Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7432 «Использование игрового пособия «Дары Фрёбеля» для развития мелкой моторики и творческих способностей дошкольников»

Опубликовано 19.10.2022

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 «Берёзка»

 

«Использование игрового пособия «Дары Фрёбеля»

для развития мелкой моторики и творческих способностей дошкольников»

СКАЧАТЬ (с фото)

 

 

Воспитатель: Кочергина Л.А.

2022 г.

Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы его дальнейшего развития. Заложенный в этот период жизни фундамент, имеет огромное значение для всего последующего развития ребёнка.

Вопрос  полноценного  развития  интеллектуальных,  познавательных, творческих  способностей детей дошкольного возраста  остается одним из самых  актуальных на  сегодняшний  день. Особую значимость в наши дни приобрела авторская технология интеллектуально-творческого развития детей «Дары Фрёбеля».

В 1837 г. Фрёбель организовал в г. Бланкенбурге, близ Кейльгау, первое заведение для детей до 7 лет под названием «Учреждение для развития творческого побуждения к деятельности у детей и подростков». Главные положения его педагогической системы, известной уже более двухсот пятидесяти лет, сохраняют свою актуальность и сегодня. Система работы по Фрёбелю отвечает основным принципам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 

Основные принципы дошкольного образования по ФГОС ДО

Принципы педагогики Фридриха Фрёбеля

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

1) признание целостности детства во всех его проявлениях, поступательное развитие человека;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

2) выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка, признание уникальности каждого ребёнка;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3) активное участие взрослого в деятельности ребенка;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4) активность самого ребенка, необходимость побуждения и организация его собственной деятельности,  участие взрослого основано на уважении к ребенку и на учете его интересов;

5) сотрудничество Организации с семьей;

5) партнерство детского сада и семьи, детский сад ни в коем случае не должен заменить воспитание в семье;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

6) признание ребёнка как части семьи и общества;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

7) принцип деятельности, через самостоятельную активность ребенка осуществляется познание, обучение и воспитание;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

8) создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка, его проявления в окружающей среде (природа и социум);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

9) важность приобщения ребёнка к родной культуре, необходимость сочетания практического действия или чувственного впечатления со словом.

 

Фрёбель внес в педагогику неоценимый вклад:

  • ему принадлежит идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки;
  • он является создателем первой системы дошкольного воспитания;
  • он является основателем детских садов;
  • ему же принадлежит и сам термин «детский сад», который стал общепринятым во всем мире;
  • вслед за И. Г. Песталоцци он стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека;
  • впервые ввел в педагогику принцип деятельности, который в настоящее время получил широкое признание;
  • был первым, кто оценил важнейшее значение игры в жизни и развитии ребенка. Игра и учение, творчество и познание образуют в его системе одно целое и включены в единую деятельность;
  • внес существенные изменения в бытовавшие детские игры. Материалом для детских игр у Фребеля стали не нарядные куклы или солдатики с ружьями и барабанами, а в высшей степени простые и недорогие предметы, за которыми даже не всегда нужно идти в магазин: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и др.;
  • внес изменение и в процесс детских игр – это текстовое, словесное оформление игры;
  • внес еще одно важное изменение в процесс игры – это непременное участие взрослого в детских играх;
  • он осуществил систематику и внес порядок в детские игры;
  • разработал свои авторские игры, первые в мире обучающие игры и игрушки для детей;
  • Фрёбель создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Игровой набор «Дары Фребеля», включает в себя 14 игровых модулей и комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» (6 методических рекомендаций в виде брошюр, комплект из 80 карточек-игр). Он был разработан авторским коллективом методистов с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования РФ (ФГОС ДО) и прошел апробацию, рецензирование и сертификацию в виде единого учебно-методического комплекса. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» предназначен для воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, родителей, а также студентов и преподавателей педагогических колледжей и вузов.

Комплект методических пособий по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» создан с учетом наиболее существенных дидактических принципов:

1) информативность. В нем предусмотрена разнообразная тематика использования игровых средств из набора с учетом образовательных областей и активности детей во взаимодействии с предметным окружением;

2) вариативность. В структуру методического пособия заложен учет специфики образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования, содержание воспитания, культурные и художественные традиции народов России.

Использование учебно-методического комплекса «Дары Фрёбеля» создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. В процессе использования данного игрового набора можно разрабатывать и применять игры по всем образовательным областям.

Всем известно, что тренируя мелкую моторику рук, ребенок развивает мозг. И опять на помощь приходит игровой набор «Дары Фрёбеля», ведь в дошкольном возрасте дети обожают все делать руками. Движения их рук становятся более точными, скоординированными, а с ними становится более развитым и сложным мышление. Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», а ярчайший философ И. Кант утверждал, что «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Рекомендованное пособие подходит не только к развитию художественного творчества детей и не только на реализацию в образовательной области "художественно-эстетического развития, но и позволяет формировать деятельность детей с учетом возраста. Осуществляется творческая деятельности, а также их самостоятельность, раскрытие оригинальности.

