Гостеприимство народов Южного Урала
Клевчук И.В.
воспитатель первой категории
Радионова Н.А.
воспитатель первой категории
МБДОУ ДС №481 Калининский район г. Челябинск
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». ( Э.К. Суслова.)
Челябинская область многонациональна, на ее территории проживают представители более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы и др. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, дошкольники и их родители должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и заметных личностей своего и других народов, внесших вклад в социально-экономическое, культурное развитие региона, известных в России и мире. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».
С раннего возраста ребенок живет в родной национальной среде, воспитывая в себе культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа, хранителем и продолжателем традиций. Дети разных национальностей должны иметь представления о культуре и быте, жизни другого народа доступное их возрасту.
Исходя из годовой темы нашего ДОУ на 2017-2018 учебный год - «Этикет…..», мы определили тему работы по внедрению регионального компонента в образовательный процесс «Гостеприимство народов Южного Урала».
Подходы других исследователей к решению подобной задачи найдены не были.
На основании темы исследования была поставлена цель – познакомить детей с особенностями гостеприимства народов Южного Урала. Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
¾ расширить знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, культуре и традициях
¾ приобщать детей и родителей к совместной работе по представленной теме;
¾ сотрудничать с родителями по теме исследования в рамках «Игрой пятницы»;
¾ воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру;
¾ дать представление о национальных особенностях встречи и провода гостей, национальных блюдах, правилах поведения в гостях;
¾ познакомить с важными праздниками в каждой их выбранных национальностей;
Работа по выбранной теме проходила в несколько этапов.
Подготовительный этап включал в себя: подбор методической и художественной литературы, фотоматериалов, иллюстраций и схем, видеоматериалов, посещение городского краеведческого музея, опрос-беседа с детьми; знакомство родителей с планом предстоящей работой по гостеприимству народов Южного Урала.
В качестве основных форм реализации проекта были использованы: беседы, проблемные ситуации, инсценировка и театрализация сказок, аппликация и поделки, разучивание стихов и поговорок, сюжетно-ролевые игры, создание фотоальбома и книги кулинарных рецептов.
Раскроем самые яркие занятия для нас, и самые интересные и запоминающиеся для детей. Одно из таких, вводное занятие – беседа о «Истории заселения Урала», целью которого было закрепить знания детей о том, что на Урале живут люди разных национальностей, познакомить детей с историей башкирского, татарского, русского народа, местом их проживания на Урале, основными видами хозяйствования. Дети заинтересованно слушали, отвечали на вопросы и давали ответы, опираясь на собственные знания о своей национальности.
Интересными и необычными для детей стали занятия в рамках еженедельного мероприятия ДОУ «Игровая пятница». !!! В рамках «Игровой пятницы» родители организовывали занятия о своей национальности, здесь были и беседы, опирающиеся на легенды и сказки, презентации, организации сюжетно-ролевых игр, проблемные ситуации. Родители с удовольствием освежили свои знания в области национальной культуры и традиций, а дети с неподдельным восторгом и изумлением впитывали всю поступающую новую информацию и стали непосредственными участниками всего процесса. После цикла данных занятий ребята самостоятельно находили сходства и различия между встречей и проводом гостей, правилами поведения хозяина и гостя, особыми приметами во время встречи гостя и после его ухода. Решено было дополнительно, для удобства, составить опорные схемы по каждой из народностей для рассказа о правилах гостеприимства. Группа ДОУ многонациональна, поэтому мы познакомились с традициями гостеприимства многих народов: русских, татар, башкир, казахов, украинцев, азербайджанцев, армян, немцев, евреев, белорусов.
Следующей, не менее интересной работой над темой «Гостеприимство народов Южного Урала» было создание аппликации «Коврик для гостей». Как известно, у каждого народа есть свои уникальные узоры, главным предназначением которого является украшение вещи, на которую этот элемент нанесен. О происхождении искусства орнаменталистики мало сведений, так как его использование началось за много веков до нашей эры. Орнаменты разных народов различаются индивидуальностью восприятия предметов и окружающей среды. У разных этносов одни и те же символы предстают по – разному. При этом была проведена совместная работа с родителями по поиску узоров и их значением, особенностью элементов. Таким образом, каждый из детей смог создать свой уникальный ковер для гостей, наделив каждый узор смыслом, а всю аппликацию целой историей. А благодаря выбранной форме, у всех участников проекта получились яркие, красочные, многослойные живые работы.
Хотелось бы затронуть еще одну форму работу – создание кулинарной книги рецептов народов Южного Урала. Какое же гостеприимство без традиционных блюд и угощений? В эту книгу мы с ребятами собрали самые популярные рецепты разных народов - здесь и знаменитый украинский борщ и малоизвестные еврейские сладости – тейглех, огромное разнообразие первых, вторых и третьих блюд для каждой национальности. В ходе работы над книгой рецептов у участников проекта формировалось чувство уважения к культуре своего народа и традициям других народов, связанных с питанием и здоровьем, понимание самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям через ознакомление с национальной кухней.
На заключительном этапе мы провели мероприятие «Ярмарка угощений», где ребята и оформление фотовыставки по теме.
Традиции русского государства отражены в русских народных сказках: «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Муха цокотуха», «Винн-пух» на примере сказочных персонажей воспитывать уважение к окружающим людям, закреплять правила приема гостей.
Аааа вавп включала в себя первый заселенцах территории, национальный состав, их обычаи, культуру и традиции.