Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6778 Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей среднего дошкольного возраста.

Опубликовано 24.11.2021

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Москаленского муниципального района Омской области детский сад «Радуга»

 

Проект

«Формирование элементарных  математических представлений посредством дидактических игр у детей среднего дошкольного возраста»

 

 

 

 Воспитатель:

Баканова Е.А.

 


 

 

2021-2022 год.

 

Тема: Формированию элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей среднего дошкольного возраста.

Актуальность:

 Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.  Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры способствуют в решении многих задач в индивидуальной работе с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.

Цель:

 Внедрить в образовательный процесс дидактические игры с математическим содержанием.

Задачи:

-Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету

-Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).

 

Участники проекта: Воспитатель, дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет), родители.

Тип проекта: Долгосрочный.

Сроки реализации: октябрь-апрель

Ожидаемый результат: Положительная динамика мониторинга формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Основные принципы реализации проекта:

- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);

- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

- Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);

- Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил)

Основные направления работы:

- изучить специальную научно-методическую психолого-педагогическую литературу по использованию математических игр в дошкольном возрасте;

- подготовить методический материал, план работы;

- провести педагогический мониторинг образовательной деятельности детей группы по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП);

- разработать картотеку занимательных математических игр.

- использовать развивающие математические игры на занятиях по познавательному развитию, на прогулках, в свободной деятельности детей;

-организовать предметно – развивающую среду;

- работа с родителями (проведение открытых занятий, анкетирование, консультации).

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

Первым шагом внедрения в практику работы проектного метода началось с изучения современных методик и технологий по данной теме.

Подбор материала, составление тематического планирования, изготовление дидактических игр (см. приложение №1).

Собрана подборка стихов о числах, геометрических фигурах, задачи в стихах (см. приложение №2).

- Консультации для родителей (см. приложение№3).

- Педагогический мониторинг на начало проекта.

2 этап. Основной

- проведения занятий с использованием дидактических игр;

- проведение индивидуальных занятий;

- самостоятельная игровая деятельность детей;

- консультации для родителей;

- Организации предметно-познавательного пространства в группе.

3 этап. Заключительный

  1. Открытое занятие для родителей
  2. Презентация для родителей за период проекта.

 

 

Тематическое планирование для использования дидактических игр на занятиях по ФЭМП

Октябрь-Апрель

Тема

Задачи

Материал

 «Геометрические фигуры. Круг, квадрат, треугольник».

Учить находить предметы в форме круга, квадрата, треугольника, вырезать круг из квадрата.

Магнитная мозаика; Сложи квадрат; Цветные сарафаны;

Найди пару;

Рамки и вкладыши Монтессори.

Геометрические фигуры (прямоугольник)

Познакомить с прямоугольником; учить различать квадрат и прямоугольник, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Логические блоки Дьеныша

Числа 1, 2. Геометрические фигуры

Познакомить с цифрами 1, 2; учить считать до 2, сравнивать предметы; способствовать запоминанию геометрических фигур, умению узнавать и называть их (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник).

Магнитная азбука (цифры, знаки);

Логические блоки Дьеныша;

Изучаем цифры (развивающая игра)

 «Геометрическая фигура-овал. Счет до 2».

Познакомить с овалом, учить считать до 2.

Д/и «Магнитная азбука (цифры, знаки)»;

Д/и «Цветные сарафаны»;

Счет до 2. Порядковые числительные. Геометрические фигуры».

Упражнять в счете до 2, познакомить с порядковыми числительными «первый», «второй», учить различать геометрические фигуры.

Д/и «Логические кубики Дьеныша»;

Д/и «Изучаем цифры» (развивающая игра)

« Число 3. Порядковый счет до 2».

Познакомить с образованием числа 3 и цифрой 3; упражнять в назывании числительных (первый, второй); учить ориентироваться в пространстве.

Д/и «Изучаем цифры» (развивающая игра)

Магнитная азбука (цифры, знаки)

«Куб. Счет в пределах 3.»

Познакомить с геометрической фигурой – кубом, упражнять в счете в пределах 3

Д/и «Изучаем цифры» (развивающая игра)

Магнитная азбука (цифры, знаки)

Геометрические фигуры.

«Счет в пределах 3.»

Упражнять в назывании и нахождении предметов разной формы, тренировать в счете до 3.

Д/и «Изучаем цифры» (развивающая игра)

Магнитная азбука (цифры, знаки)

«Шар. Порядковый счет до 3».

Познакомить с геометрической фигурой- шаром, с порядковым числительным

Д/и «Изучаем цифры» (развивающая игра)

Магнитная азбука (цифры, знаки)

Геометрические фигуры

"Число и цифра 4. Порядковый счет до 3."

Познакомить с цифрой 4; учить считать до 4; упражнять в порядковом счете до 3, в нахождении и назывании геометрических фигур.

Д/и «Изучаем цифры» (развивающая игра)

Магнитная азбука (цифры, знаки)

«Счет в пределах 4. Порядковый счет до 4. Геометрические фигуры»

Упражнять в счете до 4, учить порядковому счету до 4, закрепить названия геометрических фигур.

Д/и «Изучаем цифры» (развивающая игра)

Магнитная азбука (цифры, знаки)

Геометрические фигуры

«Геометрические фигуры. Счет до 4.»

