Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
«ВЕСЕЛЫЙ РЮКЗАЧОК»
Чебурина Евгения Валерьевна, МАДОУ «ДС №362 г. Челябинска»
Программное содержание: Совершенствование фонематических представлений, выделение начальных и конечных звуков в словах, выделение звука на фоне слова. Совершенствование навыка слогового анализа слов, профилактика письменной речи. Активации и актуализация словаря по теме. Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, артикуляционной и тонкой моторики. Продолжать формировать интерес детей к «малой Родине», формировать у детей предпосылки экологического сознания. Расширять представление детей о многообразии окружающего мира. Познакомить с разнообразием водоемов нашего края, значение водоемов в природе и жизни человека.
Оборудование: Лягушата, цветные камушки (схемы), карта Челябинской обл., картинки с природой, подборка литературы уральских поэтов, туристический городок (палатка, имитация реки, тренога, каша), «лес», музыкальное сопровождение («лягушата», «звуки природы», песня Митяева «Изгиб гитары желтой»).
Ход деятельности:
В: - Веселые лягушата спешат поиграть с вами. Предлагаю начать с игры «Обзывалки» (дети встают в круг), тема у нас «обитатели водоемов» (дети поочередно называют друг друга). Пришло время потренировать язычок. Лягушка-говорушка вместе с вами будет выполнять упражнения: «Качели», «Часики», «Иголка», «Маляр».
- Мы зарядку завершаем,
Язычок наш отдыхает.
- Кваку понравилось, как вы делали зарядку для язычка, и он предлагает поиграть в «Кривлялки» (измени слог по образцу): ква-квя, кво-квё, кву-квы, квэ-кве, квы-кви.
- А теперь Квак предлагает разделить слова на части (детям предлагаются картинки: тина, кувшинка, водомерка, рыба, цапля, вода).
- Кваку интересно, кто из вас внимательный? Я назову слова, а вы определите какой звук встречается во всех словах. Готовы?
Лодка, лапа, колобок
Балалайка и клубок, палка, полка, лапти, лак
Голова, халат, кулак, молоток, пила, пилот….
В: Какой звук в словах живет? (Л).
Ребята, в слове «болото»,
где находится звук «Л».
Д: в середине слова (делают разбор).
В: На болоте растет камыш (дети делают разбор из цветных камушков).
К А М Ы Ш
В: - Сколько всего звуков в слове? (5)
- Сколько согласных? (3) (К, М, Ш)
- Сколько гласных? (2) (А, Ы)
- Уберите третий звук (М)
- какой звук убрали? (М)
- уберите первый и последний звуки (К, Ш)
-какие звуки остались? (А, Ы)
Молодцы!
В: Ребята, из синих камушков выложите маленький круг (больше 7 не берите)
Дети выполняют
В: - в круг положите красный камушек
-слева от круга положите зеленый камушек
-под кругом положите 2 красных камушка.
Проверяем по образцу.
В: Потрудились мы не зря!
Лягушка приглашает вас на дискватеку
Танцевальная пауза.
В: Ребята, а в какой сказке автор нам рассказал про необычную путешественницу!
Д: ответы
В: Правильно в сказке Гаршина «Лягушка – путешественница».
А, как она путешествовала?
Д: ответы детей
В: Эта была хвастливая лягушка, которая перелетала с утками от болота к болоту. Она любовалась природой с высоты неба, а я вам предлагаю тоже превратиться в путешественников – туристов по озерам и рекам нашей области.
Работа с картой
В: Какие вы знаете озера и реки Южного Урала?
Д: Показывают, рассказывают.
В: Молодцы, справились!
Ребенок: Я могу вам рассказать о Зюраткуле, но давайте я вам расскажу, когда у нас будет привал.
В: О, это очень интересно!
Ну, будем собираться?
Ребята, что нам надо сделать, чтоб отправиться в путь
- надеть головные уборы
- заправить хорошо одежду и обработать ее от клещей
- взять рюкзаки
Готовы? Тогда в путь!
Дети подходят в уголок литературы, там картинки природа Урала.
Живем мы на Урале
Прекрасен наш дивный край
И многие не знают
Что наша местность рай!
В: Посмотрите, какая красивая природа Урала! Скажите, какая растительность, деревья преобладают на Урале? А еще, чем богат!
Д: Разноцветьем, соснами, березами и огромными горами.
В: Среди имен любимых и родных
Храним мы рек прозрачные названья
Мы помним шелест ковылей седых
И синих гор лепные очертанья….
Так писала наша уральская поэтесса Татьяничева Людмила Константиновна об Урале.
Арина: читает стихотворение «я вижу свой синий Урал».
Ну, вот мы и полюбовались красотой природы, предлагаю продолжить наш путь.
«Туристический лагерь» (костровище, тренога, котелок, столик, вода, мешок для мусора)
В: мы с вами пришли в туристический лагерь!
Какое красивое место! Вы со мной согласны? Давайте сделаем привал.
Ой, посмотрите, здесь есть костровище и тренога, а давайте сварим вкусный обед, хотите? Но, чтобы развести огонь нам надо…… развести огонь.
РАЗМИНКА «ДРОВА»
В: Вы у меня такие помощники! Присаживайтесь, а я пока разожгу костер и поставим варить кашу. Ну, вот нам надо немного подождать, а пока давайте полюбуемся красотой.
Ребенок: А я хочу вам рассказать о Зюраткуле. (рассказывает)
В: ну, вот и каша готова. Доставайте свою посуду, ну, кто первый? Поели? Что сейчас надо сделать? (выкидываем мусор в пакет).
Может споем? (О. Митяев «Изгиб гитары тонкой»).
В: Ну вот мы отдохнули, поели, вдохнули глоток чистого воздуха, ну, а теперь нам надо возвращаться в д/с.
ВРУЧАЮТСЯ МЕДАЛИ «ЮНЫЙ ТУРИСТ»