МБОУ «Уемская СШ» структурное подразделение «Детский сад пос. Уемский»
Рабочая программа кружка: «Раз словечко, два словечко»
для детей 3-4 лет.
Воспитатель:
Герасимова Светлана Николаевна
2019-2020 уч.год
Пояснительная записка.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки), пальчиковые и дидактические игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, одеваться, чтобы рисовать, писать, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. В данную программу включены и игры с использованием небольших мячиков, которые легко помещаются в ладошки детей.
Наблюдая за детьми младшего дошкольного возраста, я заметила, что уровень развития мелкой моторики руки и речи заметно снижен. Чтобы помочь детям овладеть всеми формами родного языка, в своей группе я организовала кружок: «Раз словечко, два словечко».
Основной целью программы стало:
- создать условия для развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
Исходя из этого, поставлены следующие задачи:
образовательные:
- обогащать и активизировать словарь детей;
- знакомить детей с малыми формами фольклора, с пальчиковыми играми;
- учить правильно держать карандаш, кисточку;
- учить выполнять дидактическую задачу;
- формировать умение громко и выразительно читать потешки, песенки, заклички;
развивающие:
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать интерес к устному народному творчеству;
- развивать мелкую моторику ;
- развивать координацию движений и речи;
- развивать память, воображение, внимание;
воспитательные:
- воспитывать умение слушать воспитателя;
- воспитывать интерес к игра и упражнениям.
Программа кружка основана на интеграции художественно – речевой, игровой, изобразительной, музыкальной деятельности. Темы занятий связаны с жизнью детей, с их деятельностью на других занятиях в детском саду. Кружковое занятие проводится
1 раз в неделю (среда, четверг) во второй половине дня - 15 минут.
Ожидаемый результат.
Увеличился активный словарь детей.
Уверенность в себе, преодоление робости.
Способность выражать свои чувства и понимать окружающих.
Интерес к фольклору, к пальчиковым играм.
Повысился уровень развития мелкой моторики.
Октябрь |
||
|
тема |
задачи |
1 |
Потешка «Зайчишка-трусишка» |
Познакомить детей с потешкой. Формировать знания об овощах и фруктах. Учить детей крепко сжимать мяч в ладошках. Закреплять представление о жёлтом цвете. Учить детей выполнять артикуляционные упражнения («лягушка», «слон», «бегемот», «змея»).
|
2 |
«В лесу» |
Повторить с детьми потешку «Зайчишка – трусишка». Формировать представления о грибах и лесных ягодах; умение ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам и построении предложения. Развивать мелкую моторику, артикуляционный аппарат.
|
3 |
«Прогулка». |
Формировать знания детей о деревьях (берёза, рябина, ель). Учить держать мячик двумя пальчиками (большой и указательный, большой и средний и т. д.).
|
4 |
«Чей голос?» |
Формировать умение соотносить название взрослого животного с названием детёныша; умение различать взрослых животных и их детёнышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детёныша. Активизировать словарь по лексической теме: «Домашние животные».
|
Ноябрь. |
||
|
тема |
задачи |
1 |
Потешка «Курочка – рябушечка, куда ты пошла?» |
Познакомить детей с потешкой. Формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существитель- ных. Продолжать учить детей правильно держать карандаш, рисовать прямую, горизонтальную линию. Развивать мелкие мышцы пальцев рук, память, внимание.
|
2 |
«Рыжая лисичка». |
Помочь детям запомнить потешку. Формировать умение ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным при построении предложения. Развивать координацию движений и речь.
|
3 |
«Где же наши ручки?» |
Повторить знакомые потешки «Курочка – рябушечка, куда ты пошла…»; «Рыжая лисичка». Формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных, грамотно строить предложения.
|
4 |
Потешка «Бабушка старенька…» |
Познакомить детей с потешкой. Упражнять в выразительном чтении её. Развивать тонкую моторику, подвижность артикуляционного аппарата.
|
Декабрь. |
||
|
тема |
задачи |
1 |
«Что сначала, что потом?» |
Формировать у детей умение выделять начало и конец действия и правильно называть их. Упражнять детей в катание маленького мяча по столу круговыми движениями.
|
2 |
«Прятки». |
Учить детей правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, под, около). Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
|
3 |
«Найди пару». |
Формировать умение соотносить найденный предмет с образцом. Развивать зрительное внимание, речевую активность. Воспитывать самостоятельность.
|
4 |
Потешка «Наша Маша маленька…» |
Помочь детям запомнить содержание потешки. Учить ориентироваться в пространстве относительно себя, прокатывая мяч ладошкой по столу: взад – вперёд, вправо – влево.
