Конспект непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Осень»
Программное содержание:
Образовательные– формировать представление об осени, как времени года, закреплять с детьми названия осенних месяцев, учить понимать закономерности явлений природы.
Развивающие– развивать интерес к изменениям, происходящим в природе; развивать умение устанавливать взаимосвязь, делать выводы.
Воспитательные – воспитывать любовь к природе, умение ценить красоту родной природы, беречь ее.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, заучивание
наизусть; наблюдение во время прогулок за изменениями в природе. заучивание песен об осени; рассматривание иллюстраций картин известных художников, изображавших осень: И. С. Остроухов «Золотая осень» и И. И. Левитан «Золотая осень»; рисование и лепка фруктов и овощей, д/игры «Угадай по вкусу», «Отгадай по описанию».
• Конверт с письмом и заданиями от Бабы-Яги
• Кружочки из картона для «кочек»
• Листочки из картона для дорожки;
• Овощи и фрукты, пазлы в конвертах.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята сегодня утром, когда я открыла окно к нам с осенним ветерком залетел кленовый листик. А там что – то написано. Давайте вместе прочитаем.
«Не будет у вас Осени! Я, Баба яга, её похитила! Если хотите ее вернуть, вам придется выполнить задания. А задания вам нужно будет найти. Я спрятала карту за глобусом. АХА-ХА-ХА»
Воспитатель: Ой, ребятки, это проделки Бабы яги, и что же нам делать?
Дети: Надо спасать осень!
Воспитатель: Тогда в путь! Посмотрите тропинка из листочков, она приведёт нас к первому заданию.
(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).
Ну вот мы и добрались.
1 задание. (Читает задание)
1. Назовите, пожалуйста, времена года? (Зима, весна, лето, осень).
2. Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).
3. Как называют осень в сентябре? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).
4. А какая осень в октябре? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).
5. А в ноябре осень? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием!
Теперь идем дальше, нам нужно пройти болото, ну мы же с вами не боимся трудностей?
Дети: Не боимся трудностей.
Воспитатель: А вы помните как себя вести на болоте?
Дети: нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, и засосёт трясина.(перешагивают с одного обруча на другой обруч)
Воспитатель: Интересно сколько же здесь кочек?
(Проходят по кочкам, считая их про себя, спросить 2-3 человек, сколько кочек насчитали).
Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие.
А вот и пришли к следующему заданию, слушайте внимательно.
2 задание.
Воспитатель: какие осенние приметы вы знаете?
Ответы детей: Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, перелётные птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились.
Теперь нам нужно пройти по тоненькой веревочке. Она приведет нас к следующему заданию.
3 задание.
Отгадай загадку. (Дети сами ищут отгадки в корзине и кладут на поднос, вправо – овощи, влево – фрукты).
1.Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка)
2.Сто одёжек и все без застёжек.
(Капуста)
3.На высокой ветке зреет,
Словно лампочка желтеет,
И блестит, как после душа.
Этот милый фруктик
(Груша)
4.Апельсина жёлтый брат.
И никто не виноват,
Что ужасно кислый он,
Этот маленький
(Лимон)
5. Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук)
6. Лежит меж грядок, зелен и сладок.
(Огурец)
7. Апельсину он братишка,
Но поменьше, фрукт-малышка.
Тоже делится на дольки,
Но они поменьше только.
(Мандарин)
8. Этот овощ кисло-сладкий,
Круглый, сочный, мягкий, гладкий.
Щеки докрасна натер,
И зовется... (Помидор).
9. На пюре она годится,
В чай ее кладут едва ли.
До весны она хранится
В погребке или подвале.
Вы подумайте немножко.
Ой, да это же... (Картошка).
10. Полюбуйся: что за сказка!
В грядку спряталась указка.
Ярко-рыжая плутовка!
А зовут ее... (Морковка).
Воспитатель: Как одним словом называется, то, что лежит на первом подносе?
Дети: фрукты
Воспитатель: А на втором?
Дети: овощи
Воспитатель: Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Следующее задание спрятано за ширмой театральной. Где же это?
4 задание. (Дети находят конверты за ширмой и несут воспитателю, он открывает, достаёт).
Воспитатель: Что делать не пойму? (дети объясняют, что надо делать)
Дети: Собрать пазлы!
Воспитатель: Что изображено на этих картинках? Какое время года? (Осень — чудесное и очень красивое время года)
Дети: Осень!
Воспитатель: Приготовились, начали! (дети собирают пазлы на столе)
Воспитатель: Какие вы молодцы! И с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Бабы яги.
Воспитатель: Следующее задание лежит у доски. (Нужно говорить, правда так бывает или нет. Говорим да или нет.) Слушаем внимательно.
5 задание.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Молодцы! Слушаем следующее задание:
6 задание:
«Ветер перепутал все листья, им нужно найти пару».
Воспитатель: Каждый берет по одному листику и ищет им пару. Нужно называть с какого дерева их листик.
(Дети выполняют задание)
Молодцы, вы ловко справились со всеми заданиями и дошли до избушки Бабы яги, но что-то она не спешит освобождать нашу пленницу. Она хочет чтобы вы ей оставили на память открытку про осень.
Воспитатель: Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы! Что вы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что вам больше нравится в осенней поре? Какие, вы, молодцы!