Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9 «Волшебная полянка»
Сценарий подгрупповой образовательной деятельности
по познавательному развитию
в подготовительной логопедической группе
«Между прошлым и будущим… »
СКАЧАТЬ (с фото)
Автор: Гетьман Альбина Викторовна
г. Приморско-Ахтарск
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: продолжать развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. Знакомить детей с предметами быта кубанских казаков.
Воспитывать чувство гордости и ответственности за малую Родину.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей возникновения города, с его историческим прошлым.
- формировать представление детей о казаках, их быте, традициях, предметах одежды.
- расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами кубанского быта.
- формировать умение прослеживать связь между разными историческими эпохами.
Развивающие:
- развивать познавательную деятельность дошкольника, умение понимать неразрывную связь «прошлое – настоящее».
- развивать речь детей, мышление, память, творческую активность.
Воспитательные:
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
- воспитывать у детей положительные эмоции и любовь к родному городу, желанию беречь природу и красоту.
Методические приемы:
-игровой (использование сюрпризных моментов, занятие в форме «Путешествия»)
-наглядный (использование иллюстраций, мультимедийная презентация)
-словесный (беседа- диалог, вопросы, индивидуальные ответы детей)
-решение проблемных ситуаций.
Материалы и оборудование:
оборудование: мультимедиа аппаратура, слайдовая презентация «Приморско- Ахтарск - прошлое и настоящее», мягкие модули.
демонстрационный материал: предметы казачьего быта(рушник, чугунки, ложки деревянные, прялка, рубель , самовар) , фото- альбом «Достопримечательности родного города», макет “Кубанское подворье”,куклы «Казак и Казачка».
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций, фотографий достопримечательностей родного города, чтение художественной и исторической литературы. Изготовления макета «Кубанское подворье».
Содержание образовательной деятельности:
I. Вступительная часть
- Ребята, а вы бы хотели отправиться в путешествие? Только это не обычное приключение, а в прошлые времена.
- Как вы думаете на чём можно путешествовать? (ответы детей)
- Я вам предлагаю построить из модулей «Машину Времени», которая отправит нас в прошлое…
(Дети строят из мягких модулей постройку) (Приложение 1. Фото 1)
- Итак, предлагаю произнести такие слова:
Раз, два, три – повернись,
В нашем прошлом окажись.
II.Основная часть
(Дети вместе с воспитателем идут в мини-музей «Кубанская горница»,
который находится в детском саду)
1.Посещение мини- музея «Кубанская горница»
- Ребята, как вы думаете, где мы с вами очутились? ( в музее)
- А чему посвящен музей? (ответы детей)
- Как вы думаете, почему мы оказались здесь? ( наши предки были казаками и в музее представлен быт того времени)
- А кто вспомнит, как называлась комната в казачьей хате? (горница)
- Я вам предлагаю познакомиться с предметами быта кубанских казаков, а
что же было у казаков в горнице вы узнаете, если отгадаете загадки:
2.Отгадывание загадок:
«Стоит хата из кирпича,
То холодна, то горяча..» (печь)
-В каждой избе была печь. Печь не только обогревала хату. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там казачка хранила приспособления, необходимые для работы.
«Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит чугунок»
- Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
-Ребята, а в наше время в чём мамы готовят кушать? ( кастрюли)
-Посмотрите и сравните, какая посуда была раньше, а в какой сейчас готовят пищу.
-В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
- Молодцы, подумайте над следующей загадкой:
«На столе -
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит» (Самовар)
- Кто знает, для чего нужен самовар? (казаки пили чай из самовара)
-В середине хаты стоял стол, вдоль стола стояли лавки и скамьи. По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
«Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него утюг»
-Ещё у казачек был удивительный утюг – назывался «рубель»
-Ребята, посмотрите внимательно на утюг, как вы думаете, как им гладили? У него нет провода, потому что, старину не было электричества.
-Сейчас я вам покажу, как он помогал содержать в порядке вещи (происходит демонстрация глажки белья при помощи «рубеля», затем эти действия пробуют выполнить дети)
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
Вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
-Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников).
- Ребята, подскажите мне, какие новые слова вы узнали, как вы поняли их значение. (Ответы детей)
(Приложение 1. Фото 2)
-Дети, а кто же проживал в горнице?(ответы детей)
-Казаки были храбрые, смелые войны, готовые в любую минуту защитить свою Родину.
Казак – это очень древнее слово, и означает оно – «вольный удалой человек»
3.Рассматривание кукол в казачьих костюмах.
- Ребята, а как одевались казаки?
-Обратите внимание на кукол в казачьих костюмах.
Одежда у казаков была простая и удобная. Казаки носили шаровары. Шаровары, с красной полосой и рубаху со стоячим воротником. Летом носили фуражки, а зимой папахи и шинель защитного цвета. Жена казака - казачки то же была красиво одета. Посмотрите на одежду куклы. Юбка и кофточка, которую носила казачка, называлась «парочка». Юбки были длинные и широкие, с множеством оборок. А кофточка и юбка украшались оборками и рюшами.
-Казаки носили высокие черные сапоги, а казачки туфли с широким каблуком и тупым носом, называли их черевички. Девушки вплетали себе в косы ленты, а женщины носили платки.
-Дети, а как вы думаете казаки так же одевались, как мы сейчас? Давайте сравним нашу одежду и одежду казака и казачки.
(Приложение 1. Фото 3)
-Как вы думаете, чем занимались казаки? ( ловили рыбу, охотились, выращивали хлеб, охраняли границу).
-Вот мы с вами и оказались в прошлом, в горнице казака и казачки, посмотрели, как они живут, каким ремеслом занимались.
- А вы бы хотели погулять по нашему городу, каким он был много лет назад?
4. Беседа и просмотр презентации «Приморско-Ахтарск»-прошлое и
настоящее»
– Я вам предлагаю пройти со мной в музыкальный зал и посмотреть презентацию по теме: «Приморско- Ахтарск- прошлое и настоящее»
- Подскажите мне, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
-Подумайте, что такое для каждого из вас Родина?
- Наша Родина, прежде всего, наш край, наш город. А как называется наш город? (Ответы детей)
-На берегу, какого моря расположен наш город? (На берегу Азовского моря)
-Ребята, вспомним из истории, как строился и рос наш город.
(Презентация «Приморско-Ахтарск -прошлое и настоящее»)
(Приложение 1. Фото 4)
5.Физминутка
-Предлагаю немного отдохнуть и погулять по городу, повторяйте слова и движения:
Мы по городу идем (маршируют),
Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевая: ля-ля-ля).
Мы по улице шагаем (маршируют),
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова (в любую сторону),
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.
Ш. Рефлексия (Заключительная часть)
-Вот и закончилось наше путешествие по городу.
Мы любим наш город,
Наш город родной.
Красив он и летом, красив и зимой,
Всегда в нашем городе много гостей,
Пускай приезжают – мы любим друзей.
Согреет их солнце, песок золотой,
Мы любим наш город,
Наш город родной.
-Ребята, в какое путешествие мы отправились? Где мы с вами сегодня
побывали? (в горнице казаков)
- Что интересного видели? Что вам запомнилось о быте казаков?
- С какими новыми словами познакомились?
- Какие достопримечательности нашего города вам больше всего нравятся?
- А кому мы можем рассказать о том, что сегодня узнали?