«Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто жить, готовясь, в детстве не живет».
С.Я. Маршак
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ СЮЖЕНТО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ДОУ. Плотникова Елена Васильевна МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 «Улыбка» учитель-дефектолог.
Согласно закону РФ «Об образовании» 2012 года и ФГОС ДО – период дошкольного детства ценен сам по себе, а не как этап подготовки к школе, ребенок должен его прожить интересно и полезно. Основная мысль ФГОС ДО заключается в «…создании благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.» (2, п.1.6) Сегодня дети с ОВЗ имеют равные права со своими сверстниками на достойное проживание периода дошкольного детства в социуме среди других детей, не смотря на ограничения в своем здоровье. Одним из главных содержательных компонентов программы воспитания и обучения дошкольников является социально-коммуникативное развитие. Социальная адаптация ребенка в обществе представляет собой процесс усвоения и дальнейшего развития ребёнком культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного существования в обществе. Дошкольный возраст является наиболее подходящим периодом для социальной адаптации. В старшем дошкольном возрасте закладываются основы поведения в обществе, соблюдения норм и правил, принятых в обществе. У дошкольников еще нет предвзятого отношения друг к другу, они способны принимать своих сверстников с ограниченными возможностями здоровья как равных, не обращая внимания на их дефекты, поведение и недостатки. В детском саду дети с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме, едином пространстве. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально познать мир, в котором ребенок может реализовать свой потенциал, свои возможности. Основная цель деятельности специалистов детского сада – сделать максимально эффективной социальную адаптацию детей в общество, обеспечить воспитанников общением со сверстниками и взрослыми, воспитать навыки социально адекватного поведения, в конечном итоге сделать жизнь детей эмоционально насыщенной, продуктивной и радостной. Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольника, его способ знакомиться с миром и самим собой. Сюжетно-ролевая игра – идеальна для приобретения социальных навыков. Через игру дети учатся общаться с окружающими, понятно излагать желания, просьбы, договариваться, у них формируются навыки культурного поведения. Поэтому для решения задачи развития у детей социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, коллективных взаимоотношений так важно использовать сюжетно-ролевую игру. К концу дошкольного возраста дети должны овладеть самостоятельной сюжетно-ролевой игрой. Они должны объединяться между собой по собственной инициативе, сами определять и разворачивать игровой сюжет, брать на себя соответствующие роли, выполняя те или иные игровые действия. Для того что бы дети на овладели игровыми навыками требуется систематическое и умелое руководство ею со стороны воспитателя даже у дошкольников нормы. А у детей с ОВЗ сюжетно-ролевая игра без направляющей роли взрослого или педагога и вовсе не формируется. Сюжетно-ролевая игра воспитанников с ОВЗ имеет свои особенности, связанные с теми или иными отклонениями в здоровье, индивидуальным психо — физическим уровнем развития. Так игра ребенка с ОВЗ непродолжительна, поверхностна, эмоционально бедна, а высшая форма игры сюжетно-ролевая самостоятельно у детей с интеллектуальными нарушениями не формируется. Перед педагогом стоит задача постепенного введения такого ребенка в мир игры, обучение его различным игровым приемам, использованию вариативных средств общения со сверстниками. При этом важно соблюдать этапность в формировании сложного механизма сюжетно — ролевой игры. Для начала использовать несложные, короткие игровые моменты предметами обихода и игрушками (покормить куклу, помыть посуду, проехать на машине, заехать в гараж, пойти в гости и т. д.). Педагог должен постоянно комментировать все действия, показывать их наглядно, не сильно загружая разнообразием. Переходя у детей с ОВЗ от предметной к сюжетно-ролевой игре необходимо применять личностный, дифференцированный подход к каждому ребенку. Для детей с интеллектуальным недоразвитием целесообразно начинать игру на близком и понятном им материале, максимально охватывая тот круг знаний, который им знаком из повседневной жизни. Поэтому знакомство с сюжетно-ролевыми играми мы начинаем с игры «Семья». Они ежедневно видят, что делает мама (готовит еду, наводит порядок, укладывает спать малыша) и играть мы начинаем именно с этого, затем постепенно добавляем игру в «Магазин» (нам необходимо сделать покупки, чтобы приготовить обед), «Автобус» (знакомим с правилами пользования общественным транспортом и правилами безопасности на дороге), «Больница» и т.п. Так постепенно игра «Семья» дополняется новыми сюжетами. На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство. Дети с ОВЗ, так же, как и дети с нормой, могут оказаться в различной ситуации, опасной для здоровья, жизни, поэтому мы через игру обучаем правилам поведения, связанным с жизнью человека в обществе, мы обыгрываем несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формируя умение ориентироваться на самостоятельное принятие решений. В процессе обучения детей той или иной игре необходимо помогать им вести диалоги, приходя на помощь всякий раз, когда дети затрудняются сами выразить свою просьбу, желание, мысль в словесной форме. Чтобы научить общаться во время игры, строить диалоги необходимо вовлекать детей с ОВЗ в игры с детьми с нормой развития. У ребенка, имеющего проблемы с развитием интеллектуальной сферы, игра по началу – это узкое отражение семейного быта. Дети предпочитают играть молча, не комментируя свои действия, необходимо спрашивать, что он делает. Для дальнейшего развития игрового опыта ребенка предлагаем параллельные сюжеты, привлекаем детей с нормой в развитии. Например, предлагаем девочкам прийти к нему в гости или «водителей» мальчишек зовём на обед. Таким образом, при видимой изоляции от сверстников ребенок вынужден строить с ними диалог, участвовать в развитии какого-то игрового сюжета, что способствует развитию его игрового опыта и социализации в целом. У категории детей с РАС сюжетно-ролевая игра имеет еще большие особенности. Так как связи с миром у ребенка с РАС нарушены, ему не удается естественное усвоение закономерностей социальной жизни. «В отличие от обычных сверстников аутичные дети надолго «застряют» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками — привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета, гладкая лакированная поверхность, звук.» Развитие сюжетно-ролевой игры, требующей принятия на себя определенной роли и действия в соответствии с ней, у детей с РАС затруднено, а часто невозможно без специальной коррекционной работы. В организации работы с детьми, имеющими РАС, советуем ознакомиться с книгой Е. Янушко «Игры с аутичным ребенком». В работе с дошкольниками имеющими аутистические проявления не следует ставить больших целей, часто у них вообще не формируется совместная игра со сверстниками. Порой адекватные действия с предметами, появление незначительного интереса к игре и сверстнику как партнеру по игре, является огромным достижением для такого ребенка. Игра с другими детьми, как обычно происходит в норме, сначала недоступна аутичному ребёнку. На начальном этапе обучения с ребёнком, а иногда и «за ребенка» играет взрослый. И лишь после долгой, кропотливой и поэтапной работы можно подключать воспитанника к играм с другими детьми. Поэтому для ребенка с РАС для развития элементов сюжетно-ролевой игры достаточно поставить такие задачи:
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений посредством игры, мягкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей приносят, и будут приносить результаты. Сюжетно – ролевая игра под четким, продуманным руководством педагога — способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка с ОВЗ в реальной жизни.
Список используемых источников.
|