Структурное подразделение МБОУ «СШ №2г. Вельска»
«Детский сад №60 «Орленок»
Методическая разработка образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию.
Тема: «Поможем Машеньке найти братца» (старшая группа)
Володина Мария Николаевна
Воспитатель Детского сада № 60
«Орленок» г. Вельска
Телефон: 6-20-99
2023г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие.
Цель: разностороннее, осознанное повторение знаний и умений воспитанников с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой;
Задачи:
Обучающие:
- закрепить умение ориентироваться на листе бумаги;
- закрепить представления о геометрических фигурах, находить фигуры с помощью условных обозначений их свойств;
- закрепить знания и умения составлять и решать простые задачи на сложение;
- закрепить умение делить слова на слоги, определять местонахождение звука в слове;
Развивающие:
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
Воспитывающие:
- воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке.
Оборудование: иллюстрации из сказки «Гуси – лебеди» - печка, яблонька с яблоками, Гуси – лебеди, корзинки, ежик с яблоками, схемы для Блоков Дьенеша.
Раздаточный материал: Блоки Дьенеша, цифры и знаки, карточки с 2 полочками, круги красные и желтые, схемы деления слов на части, игра «»Кто в домике живет», игровизоры, листы с лабиринтами.
Ход занятия
1. (Дети стоят полукругом)
- Ребята, сегодня нас приглашает сказка в гости.
- В путешествие пойдем, в страну сказок попадем.
Слушай, думай, наблюдай, сказку нашу отгадай.
В сказку эту попадете на ковре, на самолете.
- Давайте сделаем ковер – из геометрических фигур.
- Присаживайтесь на свои места
( Ориентировка на листе бумаги)
- Внимательно слушайте и вкладывайте фигуры там, где я назову: в правом верхнем углу – выложите синий большой квадрат, в левом нижнем – большой тонкий синий треугольник, в правом нижнем – красный прямоугольник, в левом верхнем – красный большой квадрат, в центре листа – маленький желтый толстый круг.
- Все полюбуемся ковром – самолетом и отправимся в сказку.
2. - Покажем глазами, как полетит наш ковер-самолет, только глазами, не поворачивая голову:
(Гимнастика для глаз)
- Снизу – вверх, сверху – вниз, справа – налево, слева – направо, а теперь по кругу
( повторять по 2-3 раза)
- Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.
Вот мы и в сказке. Открываем глазки.
- Посмотрите, в какой же сказке мы оказались?
(Дети рассматривают коллаж: печка, дом, гуси - лебеди).
Дети: В сказке «Гуси-лебеди».
3. - Давайте вспомним, как начинается сказка
- «Мать и отец, уезжая в город, наказывали Машеньке: «Не ходи со двора, береги братца! А девочка побежала играть с подругами, а братца одного оставила. Налетели гуси-лебеди и унесли братца. Побежала Машенька их догонять…»
4. - Ребята, поможем девочке вернуть братца?
- Для этого нам нужно быть очень внимательными и старательными!
- Ой, ребята, смотрите, корзинка - здесь схемы, они покажут, по какой дорожке нам нужно его искать.
Дидактическая игра с блоками Дьенеша.
- Посмотрите на схему, найдите нужные фигуры, и постройте дорожку, выкладывая друг за другом:
1. Большой треугольник синего цвета.
2. Не квадрат, не круг, не треугольник красного цвета. (Прямоугольник красного цвета).
3. Круг не синего цвета, не красного цвета. (Круг желтого цвета).
4. Квадрат, не маленький, желтый. (Квадрат большой, желтый)
- Молодцы ребята, справились.
- Значит, отправляемся дальше в путь.
- Пройдем по сказочной дорожке.
5. - Посмотрите, дорожка привела нас к печке.
- Давайте спросим у печки, куда гуси – лебеди полетели.
Дети: - Печка, печка, куда гуси-лебеди полетели?
Печка:
«Скажу, если скушаете мои пирожки».
