Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7444 «Консультация для родителей - Сенсорное воспитание ребёнка раннего возраста в семье»

Опубликовано 25.10.2022
Мошковская Анастасия Павловна
МБДОУ «Детский сад №157»
Город Нижний Новгород, воспитатель
 

 

Памятка для родителей

«Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста в семье»

Уважаемые родители! Для того чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.

Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.

Задавайте ребенку как можно больше вопросов.

Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не шутите над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение - это всегда немного общение «на вырост».

По возможности, много путешествуйте с ребенком.

Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».

Ходите с ребенком в музеи.

Проводите совместные наблюдения и опыты.

Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.

Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

                                        

Памятка для родителей

 

«Игры и занятия на развитие сенсорики»

 

Ранее детство (1 – 3 лет) – возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования новых видов деятельности.

Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это неинтересно. Эти особенности возраста не позволяют строить занятия с детьми только на основе беседы или показа обучающего материала. Авторитет взрослого также не может побудить малышей к действиям, которые им неинтересны.

В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым. Этого можно добиться:1) подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрёшки учат дифференцировать предметы по величине;  2) организуя весёлые подвижные игры с использованием разнообразных игрушек, в которых невозможно достичь цели без учёта определённого признака предмета. Кроме этого, следует помнить о том, что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами.

Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Игры и занятия на развитие сенсорики:

-«Соберём пирамидку» - цель учить детей собирать пирамидку, ориентируясь на образец и располагая кольца по убывающей величине;

- «Весёлые матрёшки» - ребёнок учится выстраивать матрёшки по величине;

- «Большие и маленькие кубики» - дети учатся сравнивать два резко различающихся по величине предмета: большой и маленький.

 -«Вкладыши»- Ребёнок учится соотносить величину и форму предметов, а так же координировать действия руки и глаза;

- «Разложи фигурки по домикам» - ребёнок учится сортировать предметы по форме.

- «Найди пару по форме» - учатся подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.

-«Прищепочки»- цель развить у детей раннего возраста тонкие движения пальцев.

«Цветные кубики» - учит сравнивать предмет по цвету.

-«Ниточки для шариков» - цели: учить детей различать цвета по принципу «такой – не такой», знакомить с названиями цветов.

- и многие другие.

                                                                                                            

Консультация для родителей!

 

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

 

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности.

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша.

В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.

Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.

 Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка.

 

                                                     

Консультация для родителей!

 

«Сенсорное развитие детей 2-3 лет»

Сенсорное развитие вашего ребенка — это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики. С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Ведь это подготовит его сначала к детскому саду, а потом и к школе. Поможет ему совсем без трудностей наладить общение с новыми людьми.

Сенсорное развитие нужно начинать с раннего возраста. Пик развития малышей приходится на детей 2-3 лет. Они в этом возрасте очень быстро схватывают. Главными направлениями деятельности в этом возрасте является предметная, которая направлена на то, чтобы изучать и овладевать различными способами действий с любыми неопасными предметами. Игровые методики развития сенсорного развития детей 2-3 лет При развитии детей младшего дошкольного возраста главной становится игра. Она является и самой занимательной деятельностью малыша и, как следствие, самой эффективной. В 2-3 года игра подразумевает не просто захват и овладение игрушкой, а ролевые и различные дидактические игры. Вот несколько примеров занятий с детьми этого возраста:

 · Сложить картиночку из геометрических фигур так, как показано на рисунке;

  • · Найти предметы, которые по форме напоминают треугольник, квадрат, овал, прямоугольник и т. п.;
  • · Украсить листок бумаги узорами из различных фигур по образцу.
  • · Развитие творческих способностей детей 2-3 лет Развитие ребенка дошкольного возраста имеет немалое значение.

 Сенсорное развитие в эти годы жизни вашего чада превращаются в важную познавательную деятельность. Мастерите какие-нибудь поделки вместе с вашим ребенком. Пусть он оказывает посильную помощь. Потом можно устроить игры с этими поделками. Малыш под вашим руководством в силах самостоятельно сделать не сложные  игрушки из пластилина!

                                                  

Памятка для родителей!

Общие советы по сенсорному развитию ребенка 2-3 лет

  • · Обращайте внимание крохи на цвета окружающих его предметов и называйте их вместе с ним
  • · Делайте с ним задания, в которых он должен различать формы предметов. Например, из кучи игрушек отобрать круглые и квадратные.
  • · Знакомьте ребенка с геометрическими фигурами и рассказывайте, как в упрощенном виде они называются: шарик, кубик, кирпичик.
  • · Наверняка ваш малыш знает, показатели «большой» и «маленький». Покажите и объясните ему, какой предмет имеет «средний» размер.
  • · Обращайте внимание своего чада на различие количества групп предметов. Укажите, где игрушка всего одна, где их много, а где мало.
  • · Слушайте с крохой разнообразные звуки: знакомьте его со звучаниями музыкальных инструментов, когда гуляете, обращайте его внимание на звуки города — как рычат автомобили, как лают собаки и т. д.
  • · Помните, что не нужно требовать от ребенка запоминать и употреблять слова, которым вы его научили. Важно, чтобы он понимал их значение. Со временем он будет их вставлять в свою речь, сам того не замечая.
  • · Не забывайте играть с малышом в дидактические игры с предметами. Так он быстрее познакомится со свойствами тех или иных вещей. Показатели сенсорного развития детей: 2 года – 2 года 6 мес.
  • · Малыш по просьбе взрослого умеет подбирать разные предметы основных цветов и оттенков;
  • · Может подобрать предметы разной формы;
  • · Правильно называет несколько цветов;
  • · Различает несколько геометрических форм: шары, кубики, кирпичики.

 · Разбирается в разных по величине предметах, собирает матрешку: маленькая, средняя, большая;

  • · Ставит кубики друг на дружку;
  • · Умеет собирать пирамидку. 2 года 7 мес. – 3 года
  • · Правильно называет четыре основных цвета и несколько оттенков цветов;
  • · Находит по образцу и просьбе взрослого предмет нужного цвета;
  • · Без труда может подобрать геометрические фигуры к заданному образцу;

 · Знает и называет геометрические фигуры;

  • · При выборе предметов для игры ориентируется на несколько свойств: цвет, размер и форму:
  • · Последовательно собирает матрешку из 4-6 частей;
  • · Может собрать пирамидку из 8-10 колечек;
  • · Называет предметы по величине: большой, средний, маленький