Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7533 Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Животный мир родного края – Югры» и презентация к проекту.

Опубликовано 28.11.2022

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад №37 «Колокольчик»

 

 

Познавательно-исследовательский проект

«Животный мир родного края - Югры»

СКАЧАТЬ (презентация)

 

 

Воспитатель: Е.А.Жарникова

 

 

г. Сургут

1. Краткая аннотация проекта

Проект «Животный мир родного края - Югры» был организован на базе разновозрастной группы от 4 до 6лет №10 «Незабудки». Проект включал в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный. Срок проведения: ноябрь 2021 года.

Основная цель проекта «Животный мир родного края - Югры» - формирование представлений о диких животных Ханты-Мансийского автономного округа.

Задачи:

  1. Формировать представления о жизни диких животных в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: особенности строения, как передвигаются, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
    1. Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отноше­ние к миру природы и окружающему миру в целом.
    2. Вовлекать родителей в совместную работу по экологи­ческому воспитанию детей.

Во время проведения проекта дети совместно с педагогом, с родителями работают с различными источниками информации (дидактические пособия, иллюстрированные журналы, энциклопедии, дидактические игры, материалы сети Интернет и др.)

Итогами проекта «Животный мир родного края - Югры» является: выставка рисунков «Дикие животные», иллюстрированный альбом «Животный мир Югры»,  коллаж «Животные тайги»,  презентация проекта педагогической и родительской общественности.

Планируем на следующий учебный год продолжить работу над проектом и углубить изучение птиц, которые обитают в Ханты-Мансийском автономном округе.

 

2. Пояснительная записка.

         Актуальность проекта  заключается в том, что бы  познакомить детей с многообразием животного мира Ханты – Мансийского автономного округа, характерными признаками внешнего вида, подвести к тому, что природа и её обитатели - это живая часть мира, которую нужно беречь, любить и радоваться ей, экологическое содержание дети осваивают в различных видах деятельности – беседах, дидактических играх, в художественно – продуктивной деятельности, в процессе наблюдений, при ознакомлении с художественной литературой.

Природа сегодня ос­тается важнейшим условием и источником жизнедеятельности человека. Однако уровень отношений общества с природой приближает человечество к необратимым последствиям, которые несут уг­розу человеку и нашему общему дому - Земле. Чтобы сохра­нить нашу планету, взрослые должны с раннего возраста воспи­тать у детей чувство восхищения красотой природы, сострада­ния и желание ее беречь.

Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны занимать педагоги и родители. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к окружающему миру, передавать его в рассказах, рисунках, желании беречь и охранять природу края.

Именно поэтому экологическое  воспитание, в основе которого лежит оказание помощи ребенку в осознании себя как части природы, пробуждении у него стремления к пониманию, преобразованию, сохранению окружающей природы, ее животного мира в дошкольном образовательном учреждении наиболее актуальны.

Работа по экологическому образованию должна быть направлена на накопление у детей знаний в непринужденной атмосфере творчества, игре, радостных открытиях, способствующих ознакомлению детей с животным миром Югры, формированию представлений об экологически сообразном поведении в природе.

 

3. Цели и задачи проекта

Цель проекта: формирование представлений о диких животных Ханты-Мансийского автономного округа.

Задачи проекта:

  1. Закрепить знания детей о жизни диких животных в условиях югорской тайги: особенности строения, как передвигаются, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
    1. Воспитывать бережное, заботливое отноше­ние к животным и окружающему миру в целом.
    2. Вовлекать родителей в совместную работу по экологи­ческому воспитанию детей.

 

 

4. Участники:

воспитанники группы, воспитатели, родители.

 

5. Основное содержание проекта

Вид проекта: педагогический.

По времени проведения: краткосрочный.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Основные направления реализации проекта:

- экологическое воспитание (беседы, занятия, экскурсии в музеи города, игры, опыты, игровые упражнения,  использование моделей, наблюдения).

- речевое развитие (проблемные и познавательные вопросы, составление рассказов о диких животных по схемам, таблицам, отгадывание загадок о животных).

- игровая деятельность (словесные игры, настольно-печатные игры, дидактические игры).

- физическое развитие (подвижные игры).

- художественно – эстетическое развитие (оформление выставки рисунков, составление коллажа).

