Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7463 Театрализованная деятельность в речевом развитии детей раннего возраста.

Опубликовано 03.11.2022
Володина Галина Николаевна
ГКУЗ ВО«Муромский дом ребенка специализированный»
воспитатель

Театрализованная деятельность в речевом развитии детей раннего возраста.

 
Цель: Формирование интереса детей к театрально-игровой деятельности, обогащение пассивной и активизация разговорной речи воспитанников.
Задачи:  
  • Создание условий, обеспечивающих нравственное здоровье воспитанников, условий развития речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности.
  • Приобщение детей к театральной культуре (знакомство с разными видами театра).
  • Формирование у детей раннего возраста простейших образно-выразительных умений (умение имитировать характерные движения сказочных животных).
  • Поддержание интереса к кукольным и драматическим спектаклям.
  • Развитие умения сопереживать.
 
 
Театр – это волшебный мир,
в котором ребенок радуется,
а играя, познает окружающее...
О. П. Радынова
Актуальность
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса,
совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Малыши третьего года жизни быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной.
Резко увеличивается способность подражать, воспроизводить услышанное. Речь становится средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание.
Дети хорошо понимают все, о чем говорит с ними взрослый, что касается их непосредственного окружения, связано с переживаниями детей.
 
Условия организации театральной деятельности:
 
  • Создание полноценной развивающей среды
  • Использование здоровьесберегающих технологий
  • Личностно-ориентированная модель обучения
  • Объединение усилий педагогического коллектива с целью развития речи детей раннего возраста
  Формы организации театрализованной деятельности
  • Пальчиковые игры
  • Фланелеграф
  • Кукольные спектакли
  • Игры с пальчиковыми куклами
  • Инсценирование потешек, стихов
  • Игра -драматизация по народным сказкам
 
Речь ребенка и различные виды театра:
 
Пальчиковый театр
• способствует развитию речи, внимания, памяти
• формирует пространственные представления
• развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений
• повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
• стимулирование кончиков пальцев,
• движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития
Театр на перчатке
оказывает потрясающее терапевтическое воздействие:
 помогает бороться с нарушениями речи, неврозами.
• помогает справится с переживаниями, страхами.
• перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Театр картинок и фланелеграф или сказки на магнитах
 
• развивают творческие способности
• содействуют эстетическому воспитанию
• развивают ловкость, умение управлять своими движениями,
 концентрировать внимание на одном виде деятельности.
 
• действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи
 
Настольный театр
 
• помогает учить детей координировать движения рук и глаз
• сопровождать движения пальцев речью
• побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
 
Театр – топотушки
• помогает расширять словарный запас,
подключая слуховое и тактильное восприятие.
• знакомит с народным творчеством.
• обучает навыкам общения, игры, счета.
Театр кукол Би-ба-бо
 
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
 
Конусный настольный театр.
 
  • помогает учить детей координировать движения рук и глаз
  • сопровождать движение пальцев речью
  • побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи
 
     Театр масок
 
Способствует развитию психофизических способностей, помогает развивать воображение, творческие способности, мышление, память.
 
Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра – драматизация.
Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных так и воображаемых ситуациях.
Театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей.
Театрализованная деятельность – это...не просто игра!
Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.