|
Январь. |
||
|
тема |
задачи |
|
Рождественские каникулы. |
|
1 |
Потешка «Наша Маша маленька…» |
Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки. Развивать умение читать наизусть потешку, тонкую моторику рук.
|
2 |
«Как на тоненький ледок, Выпал беленький снежок». |
Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Формировать умение выделять начало и конец действия и правильно называть их. Развивать внимание, память.
|
3 |
Потешка «Сова, совинька, сова …» |
Познакомить детей с потешкой. Помочь детям запомнить текст. Формировать умение находить ошибки в описании и исправлять их. Развивать координацию речи и движений.
|
Февраль. |
||
|
тема |
задачи |
1 |
«Кто что умеет делать?» |
Формировать умение подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Развивать умение читать потешку, составлять изображение предмета из частей.
|
2 |
Потешка «Собака на кухне, пироги печёт…» |
Познакомить детей с потешкой. Формировать умение выделять объект и его основной признак. Развивать речевую активность. Поддерживать интерес к играм с мелкими мячиками разной фактуры (гладкие, с шипами).
|
3 |
«Где что можно делать?» |
Формировать умение использовать в речи глаголы. Развивать артикуляционный аппарат, силу голоса, мелкую моторику, зрительное внимание, память. Упражнять в рисовании волнистых, ломаных, длинных, горизонтальных линий.
|
4 |
«Назови, что это, и скажи какой» |
Формировать умение выделять объект и его основной признак в двух предложениях, связанных цепной местоименной связью. Развивать речевой аппарат, внимание, память. Закреплять умение правильно держать карандаш.
|
Март. |
||
|
тема |
задачи |
1 |
Потешка «Баю – баю, баю- бай…» |
Продолжать знакомить детей с русским народным фольклором. Учить детей внимательно слушать и чётко выговаривать слова. Формировать умение строить высказывание из двух предложений связанных между собой по смыслу.
|
2 |
«Кто позвал?» |
Способствовать развитию умения читать потешку громко. Формировать умение составлять элементарное описание, содержащее название объекта и один из его признаков. Развивать мелкую моторику, фантазию.
|
3 |
Потешка «Чики- чики – чикалочки…» |
Познакомить с потешкой. Формировать умение выделять глагольный ряд, на основе которого выстроен сюжет. Развивать кругозор, внимание, память.
|
4 |
«У кого кто?» |
Формировать умение составлять описание игрушки вместе с воспитателем. Развивать силу голоса, мелкую моторику, память, внимание.
|
Апрель. |
||
|
тема |
задачи |
1 |
Потешка «Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт…» |
Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Формировать умение составлять описание игрушки с помощью воспитателя. Развивать память, внимание, мелкую моторику.
|
2 |
«Кто знает, пусть продолжает». |
Формировать у детей умение составлять рассказ по заданной схеме с помощью воспитателя. Упражнять детей в умении правильно держать карандаш. Развивать мелкую моторику, речевую активность.
|
3 |
Потешка «Солнышко, вёдрышко…» |
Учить детей логично выстраивать сюжетную линию повествования с опорой на картинки. Развивать координацию движений, речевую активность.
|
4 |
«Кот Васька». |
Формировать у детей умение логично выстраивать сюжетную линию повествования. Развивать внимание, память. Активизировать словарь по теме: «Рыбы».
|
Май. |
||
|
тема |
задачи |
1 |
Потешка «Сел комарик под кусточек…» |
Познакомить детей с потешкой. Развивать у детей память, внимание, координацию речи и движений. Формировать представление о насекомых.
|
2 |
«Козлята и зайчик». |
Формировать умение придумывать окончания текста по заданному началу. Развивать у детей внимание, память, тонкую моторику рук.
|
3 |
Закличка: «Дождик, дождик, веселей!» |
Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора. Формировать умение составлять коллективное повествование. Развивать у детей мелкую моторику.
|
4 |
«Теремок». |
Формировать умение составлять описание предмета. Развивать у детей активность, смелость, силу голоса, эмоциональный отклик. Воспитывать желание внимательно слушать знакомые потешки.
|
Список литературы.
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой. М. А . Васильевой.
2. «Придумай слово» Л. С. Ушакова.
3. «Мяч и речь» Т. А. Воробьёва. О. И. Крупенчук.
4. «Дидактические игры в детском саду» А. К. Бондаренко.
5. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников» Е. И. Удальцова
6. «Правильно ли говорит ваш ребёнок» А. И. Максаков.
7. «Энциклопедия детского фольклора» под ред. Н. Астаховой.