Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8125 Сценарий подгрупповой образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной логопедической группе «Между прошлым и будущим... »

Опубликовано 13.10.2023

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

 детский сад № 9 «Волшебная полянка»

                                                            

Сценарий подгрупповой  образовательной деятельности

 по познавательному развитию

 в подготовительной логопедической группе

 «Между прошлым и будущим… »

СКАЧАТЬ (с фото)

 

                                                      Автор: Гетьман Альбина Викторовна

 

                                            

 г. Приморско-Ахтарск

                                                       


Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

 Цель: продолжать развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. Знакомить детей с предметами быта кубанских казаков.

Воспитывать чувство гордости и ответственности за малую Родину.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с историей возникновения города, с его историческим прошлым.

- формировать представление детей о казаках, их быте, традициях, предметах одежды.

- расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами кубанского быта.

- формировать умение прослеживать связь между разными историческими эпохами.

Развивающие:

- развивать познавательную деятельность дошкольника, умение понимать неразрывную связь «прошлое – настоящее».

- развивать речь детей, мышление, память, творческую активность.

Воспитательные:

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;

- воспитывать у детей положительные эмоции и любовь к родному городу, желанию беречь природу и красоту.

 

Методические приемы:

-игровой (использование сюрпризных моментов, занятие в форме «Путешествия»)

-наглядный (использование иллюстраций, мультимедийная презентация)

-словесный (беседа- диалог, вопросы, индивидуальные ответы детей)

-решение проблемных ситуаций.

Материалы и оборудование:

оборудование:  мультимедиа аппаратура, слайдовая  презентация «Приморско- Ахтарск - прошлое и настоящее», мягкие модули.

демонстрационный материал:  предметы казачьего быта(рушник, чугунки, ложки деревянные, прялка, рубель , самовар) , фото- альбом «Достопримечательности родного города», макет “Кубанское подворье”,куклы «Казак и Казачка».

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций, фотографий достопримечательностей родного города, чтение художественной и исторической литературы. Изготовления макета «Кубанское подворье».

 

                   Содержание образовательной деятельности:

I. Вступительная часть

-  Ребята, а вы бы хотели отправиться в путешествие? Только это не обычное приключение, а в прошлые времена.

- Как вы думаете на чём можно путешествовать? (ответы детей)

- Я вам предлагаю построить из модулей «Машину Времени», которая отправит нас в прошлое…

     (Дети строят из мягких модулей постройку)   (Приложение 1. Фото 1)

- Итак, предлагаю произнести такие слова:

Раз, два, три – повернись,

В нашем прошлом окажись.

II.Основная часть

 (Дети вместе с воспитателем идут в мини-музей «Кубанская горница»,

                          который находится в детском саду)

1.Посещение мини- музея «Кубанская горница»

- Ребята, как вы думаете, где мы с вами очутились? ( в музее)

- А чему посвящен музей? (ответы детей)

- Как вы думаете, почему мы оказались здесь? ( наши предки были казаками и в музее представлен быт того времени)

- А кто вспомнит, как называлась комната в казачьей хате? (горница)

- Я вам предлагаю познакомиться  с предметами быта кубанских казаков, а

 что же было у казаков в горнице вы узнаете, если отгадаете загадки:

2.Отгадывание загадок:

 «Стоит хата из кирпича,
 То холодна, то горяча..» (печь)
 -В каждой избе была печь. Печь не только обогревала хату. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там казачка хранила приспособления, необходимые для работы.

«Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит чугунок»

 - Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

-Ребята, а в наше время в чём мамы готовят кушать? ( кастрюли)

-Посмотрите и сравните, какая посуда была раньше, а в какой сейчас готовят пищу.

-В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

 - Молодцы, подумайте над следующей загадкой:

«На столе -  

Стоит толстячок,   
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит» (Самовар)

- Кто знает, для чего нужен самовар? (казаки пили чай из самовара)

-В середине хаты стоял стол, вдоль стола стояли лавки и скамьи. По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

«Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него утюг»

-Ещё у казачек был удивительный утюг – назывался  «рубель»

-Ребята, посмотрите внимательно на утюг, как вы думаете, как им гладили? У него нет провода, потому что, старину не было электричества.

