Цель: обучение грамоте старших дошкольников посредством использования словесно – речевых игр.
Задачи:
Обучающие:
- Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов.
- Формировать умение составлять предложения из заданных слов.
- Упражнять в определении места звука в слове.
- Учить детей работать в парах.
Развивающие:
- Развивать зрительное и слуховое внимание, фонематические представления, скорость мышления.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Словарная работа:
- Обогащать речь детей словами:рюкзак, карта, овраг, привал, медаль, азбука.
Материалы и оборудование: проектор, проекционный экран, видеописьмо, карта, цветы, предметные картинки, корзинка, разноцветные круги, мяч, дерево с листочками, медали, азбука.
Ход:
Вводная часть
Педагог обращает внимание детей на экран:
«Ребята, посмотрите видеописьмо, адресованное детям старшей группы».
На экране видеообращение тетушки Совы:
«Здравствуйте, дорогие дети! Меня зовут тетушка Сова, я из научного дупла. Приглашаю, приглашаю, всех в гости созываю, приходите, посмотрите, свои знания покажите! А за лучшие ответы я медалью награжу и подарок подарю. Собирайтесь, я вас жду!»
Педагог обращается к детям:
«Дети, примем приглашение тетушки Совы, покажем свои знания». (Игровая мотивация)
Высказывания детей.
«Подумайте и скажите, а как же нам найти дорогу?» Проблемная ситуация – как попасть к тетушке Сове.
Предположения детей.
Основная часть
Педагог обобщает ответы детей и показывает карту:
«А поможет нам найти дорогу – карта. Карта непростая, чтобы по ней пройти, надо выполнить все задания.
Воображаемая ситуация «Путешествие к тетушке Сове».
Звучит музыка, дети «одевают воображаемые рюкзаки» и отправляются в путь, следуя по карте.
Педагог обращает внимание детей на конверт, лежащий на полянке с цветами:
«Смотрите, для вас первое задание».
Игровое упражнение «Волшебный цветок» (работа в группах).
Педагог достает из конверта два цветка с разноцветными лепестками и предлагает один цветок девочкам, другой мальчикам. Просит оторвать себе по одному лепестку (на обратной стороне которых изображены предметные картинки) и рассмотреть их. Затем предлагает девочкам и мальчикам составить предложения из слов, изображенных на картинках лепестков.
Дети и педагог, продолжая путь, подходят к оврагу.
Педагог обращается к детям:
«Чтобы пройти через овраг, нужно выполнить второе задание».
Игровое упражнение «Разноцветные круги».
Педагог называет определенный звук. Дети по желанию самостоятельно берут картинку из корзинки и определяют местоположение этого звука в слове. Затем раскладывают эти картинки на круги в зависимости от того, в какой части слова находится этот звук (в начале – на красный круг, в середине – на желтый, в конце – на зеленый).
Продолжая движение, подходят к реке.
Педагог обращается к детям:
«Посмотрите, на нашем пути - река. А вот и следующее задание, которое поможет нам перейти реку».
Игровое упражнение «Раздели на слоги».
Педагог по очереди бросает детям мяч и произносит слова. Дети ловят мяч, делят предложенные слова на слоги и возвращают его педагогу.
«Дети, путь наш сложный, не простой. Нам надо набраться сил и устроить привал».
Физкультминутка с проговариванием чистоговорок.
Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)
Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)
Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)
Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).
Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)
Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)
Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)
Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)
Дети и педагог идут дальше. На пути растет дерево.
Педагог обращается к детям:
«Посмотрите на дерево, на ветках необычные листочки. Может на них спряталось следующее задание. Посмотрим вместе?».
Игровое упражнение «Необычные листочки».
Педагог предлагает детям сорвать с дерева по одному листочку, на обратной стороне которых задание: предметная картинка и две схемы звукового анализа слов. Дети соединяют слово с подходящей к нему схемой. Педагог оказывает помощь по необходимости.
«Ну что, продолжим путь. Смотрите перед нами сундук. Интересно, что же в нем? Узнаем вместе? Но он закрыт. А как же нам его открыть?»
Предположения детей.
Педагог обобщает ответы детей:
«А открыть сундук можно, выполнив следующее задание».
Игровое упражнение « Поймай слог » (работа в парах).
Педагог предлагает детям встать в пары. Один ребенок называет слог, другой должен превратить его в слово. И наоборот.
Выполнив задания, дети открывают сундук. В нем медали и книга – азбука.
На экране появляется тетушка Сова:
«Дорогие дети, вы большие молодцы, выполнили все мои задания! Теперь у вас есть азбука и вам совсем просто будет научиться читать. Так что быстрее берите ее в руки и изучайте буквы. До новых встреч!»
Педагог обращается к детям:
«Дети, что мы пообещаем тетушке Сове?»
Высказывания детей.
«А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Дорога будет не долгой, потому что задания, встречающиеся на нашем пути, мы уже выполнили».
Педагог и дети возвращаются в детский сад.
Заключительная часть
После позитивной оценки деятельности детей педагог обращается к ним:
«Дети, мы с вами ходили в гости к тетушке Сове, выполняли задания, получили в подарок азбуку, обещали хорошо учиться. Так для чего же нужно учиться читать?
Инициируя высказывания детей, педагог способствует своими комментариями формированию у детей понятия о том, что учиться читать нужно для того, чтобы быть грамотными, чтобы вы сами могли взять в руки книжку и прочитать интересный рассказ или сказку.