- художественная литература (чтение рассказов, сказок, стихотворений о животных)

- сотворчество детей и родителей (оформление выставки рисунков, иллюстрированного альбома);

 

В основу  педагогического проекта положены следующие принципы:

  1. Принцип научности. Усвоение знаний детьми правильно отражает действительность с помощью экспериментирования.
  2. Принцип наглядности предусматривает непосредствен­ное наблюдение окружающей действительности.
  3. Принцип доступности. Содержание, характер и объем учебного материала соотносятся с уровнем развития и подго­товленности детей.
  4. Принцип развивающего обучения. В основе лежит зако­номерность, согласно которой обучение - движущая сила це­лостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также форми­рования способностей, интересов, склонностей.
  5. Принцип последовательности. Новые знания опираются на ранее полученные, с последующим усложнением.
  6. Принцип поддержки детской активности, исследовательского интереса и любопытства.Необходимо стремиться,  не только пе­редать инициативу ребенку, но и поддержать ее, т.е. помочь во­плотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справить­ся с возникающими трудностями.

 

 

6.Ресурсы или условия реализации проекта

       Временные: ноябрь 2021 год

       Информационные: учебно-дидактический комплекс по экологическому воспитанию дошкольников, наглядно-дидактические материалы, литература, альбомы, журналы.

      Материально-технические: интерактивная доска, пособия по экологическому вос­питанию; дидактические, демонстрационные и раздаточные материалы; сюжетные и предметные картинки; иллюстрации и картины про животных; методическая, детская художественная литература по экологическому вос­питанию и краеведению.

 

7. Партнеры.

Родители

Музей

Интернетресурсы

 

8. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).

 

Этапы реализации

проекта

Сроки реализации

Мероприятия

Ответственные

1 этап

Подготовительный

23.10.21г

Изучение уровня знаний детей по теме «Дикие животные ХМАО-Югры»

Цель: изучить актуальные знания детей о диких животных ХМАО-Югры

Воспитатели

23.10.21г

Подбор методической, художественной литературы по теме проекта

Цель: подготовить информационное обеспечение проекта

Воспитатели

23.10.21г

Планирование работы над проектом

Воспитатели

2 этап – основной

01.11.21г

Беседа «Дикие животные леса»

Цель: Уточнить и расширить знания детей о диких животных леса

Воспитатели

 

03.11.21г

Д/и «Чьи детеныши?», «Назови родителей» Цель: Активизировать в речи названия диких животных и их детёнышей

Воспитатели

 

06.11.21г

Чтение рассказов Е. Чарушина «Про зайчат», «Лисята».

Цель: Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову

Воспитатели

 

07.11.17г

П/игры «Бездомный заяц», «Важенка и оленята»

Цель: Познакомить детей с некоторыми повадками диких животных

Воспитатели

 

 

08.11.21г

Рисование «Северный олень»

Цель: Учить рисовать животных, передавая их характерные особенности. Развивать воображение.

Воспитатели

 

09.11.21г

Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами».

Д/и «Кто, где живет?»

Цель: Развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков

Воспитатели

 

10.11.21г

 

Викторина «Отгадай-ка»

Цель: Учить детей отгадывать загадки о диких животных, построенные на описании и сравнении

Воспитатели

 

13.11.21г

Консультация для родителей

«Животный мир Югры»

Цель: Познакомить родителей с требованиями программы по теме «Дикие животные»

Воспитатели

 

 

15.11.21г

Совместная деятельность детей и родителей по созданию рисунков «Лесные жители тайги», альбома «Животный мир Югры».

Цель: Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Учить применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности

Воспитатели

3 этап – заключительный

20.11.21г

Составление коллажа «Животные Югры»

Цель: Обобщить и систематизировать знания о диких животных ХМАО. Формировать устойчивый интерес к живой природе.

Воспитатели

 

 

24.11.21г

Выставка детских работ

Цель: Представить результаты совместного

творчества детей и родителей

Воспитатели

 

30.11.21г

Презентация проекта

 

Воспитатели

 

 

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект

• У детей сформированы знания о жизни диких животных в природных условиях.

• У детей сформирован устойчивый интерес к живой природе.

• Дети умеют применять полученные знания в продуктивной деятельности.

Итогами проекта «Животный мир родного края - Югры» является: выставка рисунков «Дикие животные», иллюстрированный альбом «Животный мир Югры»,  коллаж «Животный мир Югры», презентация проекта педагогической и родительской общественности.

 

10. Перспективы дальнейшего развития проекта

Планируем на следующий учебный год продолжить работу над проектом «Птицы нашего края», изучить особенности жизнедеятельности птиц, условия их проживания,   с изготовлением лэпбука «Птицы Югры».

 

11. Используемая литература:

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  2. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью. Средняя группа. ЦГЛ Москва 2004г.
  3. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2012. -426 с.
  4. Горькова, Л.Г. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2007. - 204 с.
  5. Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.
  6. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2. / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 240 с.
  7.  Развитие познавательно-исследовательских умений у дошкольников. Авторы-составитель: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева Л.М. Кларина, З.А. Серова – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.
  8.  Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образование, СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 78 с.