Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5998 Перспективное планирование работы кружка "Раз словечко, два словечко" во второй младшей группе

Опубликовано 21.05.2020

 

                                     

МБОУ «Уемская СШ»  структурное подразделение  «Детский сад пос. Уемский»

 

 

Рабочая программа кружка: «Раз словечко, два словечко»

для детей 3-4 лет.

 

 

 

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                             Воспитатель:

                                                                                                                                                 Герасимова Светлана Николаевна

 

 

 

                                                                               2019-2020 уч.год

                                                                                                                                                                                                                                             

Пояснительная записка.

 

    Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки), пальчиковые и дидактические  игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения,  одеваться, чтобы рисовать, писать, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. В данную программу включены и игры с использованием небольших мячиков, которые легко помещаются в ладошки детей.

     Наблюдая за детьми младшего дошкольного возраста, я заметила, что уровень развития мелкой моторики руки и речи заметно снижен. Чтобы помочь детям овладеть всеми формами родного языка, в своей группе я организовала кружок: «Раз словечко, два словечко».

     Основной целью  программы стало:

- создать условия для развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

     Исходя из этого, поставлены следующие задачи:

образовательные:

-   обогащать и активизировать словарь детей;

-   знакомить детей с малыми формами фольклора, с пальчиковыми играми;

-   учить правильно держать карандаш, кисточку;

-   учить выполнять дидактическую задачу;

-   формировать умение громко и выразительно читать потешки, песенки, заклички;

развивающие:

-   развивать артикуляционный аппарат;

-   развивать интерес к устному народному  творчеству;

-   развивать мелкую моторику ;

-   развивать координацию движений и речи;

-   развивать память, воображение, внимание;

воспитательные:

 -   воспитывать умение слушать воспитателя;

-   воспитывать интерес к игра и упражнениям.

     Программа кружка основана на интеграции художественно – речевой, игровой, изобразительной, музыкальной деятельности. Темы занятий связаны с жизнью детей, с их деятельностью на других занятиях в детском саду. Кружковое занятие проводится

1 раз в неделю (среда, четверг) во второй половине дня - 15 минут.

Ожидаемый результат.

Увеличился активный  словарь детей.

Уверенность в себе, преодоление робости.

Способность выражать свои чувства и понимать окружающих.

Интерес к фольклору, к пальчиковым играм.

Повысился уровень развития мелкой моторики.

 

 

 

                                                                                     Октябрь

   

                     тема

                                                 задачи

1

  Потешка «Зайчишка-трусишка»

Познакомить детей с потешкой.  Формировать знания об овощах и фруктах. Учить детей крепко сжимать мяч в ладошках. Закреплять представление о жёлтом цвете. Учить детей выполнять артикуляционные упражнения («лягушка», «слон», «бегемот», «змея»).

 

  2

  «В лесу»

   Повторить с детьми потешку «Зайчишка – трусишка». Формировать представления о грибах и лесных ягодах; умение ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам и построении предложения.  Развивать мелкую моторику, артикуляционный аппарат.

 

  3

«Прогулка».

Формировать знания детей о деревьях (берёза, рябина, ель). Учить держать мячик двумя пальчиками (большой и указательный, большой и средний и т. д.).

 

   4

«Чей голос?»

Формировать умение соотносить название взрослого животного с названием детёныша; умение различать взрослых животных и их детёнышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детёныша. Активизировать словарь по лексической теме: «Домашние животные».

 

 

 

 

Ноябрь.

 

тема

задачи

1

Потешка «Курочка – рябушечка, куда ты пошла?»

   Познакомить детей с потешкой. Формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существитель-

ных. Продолжать учить детей правильно держать карандаш, рисовать прямую, горизонтальную линию. Развивать мелкие мышцы пальцев рук, память, внимание.

 

2

«Рыжая лисичка».

    Помочь детям запомнить потешку. Формировать умение ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным при построении предложения. Развивать координацию движений и речь.

 

3

«Где же наши ручки?»

   Повторить знакомые потешки «Курочка – рябушечка, куда ты пошла…»; «Рыжая лисичка». Формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных, грамотно строить предложения.

 

4

Потешка «Бабушка старенька…»

   Познакомить детей с потешкой. Упражнять в выразительном чтении её. Развивать тонкую моторику, подвижность артикуляционного аппарата.

 

 

 

 

Декабрь.

 

тема

задачи

1

«Что сначала, что потом?»

   Формировать у детей умение выделять начало и конец действия и правильно называть их. Упражнять детей в катание маленького мяча по столу круговыми движениями.

 

2

«Прятки».

   Учить детей правильно использовать в речи предлоги с

пространственным  значением (в, на, под, около). Развивать слуховое и зрительное внимание, память. 

 

3

«Найди пару».