- Для этого, поиграем в игру «Чего не стало?»
- Был пирожок, не стало … пирожка, булочки, калача, хлеба, ватрушки…
Печка: - Молодцы, ребята. Идите к яблоньке, она вам подскажет.
6. -Ребята, мы справились с заданием печки и отправляемся дальше.
Физкультминутка (Звучит запись шума ветра)
- А тут -
Сильный ветер налетел, (дети качают руками вверху)
Закружил и завертел. (дети кружатся)
Он подул на яблоньку (дуют на пальцы рук)
И слетели яблоки. (движением рук показать яблочки падают)
На ежике они лежат, (присесть, ладошки положить на пол)
Назад на яблоньку хотят.(подняться, руки поднять вверх)
Дети: - Яблонька, яблонька, куда гуси лебеди полетели?
Яблоня:
«Скажу, когда посчитаете мои яблочки. На моих веточках весели яблочки. Летели гуси-лебеди, махали крыльями, поднялся сильный ветер, 3 жёлтых яблока упало на ежика и одно красное на землю. Подскажите, сколько было яблок на ветках, скажу!»
(На столе – ёжик. На ежике 3жёлтых яблока и 1красное).
- Выложите на верхнюю полоску столько желтых кругов – сколько яблок упало на ежика.
- Сколько жёлтых яблок упало на ежика? (3)
- Выложите на верхнюю полоску столько же жёлтых кружочков.
- Сколько красных яблок упало на ежика? (1)
- Выложите на нижнюю полоску столько же красных кружочков.
- Каких яблок больше? Меньше?
- Сколько всего яблок упало с яблони? (4)
- Найдите нужную цифру и покажите мне ее. (Правильный ответ прикрепляется к ежику)
- Правильно.
Яблонька.
- Молодцы, ребята. Идите теперь к речке, она вам подскажет.
7. (Раздается шум реки - аудиозапись).
- Ребята, что это шумит?
Дети: Это шумит речка.
- Правильно, это речка.
- Давайте спросим у неё, может она видела куда гуси – лебеди полетели.
Дети:
- Речка, речка, куда гуси – лебеди полетели?
Речка:
«Скажу, если верно сыграете в мои игры?»
Дидактическая игра:
- Разложите рыбки-картинки по ведеркам:
В 1 - слова начинаются на гласный звук,
Во 2 – слова начинаются на твердый согласный звук.
В 3 – на мягкий согласный.
- Проверим, все ли «рыбки» оказались в своих ведерках.
Дидактическая игра «Раздели слова»
- А теперь Вам нужно разделить слова на части.
- Я буду называть слово, а вы показывать нужную карточку (1, 2, 3 квадратика)
(слова: гуси, яблоня, река, печка, Машенька)
Речка:
- Молодцы, ребята. Ваня находится в избушке у бабы Яги.
8. Чтобы добраться до избушки мы пройдем по лабиринту.
- Возьмите игровизор, маркер и проведите дорожку!
- Вот мы и добрались до избушки.
9. - Ребята, давайте построим новую избушку для бабы Яги, чтобы она стала добрее.
(Физминутка)
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нем.
Чтоб у дома дверь была,
Рядом, чтоб сосна росла.
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял.
Солнце было,
Дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвел!
- Бабе Яге очень приятно и она решила отпустить братца домой.
- Вот мы и помогли Машеньке.
- Ребята, каким должен быть человек? ( Добрым, отзывчивым, храбрым, помогать другим людям).
- Правильно ребята. Нужно быть добрыми и отзывчивыми к чужой беде.
- Наше путешествие по сказке закончилось.
- Давайте встанем на наш ковер - самолет, закроем глазки и произнесем слова:
«1,2,3 – снова в садик попади».
- Вот мы и в детском саду.
- Ребята, Машенька благодарна за вашу помощь, отзывчивость и доброту.
- Какие задания вам показались самыми сложными?
- Если вам сегодня все понравилось и было легко – положите в корзинку зеленое яблоко.
- Если сложно – красное.