Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЗАТО
г. Североморск«Детский сад № 7»
Воспитатель МБДОУ ЗАТО
г. Североморск д/с № 7
Обжелянская С.П
«Социально – коммуникативное развитие детей
2-3 лет с ОВЗ посредством дидактических игр»
СКАЧАТЬ (с фото)
Современная социальная среда, как общества, так и семейного окружения, сложна и нестабильна. Проблема социальной адаптации дошкольника с ОВЗ на сегодняшний день очень актуальна, ведь процесс социализации личности начинается в детстве и продолжается всю жизнь.
Дошкольнику с ОВЗ важно научиться ориентироваться в близком ему социальном окружении, осознавать ценность к собственной личности, выражать чувства и быть терпимым по отношения к обществу. С младшего дошкольного возраста воспитанников педагоги пытаются помочь социально-личностному развитию детей с ОВЗ с помощью различных методов.
Дидактическая игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников.
У детей за счет содержания дидактических игр формируется правильная картина социальной жизни : отношение природе, к предметам окружающего мира, обществу, разным профессиям, к труду людей.
С помощью игр, воспитатель создает для детей такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
В зависимости от материала дидактические игры делятся 3 вида.
Игры с предметами: основаны на непосредственном восприятии, соответствует стремлению ребёнка действовать с вещами, описывать словами их внешний вид, качества. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
Настольно – печатные игры, в их основе, как и в играх с предметами, принцип наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение.
По содержанию настольные игры разнообразны, это лото и парные картинки, они знакомят детей с отдельными предметами с их качествами, учат характеризовать их словами.
Другие, уточняют представления о сезонных явлениях природы, о разных профессиях («Что кому нужно»). Как и дидактическая игрушка, настольно – печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
В своей педагогической практике в период адаптации детей к детскому саду, с целью знакомства, привития культурно-гигиенических навыков я провожу игры с предметами, а, именно с куклой. Куклу и другие предметы-игрушки использую в процессе дидактических игр : «Встретим новую куклу», «Угостим куклу чаем», «День рождения у куклы», «Накрываем стол для кукол» и другие.
Часто использую мячик, который помогает в таких играх, как «Назови своё имя», «Назови фрукты», «Фрукты- овощи», которые способствуют формированию коммуникативной деятельности детей.
Игры являются средством сообщения новых знаний: «Найди пару», «Фигуры», «Мышки в норках», «Картинки- половинки».
Дидактические игры применимы не только во время образовательной деятельности, но и вне занятий, со всеми детьми. С утра удобно применять различные настольно-печатные игры, лото, различные картинки, геометрическая мозаика, «Чудесный мешочек», «Где, чей домик», «Кто пришел и кто ушел», «Чей малыш?», «Что пропало?».
Во второй половине дня наиболее актуальны такие настольные игры «Найди машине свой гараж», «Собери машину», «Кто больше увидит», «Найди свой дом, «Найди листок такой же формы, такого же цвета», «На что же похоже облако».
Таким образом, можно сказать, дидактические игры используются на протяжении всего дня (на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулках, в сюжетно – ролевых играх так же становится дидактическая задача) и не только воспитателем, но и родителями и самими детьми неосознанно.
Следовательно, можно сделать вывод, что дидактическая игра выступает одним из важнейших средств социально-коммуникативного развития младших дошкольников, в играх отражается отношение дошкольников к жизненным явлениям. Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры.
Ребенок с ОВЗ, увлеченный дидактической игрой, не замечает того, что он учится общаться со сверстниками и взрослыми, познает социальный мир с его правилами и нормами поведения. В игре развивается мышление и речь, что способствует познавательному развитию, и таких важных психических процессов, как память, внимание, воображение. Через игру дети приобретают достаточный личный социальный опыт, который послужит им фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.