Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7476 Проект по финансовой грамотности «Маленький финансист»

Опубликовано 10.11.2022

Тимушева Валентина Анатольевна

МАДОУ «Детский сад №57»

Г. Сыктывкар

Воспитатель


 

Проект

по финансовой грамотности

«Маленький финансист»

 

Выполнила:

Тимушева В.А.

 

Паспорт проекта

Тема проекта: «Маленький финансист»

Автор: воспитатель – Тимушева Валентина Анатольевна

Тип проекта: краткосрочный, групповой

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители

Возраст участников: 4-5 лет

Сроки реализации: ноябрь 2022 год

Проблема: помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, семейный бюджет, деньги, товар, заработная плата, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Актуальность: Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Гипотеза: финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Цель: заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.

Задачи:

  1. Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников.
  2. Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.
  3. Совершенствовать коммуникативные качества детей.
  4. Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  5. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
  6. Получение навыков совершения реальной покупки в магазине.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Форма работы:

  1. Беседа, обсуждение
  2. Просмотр мультфильма, презентации
  3. Чтение художественной литературы
  4. Игровые ситуации
  5. Решение проблемных ситуаций
  6. Рассматривание картин
  7. Сюжетно-ролевая игра
  8. Продуктивная деятельность
  9. Настольные, дидактические игры

Ресурсное обеспечение:

  1. Компьютерное оборудование
  2. Современные денежные знаки
  3. Художественная литература: Г. Х. Андерсена «Свинья Копилка», К. И. Чуковский «Муха-цокотуха».
  4. Мультфильмы «Смешарики», презентация «Приключения мышат».
  5. Сюжетная картина «В магазине».
  6. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре.
  7. Материалы к аппликации.

Предполагаемые результаты (в ходе реализации программы планирую сформировать у детей следующие понятия и представления):

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  3. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  4. Не всё продаётся и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха семьи, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых вещей.

Продукт проектной деятельности: ЛЭПбук по финансовой грамотности, индивидуаль-ная работа «Моя первая копилка».

Этапы реализации проекта:

Организационный

  1. Знакомство с темой проекта
  2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  3. Выявление проблемы, цели и задачи проекта.
  4. Подбор методического материала по данной теме.
  5. Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  6. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  7. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.

Практический (в результате чего был реализован проект)

  1. Коммуникативная деятельность
  2. Изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр
  3. Чтение художественной литературы
  4. Просмотр мультфильма, презентаций
  5. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
  6. Художественно-эстетическая деятельность
  7. Игровая и познавательная деятельность
  8. Решение проблемных стуаций
  9. Работа с родителями

Заключительный

Подведение итогов реализации проекта в форме игры-спектакля «Денежкин домик», экономической игры «Магазин», анкетирование родителей «Мой ребёнок и финансовая грамотность», оформление стенда в родительском уголке  «Дети и деньги» обобщение и анализ результатов работы.

 

План работы с детьми и родителями (законными представителями):

1-я неделя ноября

  1. Беседа: «Деньги. Монета. Банковская карта».
  2. Ситуативный разговор: «Где хранятся деньги?».
  3. Знакомство с ЛЭПбуком.
  4. Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребёнка.
  5. Демонстрация детям слайд – презентации «История денег».

2-я неделя ноября

  1. Беседа: «История одной копилки».
  2. Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Свинья Копилка».
  3. Игра в пазлы (собери картинку).
  4. Продуктивная деятельность: «Моя первая копилка».
  5. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
  6. Консультации и рекомендации для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

3-я неделя ноября

  1. Беседа: «Профессия наших родителей»
  2. Дидактическая игра «Кто кем работает? Как заработать?»
  3. Игра «Разложи товар».
  4. Чтение «Три поросёнка».
  5. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».

4-я неделя ноября

  1. Беседа: «На что уходят деньги? (Расходы)»
  2. Игра «Не ошибись».
  3. Раскраски.
  4. Чтение рассказа «Как мы с мамой ходим в магазин (семейные покупки)».
  5. Игра-спектакль «Денежкин домик».

5-я неделя ноября

  1. Беседа: «Обсуждение пословиц и поговорок о деньгах»
  2. Игра на внимание: «Вопрос-ответ».
  3. Демонстрация детям слайд-презентации «История денег».
  4. Просмотр мультфильма «Смешарики».
  5. Анкетирование родителей: «Мой ребенок и финансовая грамотность».

 

Список литературы:

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  6. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  7. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  9. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
  10. Интернет ресурсы

https://www.minfin.ru/ru/document

https://dohcolonoc.ru/

http://e.stvospitatel.ru/