Бокк Анжела Самвеловна
Конспект на тему: «Живая и неживая природа»
( подготовительная группа)
Воспитатель: Бокк А.С
Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.
Задачи:
Образовательные:
- выявить и обобщить знания детей о природных и искусственных объектах о живой и не живой природе.
- формировать целостный взгляд на природу о неразрывной связи человека с природой, (человек - часть природы, в природе всё взаимосвязано).
- Выявить знания о зимующих и перелетных птицах
Развивающие:
- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость.
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь.
- способствовать развитию познавательных интересов, приобщать к действенному отношению к природе.
- формировать познавательный интерес к изучению окружающего мира.
- способствовать формированию экологической культуры.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания, ответственность за ее сохранность.
- формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.
Оборудование: Воздушный шар, конверт, мольберты, столы
Раздаточный материал: Картинки с живой и неживой природой. Картинки-знаки экологические, карточки животных и их домов для игры «Чей дом», зимующие и перелетные птицы
Предварительная работа: Наблюдение в природе за объектами «живой» и «неживой» природы, рассматривание иллюстраций, игра «Найди птицу»
Ход занятия
I. Вводная часть:1. Организационный момент в приемной
Ритуал утреннего приветствия в кругу
Что за чудо-чудеса
Раз рука и два рука
Вот ладошка правая ( смотрят на ладоши)
Вот ладошка левая
И скажу вам не тая
Руки всем нужны друзья
Сильные руки не бросятся в драку( машут в стороны)
Добрые руки погладят собаку ( поглаживают руки)
Умные руки умеют лечить ( гладят щеки)
Чуткие руки умеют дружить ( берутся за руки)
Ребята посмотрите, у нас сегодня гости на занятии. Давайте с ними поздороваемся. И подарим им на весь день хорошее настроение.
Воспитатель: Радость и доброта всегда помогают человеку. Так давайте, начнем наше занятие с улыбки.
2.Вводная беседа, рассуждение, выявление темы занятия
Воспитатель: На столе воздушный шар к нему прикреплен конверт ( в конверте разрезные картинки эколят) дети собирают картинку и узнают от кого письмо.
Воспитатель: Читает письмо …Дорогие ребята мы Эколята защитники природы , мы ее очень любим, охраняем её, бережем её, и следим за тем, чтобы другие не нарушали правила поведения в природе. На свете так много людей, которые губят природу, и мы иногда не справляемся с нашей миссией, поэтому предлагаем вам вступить в наши ряды и заботится о природе вместе с нами. Но для этого вы должны пройти испытания. В конце вас ждет награда
Воспитатель: Ну что ребята готовы стать эколятами – защитниками природы…тогда приступим к выполнению заданий( предлагаю сесть на стулья)
Воспитатель:
— Юные эколята должны много знать о природе. Что такое природа?
(Дети высказывают предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы, горы, звёзды....)
Воспитатель: Всё что мы видим и наблюдаем - это природа. Она существует без помощи человека. А что нельзя назвать природой?
Дети: То, что сделано руками человека.
А сейчас приступаем к выполнению заданий - разминка и посмотрим какими знатоками природы вы являетесь? Готовы? Будьте внимательны.
• Кого называют «лесным доктором»? (Дятел)
• Какая птица любит сало? (Синица)
• Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник)
• На каком дереве растут желуди? (На дубе)
• У какого дерева белый ствол? (У березы)
• Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (Птицы)
• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка)
• Кого из животных называют косолапым? (Медведя)
• Дикий родственник свиньи. (Кабан)
• Назовите животных, которые впадают на зиму в спячку. (Ёж, медведь, барсук.)
• Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные)
• В какое время года появляются подснежники? (Весна)
Воспитатель:
— Молодцы, вы все назвали правильно. Ребята как вы думаете все мы перечислили живая или неживая природа ? ( ответы детей)
Ребята, всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. : Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания.
Живая природа - это все, что передвигается, растет, дышит, питается, даёт потомство.
Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки).
Сейчас второе задание
Подойдите к столу. На столе лежат карточки с признаками живой и неживой природы.( дети делятся на группы) Вы должны из предложенных карточек выбрать что относится к живой и неживой природе (Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выбора)
Воспитатель: Молодцы справились с заданием
Воспитатель:
— Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы? Почему?
Дети:
— Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.
Воспитатель: Предлагает встать в круг на физминутку
Физминутка
Мы немножко отдохнем, (встать, ноги вместе, руки)
Встанем, глубоко вздохнем. (через стороны – вверх - вдох, опустить вниз -
выдох)
Дети по лесу гуляли, (ходьба на месте)
За природой наблюдали. (повороты головой влево - право)
Вверх на солнце посмотрели (встать на носки, руки через стороны)
И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх)
Чудеса у нас на свете (присесть, руки на поясе)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали, (встать на носочках, руки на поясе)
Великанами мы стали. (спина прямая, тянемся вверх)
Бабочки летали, (бег на месте, плавные махи руками)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, (хлопки в ладоши)
Ногами топаем. (притопы на месте)
Хорошо мы погуляли, (дети присаживаются на свои места)
И немножечко устали. (слушают пение птиц)
Воспитатель: Третье задание Дидактическая игра « Найди дом для потеряшек» ( на столе карточки с разными животными, дети должны найти дом для животных)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием!
Воспитатель: Четвертое задание «Определи зимующих и перелетных птиц»
Воспитатель: Ребят у эколят –защитников природы есть такой девиз
«Только вместе, только дружно. Помогать природе нужно!»
Воспитатель: Ребята, а вы помните правила поведения в лесу?
Перед вами экологические знаки. Поиграем с вами в игру «Подбери знак». Вы по очереди будете называть мне правила поведения в лесу, показывая соответствующий этому правилу экологический знак. (Дети называют правила поведения в лесу и показывают знаки)
Воспитатель: Молодцы, ребята знаете правила поведения в лесу.
Воспитатель: Ребят наше занятие подходит к концу и я с гордостью хочу сказать что вы справились со всеми заданиями и теперь по настоящему вас можно назвать эколятами- защитниками природы…любите ее, защищайте, берегите и соблюдайте правила ( детей награждаем медалями эколята)
Воспитатель: Подведение итога ( посвящение в эколята, награждение медалями)
Рефлексия : Красный и зеленый домик – дети выбирают кружок по цвету и соотносят их с домом( трудности-красный, зеленый – все легко)
РебятаВам понравилось наше занятие?
О чем мы говорили? Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей), сложно было или легко?