   Формировать умение соотносить найденный предмет с образцом. Развивать зрительное внимание, речевую активность. Воспитывать самостоятельность.

 

4

Потешка «Наша Маша маленька…»

   Помочь детям запомнить содержание потешки. Учить ориентироваться в пространстве относительно себя, прокатывая мяч ладошкой по столу: взад – вперёд, вправо – влево.

 

 

 

 

Январь.

 

тема

задачи

 

                                                     Рождественские каникулы.

1

Потешка «Наша Маша маленька…»

  Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки. Развивать умение читать наизусть потешку, тонкую моторику рук.

 

2

«Как на тоненький ледок,

Выпал беленький снежок».

  Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.     Формировать умение выделять начало и конец действия и правильно называть их.  Развивать внимание, память.

 

3

Потешка «Сова, совинька, сова …»

  Познакомить детей с  потешкой. Помочь детям запомнить текст. Формировать умение находить ошибки в описании и исправлять их. Развивать координацию речи и движений.

 

 

 

 

Февраль.

 

тема

задачи

1

«Кто что умеет делать?»

 Формировать умение подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Развивать умение читать потешку, составлять изображение предмета из частей.

 

2

Потешка «Собака на кухне,

пироги печёт…»

  Познакомить детей с потешкой. Формировать умение выделять объект и его основной признак. Развивать речевую активность. Поддерживать интерес к играм с мелкими мячиками разной фактуры (гладкие,  с шипами).  

 

3

«Где что можно делать?»

 Формировать умение использовать в речи глаголы.  Развивать артикуляционный аппарат, силу голоса,  мелкую моторику, зрительное внимание, память.  Упражнять в рисовании волнистых, ломаных, длинных,  горизонтальных линий.

 

4

«Назови, что это, и скажи какой»

Формировать умение выделять объект и его основной признак в двух предложениях, связанных цепной местоименной связью. Развивать речевой аппарат, внимание, память. Закреплять умение правильно держать карандаш.

 

 

 

 

Март.

 

тема

задачи

1

Потешка «Баю – баю, баю- бай…»

Продолжать знакомить детей с русским народным фольклором. Учить детей внимательно слушать и чётко выговаривать слова.  Формировать умение строить высказывание из двух предложений связанных между собой по смыслу.

 

2

«Кто позвал?»

 Способствовать развитию умения читать потешку громко. Формировать умение составлять элементарное описание, содержащее название объекта и один из его признаков. Развивать мелкую моторику, фантазию.   

 

3

 Потешка «Чики- чики – чикалочки…»

Познакомить с потешкой. Формировать умение выделять глагольный ряд, на основе которого выстроен сюжет. Развивать кругозор, внимание, память.

 

4

«У кого кто?»

Формировать умение составлять описание игрушки вместе с воспитателем. Развивать  силу голоса, мелкую моторику, память, внимание.

 

 

 

 

Апрель.

 

тема

задачи

1

Потешка «Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт…»

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Формировать умение составлять описание игрушки с помощью воспитателя. Развивать память, внимание, мелкую моторику.

 

2

«Кто знает, пусть продолжает».

 Формировать у детей умение составлять рассказ по заданной схеме с помощью воспитателя. Упражнять детей в умении правильно держать карандаш. Развивать мелкую моторику, речевую активность.

 

3

Потешка «Солнышко, вёдрышко…»

Учить детей  логично выстраивать сюжетную линию повествования с опорой на картинки. Развивать координацию движений, речевую активность.

 

4

«Кот Васька».

Формировать у детей умение логично выстраивать сюжетную линию повествования. Развивать внимание, память.  Активизировать словарь по теме: «Рыбы».

 

 

 

 

 

Май.

 

тема

задачи

1

Потешка «Сел комарик под кусточек…»

Познакомить детей с потешкой. Развивать у детей память, внимание, координацию речи и движений. Формировать представление о насекомых.

 

2

«Козлята и зайчик».

  Формировать умение придумывать окончания текста по заданному началу. Развивать у детей внимание, память, тонкую моторику рук.  

 

3

Закличка: «Дождик, дождик, веселей!»

Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора. Формировать умение составлять коллективное повествование. Развивать у детей мелкую моторику.

 

4

«Теремок».

 Формировать умение составлять описание предмета. Развивать у детей активность, смелость, силу голоса, эмоциональный отклик.  Воспитывать желание внимательно слушать знакомые потешки.

 

 

 

Список литературы.

 

1.        Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой. М. А . Васильевой.

2.        «Придумай слово» Л. С. Ушакова.

3.        «Мяч и речь» Т. А. Воробьёва. О. И. Крупенчук.

4.        «Дидактические игры в детском саду» А. К. Бондаренко.

5.        «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников» Е. И. Удальцова

6.        «Правильно ли говорит ваш ребёнок» А. И. Максаков.

7.        «Энциклопедия детского фольклора» под ред. Н. Астаховой.