря на себя роль, ребёнок вносит  в неё много своего (чувства, переживания). Вживание в ситуацию игры, в роль происходит потому что для ребёнка становится значимым, какое событие, поступок, действие, и он переносит в игру. Не каждая область действительности становится сюжетом игры, а только та, которая представляет интерес. У мальчиков и девочек есть свои предпочтения. У каждого из них есть любимые роли и сюжеты. Ребёнок в игре устанавливает своё отношение к миру путём эмоционального вживания в него, путём одухотворения.

Перед   сюжетно – ролевой  игрой стоит грандиозная задача – приобретение социального зрения, чутья. Развивающим, ведущим фактором является не интеллектуальный, а эмоционально – личностный. Именно переживание ребёнком своей роли, сюжета, наполнение их собственными эмоциями и чувствами,  приближение их к себе и предугадывание ответного поведения партнёра, его переживаний является основным смыслом сюжетно – ролевой игры.

Сначала ребёнок вживается в свою роль, а потом, удерживая  эту роль, начинает предугадывать поведение партнёра.

Первая задача педагога  при организации сюжетно – ролевой игры – приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать её.

Вторая задача -  способствовать становлению условности роли, относительной независимости реальных интересов детей.

Третья – ориентировать детей на роль партнёра (реального или воображаемого), на предугадывание его чувств, стратегий, его поведения.

 

 

Литература:

Кравцова Е. Е. «Разбуди в ребёнке волшебника»: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 160 с. 

О. В. Лещинская - Гурова «Игра и психологическое здоровье дошкольника», - Учебно – методическое пособие, - Н. Новгород, 2002 г.

Недоспасова В. А. Растём играя. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение,  2004 год.