Кравченко Наталия Николаевна
МБДОУ детский сад №31
Ставропольский край, город Михайловск
Воспитатель
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Развитие связной речи у маленького человека — долгий и сложный процесс. Актуальность этой задачи для дошколенка сложно переоценить. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление. С научной точки зрения этот процесс и его закономерности изучаются даже отдельной лингвистической дисциплиной — онтолингвистикой.Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства. То есть в промежутке от года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме. Развитие речи — уникальное явление, напрямую связанное и с интеллектуальным развитием ребенка, и с его коммуникативными навыками. И, конечно, маленькому человеку в это период как никогда необходимы помощь и поддержка близких, нужен кто-то, кто сможет направлять его развитие и помогать в освоении богатого и разнообразного языкового материала, научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью.
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Нам нужно воспитывать полноценную личность, поэтому надо устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Необходимо, чтобы дети раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Следовательно, чем раньше мы научим ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Вашему вниманию предлагается некоторые игры, которыми Вы можете дома развивать речь Вашего ребенка:
Игры на формирование грамматического строя русского языка.
Игра на формирование словообразования:
Игра «Большой – маленький».
Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имен существительных;
Ход:
Детям показываются картинки с изображенными на них большими и маленькими предметами и по этим картинкам задаются вопросы, стимулирующие их к самостоятельному образованию слов с нужными уменьшительными суффиксами. Подберите для каждого большого предмета такой же, но маленький.
Назовите маленькие предметы ласково.
Например:
Вот это большой дом. А как сказать про маленький? (домик); это большой цветок, а как сказать про маленький? (цветочек); это большой гриб, а как сказать про маленький? (грибочек) и т. Д..