МБОУ «Уемская СШ»
Структурное подразделение «Детский сад».
Рабочая программа кружка
«Цветные палочки»
(дополнительная общеобразовательная программа)
для детей 4-5 лет.
Автор – составитель:
воспитатель Баева Е.В.
2020-2021 г.
«Научные понятия человеком не усваиваются и не заучиваются, а складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли»
Л.С.Выготский
Пояснительная записка.
Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставит в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования.
Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Б.Никитина, блоки Дьениша, «Лего», палочки Кюизенера и др.), расширяя горизонты мирового образовательного пространства.
Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методик позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского математика Кюизенера для обучения детей основам математики.
Проанализировав различные материалы, авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, нокопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами – практиками, я заинтересовалась возможностью применения одной из универсальной технологий – цветных палочек Кюизенера в игровой деятельности и в самостоятельных играх детей раннего возраста в детском саду для формирования математического мышления и развития творческого воображения.
Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребенка.
Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Цветные палочки». В рамках кружковой деятельности дети не ограниченны в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с палочками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Цель:
- формировать математическое мышление;
- развивать творческое воображение;
- воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
Задачи кружка:
- вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними;
- способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений;
- создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти;
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели;
- воспитывать эмоционально- положительного отношения к сверстникам в игре.
Диагностическая карта.
Таблица с колонками:
- 1. Проявляет интерес к деятельности.
- 2. Принимает игровую задачу.
- 3. Эмоционально-положительно относится к сверстникам в игре.
- 4. При обследовании предметов выделяет цвет, форму, величину.
- 5. Различает «много» и «один».
- 6. Строит разнообразные постройки, используя объёмные и плоскостные палочки.
- 7. Использует речь в процессе игры.
- 8. Умение осваивать действия с предметом.
Условные обозначения:
высокий, средний, низкий.
Критерии оценки уровня усвоения программного материала:
Высокий уровень: ребенок активно взаимодействует со взрослым, правильно отвечает на поставленные вопросы, с небольшой помощью взрослого справляется с заданием.
Средний уровень: ребенок при небольшой подсказке уверенно выполняет все задания.
Низкий уровень: ребенок справляется с заданием при активной помощи взрослого.
Продолжительность занятия – 15 минут
- Ø 1 занятие в неделю.
Методическое обеспечение:
- 1. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет) под редакцией В.П.Новиковой и Л.И.Тихоновой.
- 2. «Как работать с палочками Кюизенера?» (игры и упражнения по обучению математике) под редакцией Л.Д.Комаровой.
- 3. Цветные счетные палочки Кюизенера.
- 4. «Дом с колокольчиком», альбом – игра под редакцией Б.Б.Филькейштейна.
- 5. «Чудо – обучай-ка» (изуучаем геометрические фигуры, для детей 3-6 лет) под редакцией Е.Бортниковой.
- 6. «Ступеньки творчества или развивающие игры» (сложи квадрат) под редакцией Б.П.Никитина.
- 7. «На золотом крыльце сидели» (палочки Кюизенера) под редакцией Б.Б. Финкельштейн.
Перспективный план работы.
№ |
тема |
цель |
|
1. |
Сказочный город
|
Повторное знакомство с палочками Кюизенера.
|
|
2.
|
Строим дорожки. |
Учить различать и группировать палочки по цвету, закрепить эталоны цвета.
|
|
3. |
Моделируем квадрат.
|
Закреплять представления о квадрате. Дидактическая игра «Сложи квадрат».
|
|
4. |
Дом и мебель для матрешки.
|
Закреплять знания о прямоугольнике, упражнять в счете в пределах пяти. |
|
5. |
Подбираем к домику крышу.
|
Закреплять знания о величине предметов. Составление собачки по схеме самостоятельно. Развивать мышление.
|
|
6. |
Кошечка. Рисуем цветными палочками.
|
Составление кошечки по схеме. Развивать воображение, упражнять в счете предметов. |
|
7. |
Мы по лесенке шагаем.
