Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - считал В.А. Сухомлинский.
За всю историю человеческой цивилизации сложились многие виды игр. Их классифицируют по разнообразным направлениям.
С. Л. Новоселова предлагает классификацию игр в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого). Она выделяет следующие группы:
— игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей);
— самостоятельные игры (игры-экспериментирования, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные);
— игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей;
— организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);
— игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, называемые «народными».
Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм.
Дидактические игры – это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся знания, представления о предметах, явлениях природы, растениях, животных. При этом они способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Дидактические игры можно проводить как коллективно, так и индивидуально, усложняя с учетом возраста детей. Их организуют в часы досуга, в ходе образовательной деятельности и прогулках.
Данный вид игры не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой дошкольники под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, служит хорошим средством подготовки детей к школе.
Также дидактические игры различают по обучающему содержанию:
- математические (направлены на формирование у дошкольников элементарных математических представлений);
- сенсорные (связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков);
- речевые (способствуют развитию речи у детей);
- музыкальные (направлены на решение задач музыкального воспитания в соответствии с программными требованиями);
- природоведческие (способствуют воспитанию у детей любви к природе);
- для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т.д.).
По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:
- словесные;
- настольно-печатные;
- с предметами и игрушками;
- с картинками;
- компьютерные дидактические игры.
В зависимости от характера игровых действий выделяются следующие виды дидактических игр:
— игры-путешествия;
— игры-предположения;
— игры-поручения;
— игры-загадки;
— игры-беседы.
Данные классификации дидактических игр помогают педагогу сделать обучение детей с их помощью более интересным и увлекательным, не допускать в работе дублирования.
Как же правильно и грамотно организовать и провести дидактическую игру с дошкольниками?
В дидактических играх, как и в ходе непрерывной образовательной деятельности, применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Однако методика дидактических игр своеобразна.
Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:
- дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;
-игровые правила;
-игровые действия;
- окончание игры, подведение итогов.
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры.
Таким образом, важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. Для этого воспитатель должен стать как бы участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами.
Как мы видим, дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения и навыки, готовятся к обучению в школе.