Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8592 Как работать со скороговорками.

Опубликовано 22.05.2024

 

Кротова Надежда Сергеевна
МБДОУ «Детский сад №208» г.Чебоксары
учитель-логопед


Как работать со скороговорками.

 

ТЕАТР СКОРОГОВОРОК

Традиционно в работе с детьми дошкольного возраста скороговорки используются как эффективное средство для развития четкой дикции, фонематического слуха (звуковую ткань многих скороговорок составляют акустические звуки), речевого дыхания, качеств речевого голоса (силы, высоты, звучности, выносливости). Возможности скороговорок значительно шире. В них, конечно, нет таких глубоких мыслей, как в пословицах и поговорках, но всегда есть материал для шутки и забавы. Поэтому скороговорки можно исполь­зовать как средство развития вообра­жения ребенка, умения понять забав­ную ситуацию и передать ее выразительно и четко, превращая таким образом скоро­говорку в театрализованную миниатюру, при исполнении которой можно и нужно развивать выразительные средства голоса: силу, повышение и понижение, смену ин­тонаций, темпа, логического ударения. В работу со скороговоркой можно вно­сить элементы психогимнастики, что поз­воляет учить ребенка использовать выра­зительные движения (мимику и пантоми­мику), различать и воспроизводить эмоци­ональные состояния, доступные возрасту (грусть, радость, удивление, страх и т.д.), изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера и в различ­ных жизненных ситуациях.

     Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками:

• Использовать на первых порах на­звание «чистоговорка» и «выговаривалочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».

  • В скороговорке не должно быть зву­ков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!
  • Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя бо­лее трудные.
  • Обязательно объяснять ребенку зна­чение непонятных слов.
  • Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обсто­ятельства, которые оправдывают много­кратное повторение текста.

Скороговорка особенно эффективна, ес­ли ее проговорить несколько раз. Корот­кую скороговорку можно повторять цели­ком, например: «Мам, мёду б нам» или «Купи кипу пик». Вот как можно обыграть эти скороговорки.

Представь, что я мама-медведица, а ты один из медвежат. Медвежата проголода­лись и просят есть. Можно ласково по­просить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказы­вать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай... Ты сейчас говорил с разными интонация­ми. Как ты думаешь, какая интонация по­нравится маме-медведице? Изобрази ее еще раз.

Рано утром мастер-кузнец вынес на ба­зар продавать целую кипу пик (объяснить значение, продемонстрировать рисунок). Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!». Представь, что ты этот веселый кузнец... День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец, из последних сил жалобно угова­ривает: «Купи кипу пик». Изобрази уста­лого кузнеца... Славный богатырь Добрыня достал кошелек. Обрадовался кузнец, радостно закричал: «Купи кипу пик». Изо­брази радостного кузнеца.

В длинных скороговорках логичнее по­вторять только два-три слова. Речь можно сопровождать подходящими по смыслу движениями.

Уточка-вертихвосточка (сложенными вместе ладонями делать колебательные движения вправо-влево)

Ныряла да выныривала,

Ныряла да выныривала,

Ныряла да выныривала (движения ла­донями вверх-вниз),

Да и не вынырнула (удрученно развести руки в стороны).

Шалила, потому и не вынырнула.

Водолаз нырнул (присесть, соединив ру­ки над головой)

Да с уточкой и вынырнул (радостно; встать, вытянув руки перед собой).

Иногда для уточнения мысли можно менять порядок слов в скороговорке:

Аня нынче нянина,

Нина няня Анина.

Нина няня Анина,

Аня нынче нянина.

Смысловая направленность некоторых скороговорок позволяет начинать произ­несение медленно, постепенно убыстряя темп.

Маланья-болтунья молоко болтала-бол­тала (далее с нарастающим ускорением),

Болтала-болтала, болтала-болтала, бол­тала-болтала

Да не выболтала (разочарованно).

Наш Полкан из Байкала лакал,

Полкан лакал (с ускорением),

Лакал... да и не вылакал.

Дети, особенно имеющие речевые нару­шения, часто испытывают трудности, ос­ваивая скороговорки. Чтобы облегчить им эту деятельность, можно использовать следующие технические приемы:

1.    Проговорить скороговорку очень мед­ленно, беззвучно артикулируя.

2. Проговаривать скороговорку и на каждое слово подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мяч из руки в руку; отбивать его от стены или от пола.

3.     Научить ребенка воспринимать и вос­производить слогоритмический рисунок скороговорки. Пример.

• Слоги в слове звучат неодинаково. Один слог всегда звучит сильнее, как буд­то по нему голосом ударили. Он называет­ся ударным. Послушай, как я проговорю и прохлопаю скороговорку: У пенька опять пять опят: х хХ хХ X хХ (х - слабый хло­пок, X - сильный хлопок). Попробуй и ты прохлопать и проговорить эту скорого­ворку медленно, одними губами, без голо­са. А теперь быстрее и с голосом.

4.    Произносить скороговорку и сжимать обеими руками теннисный или массаж­ный мяч на каждый ударный слог.

5. На каждый ударный слог в слове проводить рукой по массажной щетке (У елки иголки колки). Руки попеременно менять.

6.    Можно устроить соревнование между детьми «Гонки скороговорок» - кто быст­рее, не сбиваясь, проговорит скороговорку. Только надо помнить, что одновременное увеличение быстроты проговаривания и силы голоса вредит четкой дикции.

У иркутского поэта Ю. Черных есть за­мечательное стихотворение «Егоркины скороговорки».

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки.

За его скороговорки

Я поставил  бы пятерки!

Повторяйте, детвора:

Посреди двора дрова.

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

В перелеске перепел

Перепёлку перепел!

Мышь шуршит у шалаша,

Векше шишку шелуша.

Лилии полили ли

Иль увяли лилии?

Аня нынче нянина,

Нина няня Анина.

 

Мамами любимы мы

Самыми любимыми!

То-то буду я в восторге,

Если вы, как я Егорке,

За его скороговорки

Мне поставите пятерки!

 

Скороговорки могут стать эффективным средством развития не только дикции, но и творческих способностей, если работать над ними весело и с фантазией.