-Сейчас я вам покажу, как он помогал содержать в порядке вещи (происходит демонстрация глажки белья при помощи «рубеля», затем  эти действия пробуют выполнить дети)

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

 Вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

-Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников).

- Ребята, подскажите мне, какие новые слова вы узнали, как вы поняли их значение. (Ответы детей)

                                     (Приложение 1. Фото 2)

 

-Дети, а кто же проживал в горнице?(ответы детей)

-Казаки были храбрые, смелые войны, готовые в любую минуту защитить свою Родину.

Казак – это очень древнее слово, и означает оно – «вольный удалой человек»

 

3.Рассматривание кукол в казачьих костюмах.

- Ребята, а как одевались казаки?

-Обратите внимание на  кукол в казачьих костюмах.

 Одежда у казаков была простая и удобная. Казаки носили шаровары. Шаровары, с красной полосой и рубаху со стоячим воротником. Летом носили фуражки, а зимой папахи и шинель защитного цвета. Жена казака - казачки то же была красиво одета. Посмотрите на одежду куклы. Юбка и кофточка, которую носила казачка, называлась «парочка». Юбки были длинные и широкие, с множеством оборок. А кофточка и юбка украшались оборками и рюшами.

-Казаки носили высокие черные сапоги, а казачки туфли с широким каблуком и тупым носом, называли их черевички. Девушки вплетали себе в косы ленты, а женщины носили платки.

 -Дети, а как вы думаете казаки так же одевались, как мы сейчас? Давайте сравним нашу одежду и одежду казака и казачки.

                                 (Приложение 1. Фото 3)   

-Как вы думаете, чем занимались казаки? ( ловили рыбу, охотились, выращивали хлеб, охраняли границу).

-Вот мы с вами и оказались в прошлом, в горнице казака и казачки, посмотрели, как они живут, каким ремеслом занимались.

- А вы бы хотели погулять по нашему городу, каким он был много лет назад?

4. Беседа и просмотр презентации «Приморско-Ахтарск»-прошлое и

    настоящее»

 – Я вам предлагаю пройти со мной в музыкальный зал и посмотреть презентацию по теме: «Приморско- Ахтарск- прошлое и настоящее»    

- Подскажите мне, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).

- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

-Подумайте, что такое для каждого из вас Родина?

- Наша Родина, прежде всего, наш край, наш город. А как называется наш   город? (Ответы детей)

-На берегу, какого моря расположен наш город? (На берегу Азовского моря)

-Ребята, вспомним из истории, как строился и рос наш город.

         (Презентация «Приморско-Ахтарск -прошлое и настоящее»)

                                         (Приложение 1. Фото 4)

5.Физминутка

-Предлагаю немного отдохнуть и погулять по городу, повторяйте слова и движения:

Мы по городу идем (маршируют),

Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевая: ля-ля-ля).

Мы по улице шагаем (маршируют),

Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).

Делай шаг – раз, два,

Взмах руками – три, четыре.

Повернулась голова (в любую сторону),

Руки вверх и ноги шире.

Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.

 

 Ш. Рефлексия (Заключительная часть)

 -Вот и закончилось наше путешествие по городу.
Мы любим наш город,
Наш город родной.
Красив он и летом, красив и зимой,
Всегда в нашем городе много гостей,
Пускай приезжают – мы любим друзей.
Согреет их солнце, песок золотой,
Мы любим наш город,
Наш город родной.

 -Ребята, в какое путешествие мы отправились? Где мы с вами сегодня

    побывали? (в горнице казаков)

 - Что интересного видели? Что вам запомнилось о быте казаков?

 - С какими новыми словами познакомились?

 -  Какие достопримечательности нашего города вам больше всего нравятся?

 - А кому мы можем рассказать о том, что сегодня узнали?