|
Выложить числовую лесенку. Закреплять знания о длине предметов, упражнять в порядковом счете.
|
|
8. |
Пирамидка и лесенка. |
Закреплять знания о длине и высоте предметов. Учить рассуждать и делать выводы.
|
|
9. |
Числовая лесенка. |
Упражнять в счете, учить строить числовую лесенку от какого-либо числа. Дидактическая игра «Построй лесенку от числа 3 (4,5 и т.д.).
|
|
10. |
Белочка и ёжик идут на день рождения.
|
Учить подбирать палочки указанного цвета, учить составлять изображения предметов простой формы. Ребенок готовит «подарки – коврик, торт, платочек».
|
|
11. |
Коврик для кошечки и котенка. |
Учить различать палочки по длине и цвету, составлять квадрат из палочек по размеру игрушек. Закрепить понятия «больше», «меньше», учить сравнивать предметы и делать выводы.
|
|
12. |
Коврик для собачки. Собачья семейка. |
Учить составлять из палочек прямоугольники и сравнивать их с квадратами. Развивать умение создавать образы собачки и щенка, сравнивать предметы по длине.
|
|
13. |
Разноцветные заборы. |
Учить строить заборы для животных в соответствии с их ростом.развивать мышление, умение сравнивать.
|
|
14. |
Аквариум для рыбок. |
Построение аквариума в соответствии с размером рыбки. Сделать вывод – чем длиннее полоска, тем больше забор.
|
|
15. |
Длинные и короткие ленточки для кукол.
|
Закреплять понятия «длинный – короткий». Развивать внимание, мышление. |
16. |
Елка. |
Упражнять в определении длины предмета, используя прием наложения. Закреплять умение пользоваться словами: длиннее-короче. Развивать представление об эталонах цвета.
|
17. |
Заборы высокие и низкие. |
Учить сравнивать предметы по длине, находить сходство между предметами; классифицировать по длине и цвету, обозначать результаты словами (длиннее-короче, равные по длине).
|
18. |
Лесенки высокие и низкие. |
Учить самостоятельно строить домики и лесенки к ним по словесному указанию.Развивать внимание.
|
19. |
Лесенка широкая и узкая. |
Учить моделировать предмет из палочек разной длины, сравнивать предметы по ширине, упражнять в счете.
|
20.
|
Мосты через речку. Плоты на реке. |
Учить сравнивать предметы по ширине и самостоятельно подбирать нужный материал по длине. При строительстве плотов выполнять словесную инструкцию. Развивать мышление, память.
|
21.
|
Цвет и число. Веселый счет.
|
Упражнять детей в счете. Развивать мышление. Детям предлагают узнать, сколько пассажиров едет в том или ином вагоне.
|
22.
|
Число и цвет. Путешествие на трамвае. |
Упражнять в счете предметов, развивать количественные представления и состав числа.
|
23.
|
Путешествие на поезде. |
Упражнять в порядковом счете.
|
24.
|
Как разговаривают числа.
|
Упражнять в счете и умении сравнивать числа путем приложения.
|
25.
|
Скворечник. |
Развивать умение сравнивать по длине, преобразовывать конструкцию.
|
26.
|
Какие лесенки умеет строить Незнайка.
|
Упражнять в счете. Познакомить с обратным счетом. |
27. |
Состав числа из единиц. |
Познакомить с составом числа из единиц. (дети расселяют жильцов в домики с 2, 3, 4 этажами)
|
28.
|
Кто в домике живет?
|
Продолжать знакомить с составом числа. Развивать мышление. |
29.
|
Дорога к дому. |
Закреплять умение измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в в пространстве на ограниченной площади.
|
30.
|
Кукла Маша. |
Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве.
|
31. |
Зайка. |
Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте, обозначать результат сравнения словами.
|
32. |
Дети нашего двора.
|
Учить сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте); развивать творческое воображение.
|