В своей работе с дошкольниками широко применяю «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с целью развития у детей творчества, воображения, зрительного восприятия, ориентировки на плоскости, лучшего усвоения знаний народных промыслов, элементов Дымковской, Хохломской, Гжельской, Жостовской, Филимоновской и других росписей.

Детям предлагается модуль № 8 «Прямая и Кривая линии», модуль № 9 «Кольца и полукольца», модуль № 10 «Точка». Использование этих модулей позволяет создавать формы, узоры, которые симметричны. Изогнутые линии очень приятные и расслабляющие.

Нужно направить творчество ребенка таким образом, чтобы он учился не уничтожать уже созданное, а изменять и дополнять. Расширил границы восприятия мира.

Использование детьми модуля № 7 «Геометрические фигуры» - это новый, важный шаг в развитии. Малыши начинают понимать абстракцию, играя в этот конкретный материал. Этот модуль позволяет создавать удивительные красочные изображения. Сделано из равного количество штук одной формы, эти творения симметричны. Основная созданная идея, не разрушается, а только трансформируется.

Атмосфера, творчество позволяет восстановить механизмы самоконтроля, показать вам неожиданную сторону. Внешнее напряжение снимается, из-за того, что вся энергия передается на творческую деятельность.

Используя «Дары Фребеля» - модули с геометрическими фигурами, палочками, кольцами и полукольцами, дети с интересом составляют узоры Дымковской росписи на вырезанных силуэтах барыни, индюка, лошадки и др. При изучении Гжельской, Хохломской и других росписей силуэты меняются, закрепляются знания новых элементов, их расположение в узоре, палитра цветов. Дети учатся принципам построения узоров на различных геометрических формах, располагать элементы, соблюдая пропорции рисунка, чувство цвета, ритма и т.д. Упражняясь в таких играх, дети со временем получают навыки, после чего применяют их в изобразительной деятельности.

 

 

Ведущее место в своей системе Фребель отдал игре: специально созданной обучающей игре и игрушке. В игре проявляются знания, полученные ребенком из окружающей среды. Через игру он проверяет «законы жизни», проникает в суть явлений и процессов, может достигнуть поставленных целей.

Ф. Фребель выделил занятия, относимые к продуктивным видам детского творчества, которые должны освоить дошкольники:

- прокалывание;

- рисование как занятие в целом;

- рисование линий;

- «свободное рисование», без применения вспомогательных средств;

- игры с веревочками;

- переплетение бумажных полосок;

- вырезание из бумаги;

- оригами;

- мозаика, мозаика (бусины) с песком;

- лепка;

- игра с песком;

- разнообразные занятия: изготовление цепочек, нанизывание, шнуровка, моделирование из бумажных цилиндров разных цветов и размеров, моделирование из картона.

Фребель выделял четыре вида продуктивной деятельности, связанных с бумагой:

1. вырезание;

2. склеивание;

3. складывание;

4. плетение.

Фребель относил вырезание из бумаги к фундаментальным видам деятельности, которые ребенок должен обязательно освоить. Так как с помощью аппликации ребенок может:

- выразить свои творческие способности;

- развивать мелкую моторику («тренировать руки и глаза»);

- обучаться работе с инструментами и материалом (ножницами и бумагой);

- открыть в себе дорогу в мир творчества (дизайна);

- научиться аккуратности, точности и экономии материала.

А также с помощью аппликации можно:

- создавать игрушки, куклы;

- иллюстрировать различные истории и сказки;

- изготавливать простейшие наглядные пособия;

- оформлять интерьеры различных помещений.

Аппликация - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных и наклеенных на соответствующий фон.

Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине и композиции. Композиционные знания и умения, важны не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.

Внедрение в образовательный процесс игрового набора «Дары Фребеля» даёт положительные результаты: дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению несложных проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми, лучше усваивают материал, их работы стали творческими, яркими, колоритными.

Последователи идей Фрёбеля по всему миру развивали и продолжают развивать систему элементов его «даров».

 

Используемая литература:

Анисимова Е.Э. Использование Фребельских «даров» в работе с детьми дошкольного возраста – Ru, 2013 г. – № 14

Боканова Н.И. «Повышение познавательной активности дошкольников к математическому развитию на основе использования методического комплекта «Дары Фребеля». – Режим доступа: http://new.beliro.ru /wp-content/uploads/2016/10/bokanova.docx

Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр Академия», 2001. – 240 с. – Стр. 34 – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0295/6_0295-27.shtml#book_page_top Карпова Ю.В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО: Метод. рекомендации/ Ю.В, Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова; Под общ. ред. В.В. Кожевниковой. – М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014. – 20 с.

Пичугина Н. П., Попова В. Н. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фребеля» //

Молодой ученый. – 2016. – №5. – С. 727-728.