Воспитатель, Кузьмина Л.Е..
МБДОУ «Детский сад №208» г. Чебоксары
Конспект занятия «Лекарственные растения»
Цель: расширять знания о пользе и применении лекарственных трав; познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений; развивать интерес к познанию растительного мира нашего края.
Оборудование: картинки растений, аптечные упаковки с травяными сборами, разрезные картинки по теме «Лекарственные растения».
Ход занятия:
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура и таблетки.
Ну, а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Воспитатель
Посмотрите на картинки, какие растения вам знакомы? (Одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка, подорожник). Какие из этих растений можно назвать первоцветами? (Одуванчик, мать-и-мачеха). Вы знали, что одуванчик и мать-и-мачеха считаются еще и лекарственными растениями!
Воспитатель
Одуванчик — очень полезное растение: из одуванчика делают варенье! Настоящее, похожее на мед. Так его и называют «мед из одуванчиков». Но для такого варенья нужно собирать цветки очень далеко от города и от дорог. Как вы думаете, почему? Из листьев и корня одуванчика делают полезный салат, в нем много витаминов. А еще одуванчик может предсказывать погоду. Как он нам может подсказать, что скоро пойдет дождь? Одуванчик говорить, как человек не умеет, но говорит нам по-своему: закрывает свои лепестки и опускает головку. А если одуванчик уже белый, то перед дождем он складывает свои парашютики – прячется от будущего дождя. И нам с вами говорит: скоро дождь начнется.
Воспитатель:
А это растение мать-и-мачеха. Почему его так называют? (у него с одной стороны листочек теплый – мать, а с другой холодный – мачеха). Правильно, а еще оно помогает при кашле, заваривают травку и пьют, как чай.
Воспитатель
Узнали, что это за растение? (Подорожник). Почему его так называют? (Растет вдоль дороги). Послушайте легенду о том, как люди узнали о лечебных свойствах подорожника. Однажды две змеи грелись у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, другую переехало колесо телеги. Люди, сидящие в телеге, увидели, что невредимая змея вскоре вернулась с листком подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай и подтолкнул людей на использование подорожника для лечения ран. Поранили ножку или ручку, помочили листочек и приложили его к ранке, кровь останавливается, и ранка заживляется.
Воспитатель
Ромашку тоже знают все и никогда с другими цветками не перепутают. Ромашку так и называют – ромашка лекарственная, потому что она от многих болезней помогает. Отвар из ромашки применяют при простудах и заболеваниях желудка, а также для полоскания полости рта при ангине. А если этим отваром помыть светлые волосы, то они приобретут золотистый оттенок. Ребята, а о каком растении говорят, что оно жжется? Правильно, это крапива. Листья крапивы богаты разными полезными солями и из нее готовят борщи и салаты. Крапива является также очень ценным кормом для домашних животных. Коровы, получающие крапиву, дают молока больше и лучшего качества. Куры, гуси, утки, индейки несут больше яиц. Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. А еще крапиву используют в шампунях для волос. Волосы, вымытые с использованием крапивы, лучше растут, блестят, избавляются от перхоти.
Еще очень много лекарственных растений можно найти на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа.
Дидактическая игра «Собери растение» - дети из разрезных картинок составляют лекарственное растение.
Физкультминутка «Говорит цветку цветок».
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок» (дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой (дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай (вращение головой)
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка (наклоны)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся (встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе (руки, через стороны вверх – вдох; руки вниз – выдох).
Ребята, вспомните, с какими лекарственными растениями мы сегодня познакомились? Есть специальные правила сбора лекарственных трав. Лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.
Как правильно собирать лекарственные травы?
- ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.
- лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.
- нельзя пробовать растения на вкус.
- каждый вид растения собирают отдельно.
- после сбора растений вымыть руки с мылом.
- не рвать растения без надобности.
Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!