Разновидности мячей для занятий с дошкольниками
Мяч – это замечательное средство для развития физических качеств детей любого возраста. Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук. При организации занятий в детском саду необходимо учитывать возрастные особенности детей. Занятия физической культурой должны иметь более яркую эмоциональную направленность, удовлетворять потребности учащихся, а так же способствовать развитию основных физических качеств. Общеразвивающие упражнения по своей структуре должны быть просты и доступны всем занимающихся.
Общеразвивающие упражнения с мячами служат одним из наиболее
действенных средств развития и совершенствования двигательных навыков.
Это универсальное средство физической культуры: применение мячей
развивают силу, гибкость и другие физические качества. В сочетании с
передвижением, бросками и ловлей, упражнения с мячом оказывают
значительное влияние на развитие различных сторон двигательной функции
студентов. Упражнения в бросании, метании мячей способствуют развитию
координации движений, ловкости, согласованности движений,
совершенствуют пространственную ориентировку.
Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах, усиливают кровообращение. Мячи используются на занятиях, как с младшими дошкольниками, так и с подготовительными к школе группами. Использование общеразвивающих упражнений с мячами в
значительной мере улучшает эмоциональное состояние занимающихся, что, в
свою очередь, повышает мотивацию к занятиям общей физической
подготовкой.
Мячи бывают разных видов и размеров.
Упражнения с набивными мячами используются в качестве общеразвивающих упражнений, а так же применяются в эстафетах и подвижных играх.
Как и всякие упражнения с отягощением, упражнения с набивными
мячами имеют большое корригирующее значение для осанки, поэтому
необходимо следить за положением тела во время их выполнения. В
различных движениях руками, ногами, туловищем мяч используется как
отягощение, но может использоваться и в качестве опоры. С набивным мячом
можно использовать различные упражнения. В младшем возрасте используются такие упражнения как: поднимания, маховые движения прямыми или
согнутыми руками, перекатывание, подбрасывания. Более в старшем возрасте усложняем задачу - передачи партнеру, перекладывания или перебрасывания из руки в
руку, ловля мяча одной или двумя руками.
Упражнения с большими мячами (Фитбол)
Использование мячей вносит некий игровой момент в занятие, а также создает
неповторимый эмоциональный подъем.
Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может
использоваться в комплексах упражнений как предмет, снаряд или опора.
Упражнения с большим мячом развивают не только координацию, гибкость,
силовые качества, но и чувство ритма, артистичность, корректируют осанку.
Фитбол – идеальное средство для тренировки мышц. Его нестабильная
поверхность требует держать мышцы в постоянном напряжении, чтобы
удержать равновесие. При занятиях фитболом мышцы становятся более
эластичными, улучшается кровообращение, лимфообращение и обмен веществ
в межпозвонковых дисках. Во время занятий фитболом отмечается прямое
воздействие на мышцы спины и позвоночника. Упражнения с мячом не только
повышают тонус мышц, но и улучшают их взаимную координацию,
развивается равновесие, улучшается работа вестибулярного аппарата, и
вдобавок работают на рельеф сразу всего тела.
Упражнения с малыми мячами состоят из двух основных
двигательных действий - метания и ловли. Применяют также упражнения с
перекатыванием и ведением мяча. Упражнения в метании могут выполняться
как вдвоем, так и индивидуально. Это - метания в цель, перекатывания и
ведения мяча, броски вверх, броски с ударом о пол, броски стену с
последующим ударом о пол, броски в стену через себя и другие разновидности
бросков с разнообразными способами ловли и движениями во время полета
мяча. В сочетании с передвижением, бросками и ловлей упражнения с мячом
оказывают значительное влияние на развитие различных сторон двигательной
функции учащихся.