Упражнять в нахождении геометрических фигур, в счете до 4, порядковому счету до 4

Д/и «Изучаем цифры» (развивающая игра)

Магнитная азбука (цифры, знаки)

Геометрические фигуры

"Ориентирование в пространстве. Счет до 4."

Тренировать в счете до 4, в ориентировке в пространстве, в нахождении геометрических фигур.

Д/и «Изучаем цифры» (развивающая игра)

Магнитная азбука (цифры, знаки)

Д/и «Точечки»

 

 " Цифра 5".

 

 

Упражнять в нахождении геометрических фигур в формах предметов; познакомить с числом и цифрой 5.

Д/и «Изучаем цифры» (развивающая игра)

Магнитная азбука (цифры, знаки)

Д/и «Точечки»

 «Геометрические фигуры. Счет до 5. Цифра 5.»

Упражнять в нахождении геометрических фигур в предметах, в счете до 5.

Магнитная мозаика

Д/и «Изучаем цифры» (развивающая игра)

Магнитная азбука (цифры, знаки)

Д/и «Точечки»

«Счет до 5. Понятия: низкий-высокий, длинный-короткий».

Упражнять в нахождении и определении геометрических фигур, в счете до 5, учить сравнивать предметы по высоте и длине.

Д/и «Изучаем цифры» (развивающая игра)

Магнитная азбука (цифры, знаки)

Палочки Кюизенера

" Счет до 5. Порядковый счет до 5. Сравнение предметов по ширине и длине".

Упражнять в счете до 5; познакомить с порядковым счетом до 5; учить сравнивать предметы по длине и ширине.

Д/и «Изучаем цифры» (развивающая игра)

Магнитная азбука (цифры, знаки)

Палочки Кюизенера

«Геометрические фигуры. Порядковый счет до 5. Понятия: тоньше-толще».

Упражнять в нахождении геометрических фигур, в порядковом счете до 5, учить сравнивать предметы по толщине.

Логические блоки Дьеныша

Д/и «Изучаем цифры» (развивающая игра)

Магнитная азбука (цифры, знаки)

Палочки Кюизенера

«Счет до 5. Геометрические фигуры. Понятия: больше-меньше, короче-длиннее».

Упражнять в счете до 5, в нахождении геометрических фигур в изображениях предметов, в сравнении предметов по длине и размеру.

Логические блоки Дьеныша

Д/и «Изучаем цифры» (развивающая игра)

Магнитная азбука (цифры, знаки)

Палочки Кюизенера

«Геометрические фигуры».

Учить сравнивать предметы по высоте и длине, находить предметы разных геометрических форм, познакомить с полукругом

Логические блоки Дьеныша

Д/и «Большой, маленький»

"Выше - ниже".

Учить сравнивать предметы по высоте; повторить название геометрических фигур

Логические блоки Дьеныша

Палочки Кюизенера

«Геометрические фигуры. Длинный-короткий, выше-ниже. Счет до 5»

Упражнять в нахождении геометрических фигур, в счете до 5, учить сравнивать предметы по длине.

Логические блоки Дьеныша

Д/и «Изучаем цифры» (развивающая игра)

Магнитная азбука (цифры, знаки)

Палочки Кюизенера

«Сравнение предметов по ширине и по длине. Счет до 5.»

Учить сравнивать предметы по длине и ширине, называть геометрические фигуры в рисунке, упражнять в счете до 5.

Логические блоки Дьеныша

Д/и «Изучаем цифры» (развивающая игра)

Магнитная азбука (цифры, знаки)

Палочки Кюизенера

«Геометрические фигуры. Счет до 5».

Учить находить лишнее в группе предметов, одинаковые предметы, выполнять задания на счет до 5.

Логические блоки Дьеныша

Д/и «Изучаем цифры» (развивающая игра)

Магнитная азбука (цифры, знаки)

«Геометрические фигуры. Ориентирование в пространстве. Счет до 5.»

Упражнять в нахождении геометрических фигур, в счете до 5, учить ориентироваться в пространстве

Логические блоки Дьеныша

Д/и «Изучаем цифры» (развивающая игра)

Магнитная азбука (цифры, знаки)

«Геометрические фигуры. Счет до 5. Ориентирование в пространстве».

Упражнять в счете до 5, в пространственном ориентировании

Логические блоки Дьеныша

Д/и «Изучаем цифры» (развивающая игра)

Магнитная азбука (цифры, знаки)

«Геометрические фигуры, счет до 5»

Упражнять в нахождении геометрических фигур, развивать внимание, тренировать счет до 5

Логические блоки Дьеныша

Д/и «Изучаем цифры» (развивающая игра)

Магнитная азбука (цифры, знаки)

Палочки Кюизенера

Рамки и вкладыши Монтессори

       

 

 

 

Годовые задачи на 2020-2021 учебный год

 

 

 1. Повышение компетентностей педагогов через реализацию Индивидуальных программ профессионального развития.

2. Совершенствовать работу по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» через различные виды деятельности.

 3. Внедрение в образовательный процесс парциальных программ в части экономического воспитания дошкольников (элементы финансовой грамотности).