Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7423 Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "В гости к тётушке Сове"

Опубликовано 17.10.2022
Бервякова Ольга Николаевна
МБДОУ "Детский сад № 9 "Боровичок" Рязанская область, город Скопин
Воспитатель
 
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "В гости к тётушке Сове"

 

Цель: обучение грамоте старших дошкольников посредством использования словесно – речевых игр.

Задачи:

Обучающие:

  • Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов.
  • Формировать умение составлять предложения из заданных слов.
  • Упражнять в определении места звука в слове.
  • Учить детей работать в парах.

Развивающие:

  • Развивать зрительное и слуховое внимание, фонематические представления, скорость мышления.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Словарная работа:

  • Обогащать речь детей словами:рюкзак, карта, овраг, привал, медаль, азбука.

Материалы и оборудование: проектор, проекционный экран, видеописьмо, карта, цветы, предметные картинки, корзинка, разноцветные круги, мяч, дерево с листочками,  медали, азбука.

Ход:

Вводная часть

Педагог обращает  внимание детей на экран:

«Ребята, посмотрите видеописьмо, адресованное детям старшей группы».

На экране видеообращение тетушки Совы:

«Здравствуйте, дорогие дети! Меня зовут тетушка Сова, я из научного дупла. Приглашаю, приглашаю, всех в гости созываю, приходите, посмотрите, свои знания покажите! А за лучшие ответы я медалью награжу  и подарок подарю. Собирайтесь, я вас жду!»

Педагог обращается к детям:

«Дети, примем приглашение тетушки Совы, покажем свои знания».                (Игровая мотивация)

Высказывания детей.

«Подумайте и скажите, а как же нам найти дорогу?» Проблемная ситуация – как попасть к тетушке Сове.

Предположения детей.

Основная часть

Педагог обобщает ответы детей и показывает карту:

«А поможет нам найти дорогу – карта. Карта непростая, чтобы по ней пройти, надо выполнить все задания.

Воображаемая ситуация «Путешествие к тетушке Сове».

Звучит музыка, дети «одевают воображаемые рюкзаки» и отправляются в путь, следуя по карте.

Педагог обращает внимание детей на конверт, лежащий на полянке с цветами:

«Смотрите, для вас первое задание».

Игровое упражнение «Волшебный цветок» (работа в группах).

Педагог достает из конверта два цветка с разноцветными лепестками и предлагает один цветок девочкам, другой мальчикам. Просит оторвать себе по одному лепестку (на обратной стороне которых изображены предметные картинки) и рассмотреть их. Затем предлагает девочкам и мальчикам составить предложения из слов, изображенных на картинках лепестков.

Дети и педагог, продолжая путь, подходят к оврагу.

Педагог обращается к детям:

«Чтобы пройти через овраг, нужно выполнить второе задание».

Игровое упражнение «Разноцветные круги».

Педагог называет определенный звук. Дети по желанию самостоятельно берут  картинку из корзинки и определяют местоположение этого звука в слове. Затем раскладывают эти картинки на круги в зависимости от того, в какой части слова находится этот звук (в начале – на красный круг, в середине – на желтый, в конце – на зеленый).

Продолжая движение, подходят к реке.

Педагог обращается к детям:

«Посмотрите, на нашем пути - река. А вот и следующее задание, которое поможет нам перейти реку».

Игровое упражнение «Раздели на слоги».

Педагог по очереди бросает детям мяч и произносит слова. Дети ловят мяч, делят предложенные слова на слоги и возвращают его педагогу.

«Дети, путь наш сложный, не простой. Нам надо набраться сил и устроить привал».

Физкультминутка с проговариванием чистоговорок.

Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)

Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)

Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)

Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).

Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)

Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)

Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)

Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)

 

Дети и педагог идут дальше. На пути растет дерево.

Педагог обращается к детям:

«Посмотрите на дерево, на ветках необычные листочки. Может на них спряталось следующее задание. Посмотрим вместе?».

Игровое упражнение «Необычные листочки».

Педагог предлагает детям сорвать с дерева по одному листочку, на обратной стороне которых  задание: предметная картинка и две схемы звукового анализа слов. Дети соединяют слово с подходящей к нему схемой. Педагог оказывает помощь по необходимости.

«Ну что, продолжим путь. Смотрите перед нами сундук. Интересно, что же  в нем? Узнаем вместе? Но он закрыт. А как же нам его открыть?»

Предположения детей.

Педагог обобщает ответы детей:

«А открыть сундук можно, выполнив следующее задание».

Игровое упражнение « Поймай слог » (работа в парах).

Педагог предлагает детям встать в пары. Один ребенок называет слог, другой должен превратить его в слово. И наоборот.

Выполнив задания, дети открывают сундук. В нем медали и книга – азбука.

На экране появляется тетушка Сова:

«Дорогие дети, вы большие молодцы, выполнили все мои задания! Теперь у вас есть азбука и вам совсем просто будет научиться читать. Так что быстрее берите ее в руки и изучайте буквы. До новых встреч!»

Педагог обращается к детям:

«Дети, что мы пообещаем тетушке Сове?»

Высказывания детей.

 «А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Дорога будет не долгой, потому что задания, встречающиеся на нашем пути, мы уже выполнили».

Педагог и дети возвращаются в детский сад.

Заключительная часть

После позитивной оценки деятельности детей педагог обращается к ним:

«Дети, мы с вами  ходили в гости к тетушке Сове, выполняли задания, получили в подарок азбуку, обещали хорошо учиться. Так для чего же нужно учиться читать?

Инициируя высказывания детей, педагог способствует своими комментариями формированию у детей понятия о том, что учиться читать нужно для того, чтобы быть грамотными, чтобы вы сами могли  взять в руки книжку и прочитать интересный рассказ или сказку.